Top.Mail.Ru
Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию
31 декабря 2015 в 09:36

Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию

Какие нюансы необходимо учитывать при калькуляции и формировании цены?
****
Из каких этапов состоит этот процесс?
****
Как производитель может позиционировать свой товар на полке?

Формирование цены и калькуляция продукции достаточно широко изучены и представлены во многих работах авторов-экономистов. Несмотря на это, некоторые нюансы калькулирования и формирования цены всегда существуют. В данной статье мы на конкретном примере калькуляции продукции сформируем цену с учетом всех нюансов.

Рассмотрим поэтапно процесс составления плановой калькуляции и формирования цены на безалкогольный сильногазированный напиток «Тархун»:

Анализируем рецептуру


Калькулируем сырье и ингредиенты на основе рецептуры


Калькулируем комплектующие


Выделяем прямые производственные расходы


Определяем производственную себестоимость выпускаемого продукта


Закладываем прибыль


Определяем цену отгрузки

АНАЛИЗИРУЕМ РЕЦЕПТУРУ
****

В зависимости от организационной структуры предприятия/производства рецептуру можно взять у главного технолога, начальника лаборатории предприятия или директора по качеству.

Рецептура — это состав продукта в разрезе сырья и ингредиентов с указанием нормы расхода на определенный объем выпускаемой продукции.

В безалкогольном производстве расход сырья и ингредиентов указывается расчете на 100 дкл готового продукта, в производстве алкоголя — на 1000 дкл готового продукта, в мясном производстве — на 1 т готовой продукции и т.д.

В таблице 1 представлена рецептура на безалкогольный сильногазированный напиток «Тархун».

Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию

После того как экономический отдел получил подписанную и утвержденную рецептуру, можно приступать к калькуляции сырья и ингредиентов.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЫРЬЯ И ИНГРЕДИЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕЦЕПТУРЫ
Для составления калькуляции продукции необходимо знать цены на сырье и ингредиенты. По факту работник экономического отдела может их взять из последних приходов данных ингредиентов или же уточнить у отдела закупок/снабжения.

Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию

В нашем примере вкусоароматическая добавка «Тархун» закупается в Словении, ее конечная цена зависит от курса валют. Поэтому берем цену у отдела закупок в валюте и исходя из колебаний курса закладываем в цену спекулятивный риск (его стоит закладывать в цену каждого ингредиента).

Калькуляция на сырье и ингредиенты на анализируемый товар — напиток «Тархун» — представлена в табл. 2.

Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию

Важно

Затраты всегда рассчитываются в ценах без НДС.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ КОМПЛЕКТУЮЩИХ
****

После расчета затрат на сырье и ингредиенты переходим к калькуляции комплектующих. Основа калькуляции — спецификация, которую предоставляет главный технолог или начальник производства.

Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию

Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию

Принципы расчета те же, что и при калькулировании сырья и ингредиентов: используем цены без НДС, берем отраслевые траты или внутренние траты предприятия. Важно не упустить распределение совокупных расходов — это, как правило, групповые упаковки, поддоны и прочие групповые материалы. Общая стоимость комплектации с учетом трат составляет 8,72 руб. без НДС.

ВЫДЕЛЯЕМ ПРЯМЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ
****

К прямым производственным расходам, которые возникают непосредственно при производстве продукции, относятся:

заработная плата работников основного производства;
взносы с заработной платы работников основного производства;
амортизация производственной линии (оборудования), на которой выпускается продукт;
прямые коммунальные расходы (электроэнергия, потребляемая производственным оборудованием при выпуске продукции, газ и пр.);
прочие прямые расходы (в зависимости от специфики и технологии производства).
Для расчета затрат на оплату труда работников линии в расчете на 1 бутылку выпускаемого продукта воспользуемся формулой:

ОТОП = ТСЧ × Ч / (ЭП × КИЛ),

где ОТОП — затраты на оплату труда работников основного производства в расчете на единицу выпускаемого продукта, руб.;

ТСЧ — часовая тарифная ставка работников основного производства, руб./ч;

Ч — численность работников на линии, чел.;

ЭП — эталонная производительность линии, бут./ч;

КИЛ — коэффициент использования линии и ее производительности (в нашем варианте производительность линии используется в среднем на 75%, то есть часовой выпуск составляет не 6000 бут., а 4500 бут.). Причины использования производительности не на 100% могут быть разными: частые поломки и простои, сложная бутылка, разная емкость бутылок и т.д.

Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию

Взносы с заработной платы согласно действующему законодательству РФ во все фонды (Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) составляет 30,2% от оплаты труда:

%ОТ = ОТОП × 30,2%.

Расходы на амортизацию в расчете на единицу выпускаемой продукции определим исходя из месячной суммы амортизации производственной линии, на которой планируем выпускать продукт, а также производительности линии за единицу времени:

Аб = А / РД / ПРД / ЭП × КИЛ,

где Аб — амортизация в расчете на единицу выпускаемого продукта;

А — амортизация линии за месяц, руб.;

РД — количество рабочих дней месяц, дней;

ПРД — продолжительность рабочего дня, ч.

Исходя из нормы потребления электроэнергии линией определим расходы на электроэнергию в расчете на единицу выпускаемой продукции:

Эб = НПЭ × Тэ / ЭП × КИЛ,

где Эб — расходы на электроэнергию в расчете на единицу выпускаемого продукта;

НПЭ — норма потребления электроэнергии, кВт/ч;

Тэ — тариф на электроэнергию за кВт/ч, руб.

Проведем расчеты для нашего примера:

затраты на оплату труда работников основного производства:
125 руб. × 15 чел / (6000 бут × 0,75) = 0,42 руб.;

расходы на взносы с заработной платы работников основного производства в расчете на 1 единицу выпускаемого продукции:
0,42 руб. × 30,2% = 0,13 руб.;

расходы на амортизацию в расчете на единицу выпускаемой продукции:
150 000 руб. / 22 рабочих дня / 8-часовой рабочий день / 6000 бут. × 0,75 = 0,19 руб.;

расходы на электроэнергию в расчете на единицу выпускаемой продукции:
75 кВт/ч × 6,2 руб. / 6000 бут. × 0,75 = 0,10 руб.

Сумма прямых производственных расходов в расчете на единицу выпускаемой продукции составила 0,84 руб.

Результаты расчетов представлены в табл. 4.

Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ СЕБЕСТОИМОСТЬ ВЫПУСКАЕМОГО ПРОДУКТА
****
Просуммировав расходы на сырье и ингредиенты, комплектующие и материалы, траты и прямые производственные расходы, получим производственную себестоимость выпускаемого продукта. Сводная калькуляция производственной себестоимости безалкогольного сильногазированного напитка «Тархун» представлена в табл. 5.

Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию
Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию

Производственная себестоимость безалкогольного сильногазированного напитка «Тархун» составляет 16,41 руб. без НДС. Основную долю в производственной себестоимости продукции занимает сахар-песок, бутылка и вкусоароматическая добавка «Тархун» — 26,3%, 25,8% и 13,0% соответственно.

Обратите внимание!

Анализ структуры себестоимости позволяет в том числе найти способы снизить себестоимость продукции, что, в свою очередь, является одной из важнейших задач финансово-экономических служб.

Например, некоторые производители безалкогольной продукции в целях снижения себестоимости заменяют сахар-песок сахарозаменителями. В результате себестоимость по сравнению с нашим случаем может уменьшится почти на 4 руб.4,32 руб. до 0,25–0,5 руб.).

ЗАКЛАДЫВАЕМ ПРИБЫЛЬ
****

Один из самых важных этапов с точки зрения формирования цены продукции и рентабельности работы предприятия. Прибыль должна покрывать косвенные расходы предприятия.

В зависимости от системы управления прибылью и ценой на предприятии применяются различные варианты распределения косвенных расходов. Как правило, используются следующие данные:

годовой план производства в целом по предприятию. Используют в основном годовую модель производства, так как по месяцам объемы производства могут разниться в зависимости от сезонности и спроса в конкретный месяц. По годовому плану выводят среднемесячную модель и ее берут за основу моделирования и планирования;

среднемесячная сумма постоянных расходов предприятия, то есть тех косвенных расходов, которые необходимо распределить на выпускаемую продукцию.

