Пряник со вкусом кнута
29 ноября 2013 в 13:20

Пряник со вкусом кнута

Намерение президента Путина вернуть сотрудникам Следственного комитета право возбуждать налоговые дела без участия налоговиков – самая обсуждаемая среди бизнес-сообщества новость. Возврат следователям отобранного ранее права является логичным и предсказуемым шагом в рамках проводимой Владимиром Путиным политики по «деофшоризации» нашей экономики.

Курс на нее, напомню, был объявлен ровно год назад в послании Федеральному Собранию. Тогда президент РФ сказал, что необходима «целая система мер по деофшоризации нашей экономики», включая и повышение прозрачности офшоров, и защиту прав предпринимателей, и развитие законодательства и судебной системы, чтобы российская юрисдикция стала привлекательной для ведения бизнеса, и не было стимулов использовать офшоры. То есть президент дал понять, что действовать надо и кнутом, и пряником.

В плане повышения прозрачности офшоров в 2013 году был сделан прорыв. На международном уровне фактически создана система автоматического обмена налоговой информацией. Россия, председательствовавшая в этом году в «большой двадцатке», всячески этому способствовала, включая в повестку практически всех мероприятий G20 вопрос доступа налоговых органов к банковской тайне – настоящему кладезю информации о налогоплательщиках. В итоге, двадцать крупнейших экономик мира фактически договорились об обмене этой информацией. Присоединение всех остальных – дело времени. Так, с офшорными юрисдикциями уже подписываются многосторонние соглашения, приоткрывающие банковскую тайну.

А вот в плане повышения привлекательности российской юрисдикции деофшоризация продвинулась не так заметно. С одной стороны, Россия поднялась сразу на 19 строчек в мировом рейтинге Doing Business 2014 (92-е место вместо 111-го год назад), но это все равно далеко от желаемого уровня. По ряду показателей (например, по легкости получения разрешений на строительство, подключению к системе энергоснабжения, защите прав инвесторов, трансграничной торговле) мы не входим даже в первую сотню. Сильно влияют на международный образ России и резонансные события, типа запрета усыновления детей иностранцами, приговоров оппозиционным политикам, задержание активистов экологического движения «Гринпис».

В общем, с кнутом в России проблем нет: политика в этой сфере демонстрирует удивительную, не всегда свойственную нашей власти, последовательность. Контроль ужесточается, эффективность его растет. А с пряником пока туговато. Власти, с одной стороны, внедряют «предпринимательскую инициативу», разрабатываются «дорожные карты» по улучшению инвестиционного климата в тех или иных областях… Но когда дело доходит до вопросов, касающихся ослабления контроля, снижения давления государства на бизнес и физических лиц, демонстрируется жуткая несговорчивость.

Можно вспомнить и повышение страховых взносов для предпринимателей, которое должно было компенсироваться налоговыми каникулами (не состоявшимися), и амнистию предпринимателей (эффект от которой оказался более чем скромным), и то, о чем говорилось в самом начале, ‑ возврат налоговикам права возбуждать уголовные дела по налоговым основаниям. Сюда же можно добавить объединение Высшего арбитражного и Верховного судов. Первый в предпринимательской среде считается образцовым, там вполне реально выиграть дело у государственной инстанции. Поэтому фактическое упразднение этого института приведет, скорее всего, к усилению обвинительного уклона в российском правосудии. То есть, выражаясь мягко, к усилению контроля, выражаясь жестко – к закручиванию гаек и неоправданному повышению административного давления.

Во всех этих примерах просматривается принципиальная позиция, мешающая принимать правильные решения, доводить позитивные перемены до конца и не портить благие намерения поправками, их дезавуирующими. Эта позиция состоит в невозможности принять презумпцию невиновности предпринимателей. Отчасти это сохранилось еще с советских времен, отчасти подкрепляется воспоминаниями о «лихих 90-х», когда считалось, что если бизнесмен, значит, бандит.

В любом случае сейчас это мешает правительству принимать эффективные меры по стимулиро

48
Комментарии (0)

Выберите из списка
2014
2014
2013