Что такое НАТАЛИЗМ
14 февраля 2009 в 06:53

Что такое НАТАЛИЗМ

Идеология натализма

Предлагается биополитологическая концепция натализма, концепция «порождающего» государства. Она основывается на психологическом определении понятия «родина» и бионическом рассмотрении процессов становления, введения в жизнь живых организмов. Требует активной деятельности государства в период становления новых или признанных необходимыми структур, доведения их до уровня самостоятельной дееспособности и ограниченного надзора за успешно работающими. Основной принцип натализма: помогай, где надо и не мешай, где помощь не требуется. Отличается от патернализма ограничением вмешательства в дела хозяйствующих лиц только для оказания необходимого содействия и от этатизма — направленностью на всестороннее развитие личности. Натализм рассматривает государство как необходимый партнерский институт, но не как цель развития общества и не как отстраненного наблюдателя.
Исторически его можно связать с идеями А.П. Кропоткина о взаимопомощи как двигателе прогресса.
Успешному человеку, который «сделал себя сам» может такой подход не понравиться. Он хорошо усвоил либеральные постулаты, вроде «помоги себе сам», «каждый за себя, только Бог за всех», «победи в борьбе за существование», «доход выше морали» и т.д. А теперь ответьте на вопрос: смогли ли бы Вы добиться успеха, если бы пришлось начинать дело в развитой конкурентной среде, где все ниши уже заняты, все услуги предложены и на всех направлениях работают уже развитые структуры с налаженным производством, сбытом и кредитом? Посмотрите еще, а как на практике? Много ли создано производств в реальном секторе экономики? В основном это будет шиномонтаж, тюнинг, ремонт, в лучшем случае отверточная сборка. (Даже «Марусю» Фоменко с друзьями собрали из готовых частей, используя огромный потенциал неформальных связей). Настоящее же производство, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности «лежит на боку» и будет лежать, пока государство не «разрулит» ситуацию.
И, пожалуй, основная трудность здесь в неумении управляться с огромными доходами от продажи природных ресурсов. Дело в том, что каждое государство стремится к нулевому балансу экспорта-импорта. Иначе оно останется без денег. Покупая у нас нефть и газ Польша не может не требовать, чтобы мы покупали у нее картошку и свинину, Голландия — мясо, птицу и цветы, покупая у нас металл, Америка будет настаивать на экспорте в нашу страну «ножек буша», автомобилей и т.д. По чисто экономическим соображениям наше материальное производство не вписывается в систему международных экономических отношений. Оно в нем излишне. Без специальной государственной политики ни какие сверх усилия частных лиц производство в стране не поднимут. Это можно сделать только совместными усилиями государства предпринимательства и общества в целом.
В развитие этих идей мы и предлагаем, приводимую здесь концепцию общественного устройства. Более подробно с системой идей, лежащих в ее основе можно познакомиться на сайте nika-egida.narod.ru
К концепции излагаемой здесь политико-экономической системы, которую можно охарактеризовать как натализм (от лат. natalis — связанный с рождением) можно прийти разными путями. Обозначим начальные условия.
В настоящее время страна находится в затянувшемся начальном периоде процесса преобразования хозяйственно-экономической системы из тоталитарной, жестко-плановой, централизованно управляемой в в определенной степени саморазвивающееся, регулируемое спросом рыночное хозяйство, которое в свою очередь может рассматриваться только как базовое для построения социального общества, удовлетворяющего запросы человека как биологического существа с высоко развитым интеллектом и художественным восприятием мира. Мы должны предполагать, что при этом процессе должно возникнуть множество новых хозяйственных структур (промышленных предприятий, баз, посреднических организаций и т.п.) благополучное развитие которых и должно составить новое рыночное народное хозяйство. Отметим, что западное, кажущееся сейчас недостижимо благополучным политико-хозяйственное устройство устанавливалось в течение столетий, преодолевая кризисы, войны и революции.
