Лучше меньше, да жестче?
20 января 2014 в 10:59

Лучше меньше, да жестче?

Стремление подготовиться к возможному кризису – банковскому и экономическому – видимо, является одной из основных причин политики ЦБ, которую в общем и целом можно охарактеризовать как ужесточение. Помимо кредитной политики, гайки закручиваются в банковском надзоре. Так, сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 330414–6, который усиливает контроль за выполнением банками функции налогового агента. Главным итогом этого законопроекта станет фактическая девальвация понятия «банковская тайна», к которой налоговики будут иметь оперативный доступ, а полученные ими сведения легче будет использовать в суде.
Недавно стали известны критерии системно значимых банков. Исходя из размера (активов), объема частных вкладов, а также роли на межбанковском рынке, регуятор выделит финансовые организации, на которые придется до двух третей суммарного «обобщающего результата» банковской системы и которые будут контролироваться Банком России намного пристальнее.
ЦБ также планирует ввести во все крупнейшие банки (активы более 50 млрд руб. и вклады более 10 млрд руб.) своих уполномоченных. Всего таких банков более 150. Это решение принято, чтобы снизить поток недостоверной информации от коммерческих банков. Истории с недавними отзывами лицензий свидетельствуют, что в подавляющем большинстве таких случаев имело место «игра с отчетностью» или ее откровенная фальсификация.
Со стороны регулятора создаются все условия для сокращения игроков на банковском рынке. В России более 900 кредитных учреждений и, конечно, за таким количеством банков сложно следить эффективно. С другой стороны, на 20 крупнейших банков приходится 70% нетто-активов всей банковской системы России. Поэтому уход с рынка относительно крупных игроков и перетекание их клиентов в банки из топ-20, на наш взгляд, не будет идти на пользу повышению устойчивости банковского сектора.
Уже второй год президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию делает акцент на теме «деофшоризации» экономики России. Под горячую руку борьбы с офшорами попадают и банки. Эльвира Набиуллина до вступления в должность председателя Банка России входила в рабочую группу при Администрации президента РФ по борьбе с офшорным характером российской экономики.
За последние полгода банки стали значительно чаще привлекаться к ответственности за нарушение «антиотмывочного» законодательства. В частности, нарушение требования глубже идентифицировать своих клиентов уже стало основанием для отзыва ряда лицензий банков. Конечно, сыграло на руку и ужесточение самого законодательства. Однако, на наш взгляд, решающую роль в проводимой сейчас «зачистке» играет личность председателя ЦБ. Будучи близким к президенту человеком, Эльвира Набиуллина имеет возможность проводить решительную политику.
Из 27 банков, лишенных лицензии со времени назначения Набиуллиной председателем ЦБ, в половине случаев это происходило в том числе за проведение сомнительных операций и нарушение закона № 115-ФЗ. Это основание однозначно стало применяться чаще по сравнению с прошлым годом. На это также сыграли поправки, внесенные в указанный закон другим нормативным актом – законом № 134-ФЗ от 28 июня 2013 г. Во втором полугодии 2012 года практически все банки были лишены лицензии за потерю ликвидности, фальсификацию отчетности и недостаточность активов. Эти основания являются стандартными практически для всех случаев и сейчас.
Отметим, что в 2014 году обещается также сокращение количества страховых компаний, которых сейчас 410. Страховой рынок могут покинуть порядка 60–70 организаций. Так что тренд на укрупнение – признак всего финансового рынка. Интересно отметить, что зарождение этого тренда по времени совпадает с переходом ФСФР под крыло ЦБ и создания мегарегулятора.

50
Комментарии (0)

Выберите из списка
2014
2014
2013