Рассмотрим представленную в табл. 6 модель распределения постоянных расходов предприятия на единицу выпускаемой продукции.

Таблица

Модель распределения постоянных расходов

Наименование

Значение

Годовой план производства, тыс. дкл

750,0

Среднемесячная модель производства, тыс. дкл

62,5

Среднемесячные постоянные расходы предприятия, тыс. руб.

2 000,0

Постоянные расходы на 1 дкл выпускаемой продукции, руб.

32,0

Постоянные расходы на 1 бутылку емкостью 0,5 л выпускаемой продукции, руб.

1,60

При годовом плане производства среднемесячный выпуск продукции — 62,5 тыс. дкл. При среднемесячных постоянных расходах в 2000,0 тыс. руб. размер постоянных расходов на 1 дкл составит 32,0 руб. (2000,0 тыс. руб. / 62,5 тыс. дкл).

Для чего проводят расчет затрат на 1 дкл? Это обусловлено спецификой бухгалтерских программ, распределение косвенных расходов в которых на себестоимость выпускаемой продукции осуществляется по объему выпуска, то есть по натуральным показателям.

Таким образом, постоянные расходы на 1 бутылку емкости 0,5л составляют:

(32,0 руб. × 0,5 л / 10 л) = 1,60 руб.

После того как определена минимальная сумма постоянных расходов, которые должны быть включены в цену продукции, формируется цена товара:

Цз = (Пс + Пр) × (1 + %П),

где Цз — цена отгрузки товара с завода-изготовителя, руб.;

Пс — производственная себестоимость продукции, руб.;

Пр — распределенные постоянные расходы на единицу продукции, руб.;

%П — процент запланированной прибыли от полной себестоимости.

Расчет цены отгрузки продукции с завода-изготовителя с учетом вышеперечисленного и процесс формирования ценовой модели до полочной цены представлены в табл. 7.

Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию
Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию
Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию

ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕНУ ОТГРУЗКИ
****
На следующем этапе определяем цену отгрузки — суммируем себестоимость и прибыль и накручиваем на полученную сумму ставку НДС 18%:

цена отгрузки с завода-изготовителя = (16,41 руб. + 1,60 руб. + 0,90 руб.) × (1 + 18%) = 22,31 руб. (с учетом самовывоза товара со склада завода-изготовителя).

На основании этой цены изготовитель может позиционировать свой товар на полке:

1) добавив к цене завода-изготовителя наценку дистрибьютора, получим базовую цену дистрибьютора, по которой он предлагает товар розничный покупателям. В нашем варианте мы запланировали 22%. Наценка может быть и меньше, и больше — все зависит от переговоров с дистрибьютором и его желаний, зависящих также от различных факторов (финансового состояния дистрибьютора, известности товара, наличия маркетинга на продвижение и др.). В случае согласия дистрибьютора на предлагаемую наценку цена отгрузки в розницу составит 27,22 руб. (22,31 руб. × (1 + 22%));

2) добавив к цене дистрибьютора стандартную розничную наценку 25%, получим среднюю цену на полке в традиционной рознице — 34 руб. (27,22 руб. × (1 + 25%)).

К сведению

Для снижения полочных цен производитель на первых этапах ввода товара на потребительский рынок может отказываться от своей прибыли, а иногда даже уменьшать сумму косвенных расходов в себестоимости (тем самым по факту производя товар в ноль или минус).

Мы рассмотрели упрощенный процесс формирования цены — от калькуляции до ценового розничного позиционирования, которое может, конечно же, разнится в зависимости от отрасли, товара, региона производства и сбыта, конкурентной среды и многого другого. Но принципы формирования остаются прежними — меняются только проценты наценки и рентабельность.

Н. Родин,
заместитель финансового директора ООО «БСП»


Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию

8781
Комментарии (0)