Значит ли это, что мы должны идти к нему также столетиями вторично преодолевая те же препятствия, через которые прошли развитые страны и дореволюционная Россия в том числе? Видимо нет. Вся предыдущая история человечества была посвящена поиску этого устройства и на сегодняшний момент оно видится как организующиеся в рамках исторически сложившихся государств общности политически и экономически свободных граждан. Примерный идеал подобного государственного устройства на настоящий момент для нашей страны могут представлять некоторые западные демократии. Нам же нужно лишь разработать пути подхода к подобному устройству общества из нашего сегодняшнего положения по возможности избегая копирования тех отрицательных черт, которых там также достаточно и в то же время, обогащая его теми позитивными наработками, которые были сделаны в нашем обществе за предыдущие периоды его развития. Нельзя также упускать из виду, что процесс общественного развития не стоит на месте, и сами западные демократии, во первых, достаточно разнообразны и, во вторых, не останавливаются в своем развитии. Сейчас их длительное неконтролируемое развитие по либеральному пути ставит перед ними ряд вопросов в национальной сфере. Встают они и перед нами. И эти вопросы надо будет решать совместно, но с учетом региональных особенностей.
К сожалению, в руководящих кругах нашей страны получила широкое распространение довольно упрощенная концепция построения подобного типа общества в России. Согласно ей нужно только не мешать образованию новых жизнеспособных экономических, финансовых, промышленных структур, которые в условиях «здоровой конкуренции», уничтожая друг друга и явятся основой нового хозяйственного устройства.
Школой подобной деятельности для большинства граждан должно было явиться мелкое частное предпринимательство, кооперативное производство, розничная, в еще большей степени мелкорозничная торговля, «челночесство» и тому подобная самостоятельная деятельность граждан.
Реально это вылилось в создание огромных частных состояний не работающих на хозяйственно экономическую систему страны в целом или даже работающих против нее, в возникновении частных и государственных финансовых пирамид, неразумное манипулирование государства с которыми явилось одной из важных причин его банкротства, элементарное расхищение общей собственности, страшную криминализацию хозяйственной и финансовой деятельности и тому подобные негативные явления.

В пропаганде шокового пути перехода к саморегулирующейся рыночной экономике часто присутствует метафорический пример к сожалению почти буквально понятый нашим руководством, получившем свое образование в системе партийной учебы КПСС, где он стандартно фигурировал как один из принципов капиталистического образа хозяйствования. Метафора эта заключается в том, что если хочешь научить своего ребенка плавать, то вывези его на лодке на глубокое место и брось в воду. Если этот утонет то ни чего страшного, принимайся за следующего. Странным образом население оказалось глухо к столь замечательной рекомендации в отношении применения ее в семейной жизни и неразумно предпочитает обучать детей плаванью под присмотром опытных педагогов. Однако государство все продолжает и продолжает топить своих «детей» нарождающиеся структуры нового хозяйственного уклада, а за одно и одряхлевшие структуры старого уклада, также не приспособленные к новым условиям существования, не желая понять, что от него требуется. Правда в оппозиции, а в последнее время и в лояльных к правительству кругах все чаще начинают раздаваться голоса, требующие возврата к государственному регулированию народного хозяйства. Однако здесь велика опасность вернуться к методам хозяйствования неконкурентоспособным на мировом уровне. (Об опасности подобного хода событий см. раздел "Границы наталистической опеки.)
Какой же тип регулирования может быть предложен и при каких отношениях между личностью и государством он может осуществляться? Попробуем применить известный принцип бионики — посмотрим как реализуются аналогичные процессы в живой природе.

Не только люди занимаются развитием сложных систем (которыми являются современные государственные и народно-хозяйственные устройства). Еще более сложными являются живые организмы. Приглядимся, как живая природа организует вхождение в жизнь новых зарождающихся организмов.
Только у самых примитивных, низкоорганизованных из них вроде мхов, папоротников, низших беспозвоночных, значительной части рыб забота о потомстве ограничивается выпуском в окружающую среду свободных половых клеток — гамет, которые действительно ведут борьбу за существование, рассчитывая исключительно на свои собственные силы и на удачу. Зато и коэффициент полезного действия подобного типа развития чрезвычайно мал. Лишь единицам из миллионов удается образовать новое животное или растение. И не эти живые организмы в процессе эволюции жизни на земле образовали наиболее сложные структуры, оказались наименее зависимыми от изменяющихся условий внешней среды, и в конце концов в одной из ветвей обрели возможность образования интеллекта.
явились победителями в борьбе за существование.
А те, которые таковыми являются высшие покрытосеменные растения, высшие позвоночные животные млекопитающие и птицы выработали множество приспособлений для защиты и облегчения прохождения всего пути развития, как гамет, процесса оплодотворения, так и дальнейшего существования зарождающегося и молодого организма. Это зародышевый мешок, пыльцевое зерно и сам процесс опыления, обеспечиваемый целым набором специальных весьма и весьма хитроумных приспособлений, плод, обеспечивающий защиту и распространение семян и, наконец, само семя, представляющее собой защищенный специальными оболочками уже развившийся молодой организм с листочками, стебельком и корешком к тому же снабженный на первое время запасом питательных веществ (Эмбриология цветковых …, 1994).
Еще дальше пошла забота о начальных стадиях существования организма у животных. Кроме внутреннего оплодотворения долгого дородового развитии внутри материнского организма, обеспеченного целой системой приспособлений по питанию и предохрананию зарождающегося организма от возможных повреждающих факторов, у большинства высокоорганизованных животных возникло множество приспособлений, связанных с длительной иногда многолетней заботой о молодых животных и после их рождения (Токин, 1987; Мак-Фарленд, 1988). Как видим, природа отнюдь не стремится поскорее создать для своих творений условия конкурентной борьбы, видимо находя иные методы для их совершенствования.
Переводя приводимые выше рассуждения в область общесистемных представлений, мы можем сказать, что сложная самоорганизующаяся система тем успешнее развивается, чем лучше обеспечены питанием и защитой ее первоначальные стадии развития.
Кто же может и должен обеспечить первичное зародышевое существование и развитие тех новых хозяйственных и экономических структур, которые должны развиться в полноценный механизм нового рыночного общества? Попробуем ответить на этот вопрос.
Наиболее естественным образом концепция наталистического государства вытекает из биополитологического определения понятия родины. С нею можно познакомиться в статье "К формированию биополитологического определения понятия «родина», помещенной в настоящем сборнике. Здесь же отметим, что новорожденный организм представляет из себя в определенной степени чистый лист, на котором генетика заполнила лишь не большое количество граф. Она до определенной степени определила конституцию, характер, темперамент, способности человека, обеспечила некоторыми врожденными социальными инстинктами. Все дальнейшее заполнят воспитание и образование, которые будут определены окружающим миром. Для облегчения заполнения этой таблицы, для облегчения вживания новорожденного в окружающую среду, его «врастания в жизнь» эволюция выработала у высоко организованных животных и человека определенные механизмы. Одним из них является формирование некоторого образа окружающего мира, окружающего его в начальные периоды развития. Хотя формирование и переформирование личности в общем может происходить в течении всей жизни, внешние воздействия на психику взрослого человека оказывают гораздо меньший эффект, чем на психику ребенка. Некоторые же кардинально важные особенности психики формируются лишь в раннем детстве. Таким образом ранний детский, подростковый и юношеский возраста, благодаря наличию сенситивных периодов открытые для внешних воздействий имеют особо важное значение для формирования психических особенностей личности человека, тех особенностей, которые окажут непосредственное управляющее воздействие на направление реализации генетически заложенных возможностей индивида. В это время формируется личность человека со всеми его этическими, эстетическими, моральными, поведенческими особенностями. Поэтому, в психологическом плане понятие «родина» определяется следующим образом: Родина это многокомпонентная, запечатленная в сознании и подсознании как привычная, формирующая адекватный психологический ответ система окружающего мира, возникающая в начальный период роста и развития человека и в силу кратковременности сенситивных периодов в значительной степени не заменимая на протяжении последующей жизни. Более кратко это можно сформулировать следующим образом: Родина это запечатленный в ранние периоды развития образ окружающего мира, способствующий адекватному поведению особи в процессе жизнедеятельности.
Интуитивно или полуинтуитивно, частично под воздействием воспитания в сознании людей понятие родины ассоциируется с понятием родителей, родительской опеки и заботы: родина — мать, отчизна. Эта связь между человеком и его родиной издавна эксплуатируется государствами и отдельными правителями, требующими от населения защиты себя и своих интересов наравне и, даже, в приоритете с интересами матери-родины и народа. Подобный упор на защитную роль народа по отношению к правительству приводит, в конце концов, к нелепице. Ведь основная функция родителей состоит совсем не в том, чтобы их защищали, а как раз в обратном — в защите и помощи, оказываемой родителями детям в трудные периоды их жизни. В первую очередь, конечно в младенчестве и детстве, но, как показывает опыт нашей жизни помощь и взаимопомощь детей и родителей оказывается всю жизнь.
И если в сознании народов нашей страны, (впрочем, как и в сознании других народов, по отношении к своим странам) в нашем сознании сложился образ родины-матери, органично присущий человеку, как биологическому существу, то это, несомненно, благоприятное основание для построения позитивной политической идеологии. Ее можно назвать идеологией натализма (от лат. natalis относящийся к рождению). Суть ее можно сформулировать следующим образом: Сознание, подсознание, психика новорожденного и развивающегося организма формируются под воздействием совокупности факторов окружающей среды, воспринимаемых как привычные и необходимые составляющие психологического фундамента взрослой личности. Субъективно и объективно эти составляющие формируют у человека «чувство Родины», в общем виде, присущее ему как биологическому существу.
Совокупность факторов, формирующих у человека чувство родины, представляют собой неотъемлемую коллективную собственность каждого индивида, принадлежащую ему наравне с другими членами данной общности по праву рождения и воспитания.
Исторически сложившимся фактом является то, что в настоящее время в качестве подобных коллективов выступают народы, населяющие современные государства. Принадлежащие к данной общности индивиды имеют преимущественное по сравнению с членами других таких же образований государств, право на использование совокупностей этих факторов в своих интересах, в целях улучшения условий своего существования.
Коллективный и связанный с рождением и жизнеобеспечением в критические периоды существования характер связей между личностью и его родиной определяют естественный тип взаимоотношений между ними.
Родина, страна, в лице ее властных структур правительства и государства должны выступать по отношению к призвавшему их к координирующей и регулирующей деятельности населению, гражданам в определенной степени как заботливые, но мудрые родители относятся к своим малолетним, взрослеющим и взрослым детям, соответственно меняя свое поведение во взаимоотношениях с каждой возрастной группой и с состоянием, в котором они находятся. Для новорожденного и подрастающего слоя граждан должны быть обеспечены здоровый быт, хорошее воспитание и образование. Сделано это должно быть как путем непосредственного государственного участия, так и путем создания таких политико-экономических условий для слоя взрослых граждан, которые как минимум в полной мере могли бы обеспечить воспитание своих детей. (Мы должны отметить, что сравнение государства с родителями это только метафора, но метафора достаточно плодотворная и помогающая уяснить суть требуемых отношений. При этом необходимо помнить, что «государство» понимается не как руководящий, но как служебный орган, управляемый и подотчетный власти. А власть, как известно, по конституции принадлежит народу. То есть посредствам государственного устройства народ путем общественного волеизъявления сам заботится о себе.) Будет еще лучше, если этим займется частный капитал но в строгих рамках преследования общественной пользы (см. ниже)
С течением времени роль государства и в этой и в других областях может быть уменьшена, но произойти это должно не раньше, чем условия общественной организации, государственное устройство, общими усилиями будет приведено в такое состояние, когда возможности граждан окажутся достаточными для несения соответствующих нагрузок. В крайних случаях государство с необходимостью должно брать на себя заботу о детях и гражданах, которые не могут позаботиться о себе сами. Делаться это должно на основании того соображения, что от природы каждый человек наделен всем необходимым (руками, ногами, головой, природными ресурсами), чтобы обеспечить себя и свое потомство средствами существования. И если большинство члены общества хотят и не могут это осуществить, то вина за это лежит не на них, а на типе общественного устройства, лишившего их этой возможности.
Что происходит, когда данные условие не выполняется, мы видим на примере настоящего времени. Вопреки представлениям псевдолиберальной идеологии о том, что возникшие, вследствие ведения политики «шоковой терапии» трудности, приведут к росту продуктивной активности населения, росту экономики и всеобщему процветанию {вспомним, что основополагающий документ Е. Гайдара имеет подзаголовок « Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян». (Жирным шрифтом мы выделили получившиеся результаты реформы.)}, статистические данные показывают, что часть населения просто погибла, значительное количество детей стало беспризорными и большая часть из них тоже погибла, меньшая пополнила ряды асоциальных элементов. Большая часть населения в течение многих лет имеет достаток ниже или едва превышающий уровень бедности. Падает уровень здоровья и рождаемости. Страшно возрастает коррупция чиновничества и продажность власти. Деловая активность сосредотачивается в узкой сфере «быстрых денег», связывается, в основном с не производственными занятиями и уходит в «тень» и за рубежи государства. Значительная часть национального богатства пропадает. Причем это касается не только материальных ценностей, но и «человеческого капитала», квалификации людей лишившихся работы. Остатки средств сосредотачиваются в руках незначительного меньшинства и в значительной мере начинают работать против своего государства.
Наталистическое государство не может допустить существование беспризорных детей, не получающих медицинской помощи или растущих дистрофиками граждан. В современную эпоху государства могут и должны иметь средства на подобного рода программы. (Только в самое последнее время наше государство стало обращать внимание на данные проблемы, что говорит о начавшемся процессе возврата к нормальным человеческим ценностям в политике.)
Какие же меры могут быть приняты для исправления существующего положения?
Как показал исторический опыт, сковывание хозяйственной, научной, культурной инициативы трудоспособного населения приводит к стагнации во всех областях жизни. И в этом мы вполне согласны с представлениями настоящей либеральной идеологии. Единственный выход из этого положения система репрессивных мероприятий, неприемлемая в обычных условиях с любой точки зрения. Поэтому трудоспособное население должно получить неограниченные возможности для проявления собственной позитивной (специально подчеркнем — позитивной, созидательной) творческой инициативы
Однако за наталистическим государством остается обязанность создания инфраструктуры, в которой эта инициатива только и может развиваться, а также механизмов пресечения преступных или вообще деструктивных видов деятельности, а также деятельности, ведущей к паразитированию одних частей общества на других. (См определения понятий «свободы» и «культуры» в приложении I к настоящему сборнику).
Эта система должна включать конституцию наталистического государства, законодательство, систему начального и последующего экономического обучения и кредитования, систему контроля и защиты от преступной деятельности. Основной тактической целью наталистического государства в настоящий период является не создание класса собственников, а создание условий для возникновения и формирования конкурентного на мировом уровне самостоятельного производителя. Именно на эти цели, а не на создание криминализованной частной собственности должны быть направлены ресурсы государства. (У критически настроенного читателя несомненно возникнет вопрос: а не зовем ли мы к старым формам всеподавляющей государственности? Нет, не зовем. См. об этом подробнее в разделе «Границы наталистической опеки».)
Думается, что здесь же можно дать разъяснения по поводу отношения натализма к демократическим и либеральным ценностям. Действительные демократические и либеральные ценности являются естественным продуктом самопознания человеком своей биологической сущности и в этом отношении они вполне наталистичны. Хотя исследования в этом направлении необходимо продолжать и продолжать. К огромному сожалению наши горе-реформаторы до такой степени исказили представления и о демократии и о либерализме, что у людей знакомящихся с ними по нашей практике они скоро будут вызывать только отрицательную реакцию. Восстановление в массовом сознании их первоначального смысла необходимая задача. Если попробовать дать характеристику натализма в более распространенных терминах современной политической науки, то его можно назвать естественнонаучным социал-демократизмом или социо-либерализмом (не путать с социал-либерализмом), то есть либерализмом, свободой деятельности индивида, обеспечиваемой обществом и законодательно формируемой таким образом, чтобы и общество и индивидум получали от этой деятельности максимально возможную пользу. Не смотря на некоторую новизну терминов практика развитых государств давно стремится к подобной организации и во многом соответствует данной концепции.
Но преодоление тенденций предшествующего периода чрезвычайно опасно переходом в другую крайность — развитием авторитарных методов правления. История показывает, что власть, не ограниченная в своей деятельности, имеет непреодолимую тенденцию стать преступной. В то же время в настоящее время, время перехода к созидающей экономике, власть должна быть очень сильной. Разрешение дилемы — создание сильной, но не преступной власти является задачей всего российского общества.
Переход к практике натализма не предполагает новых революционных преобразований и необоснованных переделов собственности. Новая политика должна явиться продолжением существующей с максимальным привлечением средств уже существующего финансового и промышленного капитала. Опыт нашей дикой «шоковой терапии» показал неприемлемость ее для такого крупного и сложного государства как Россия с ее может быть несколько иными, чем в Западной Европе традициями. И надо сказать, что традиции эти надо также не ломать, а разумно использовать. Народ с этими традициями создал великое государство, по крайней мере, трижды спасал европейскую цивилизацию от опасности тоталитаристских поползновений «великих преобразователей мира» Наполеона, Кайзера, Гитлера, сам сбросил с себя это же иго, попав под него в процессе исторического развития, освободил от него окружающие народы, получив от них, как и положено, вместо благодарности обвинение в том, что не смог сделать этого раньше, и, надо надеяться, выберется и из сложностей настоящего момента.
В более полном объеме см. сайт nika-egida.narod.ru

762
Комментарии (0)
  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?