Top.Mail.Ru
Как определить ставку дисконтирования?
31 января 2009 в 01:02

Как определить ставку дисконтирования?

Что нужно учитывать при оценке инвестиционных проектов и как определить ставку дисконтирования?

1065
Комментарии (27)
  • 31 января 2009 в 09:55 • #
    Станислав Козюлин

    При оценке инвестиционных проектов надо учитывать все риски, а также срок окупаемости, прибыльность проекта, возможные издержки

  • 31 января 2009 в 12:35 • #
    Artem Dultsev

    Я тебя понял. Но вот как это будет выглядеть на практике? То есть, допустим, есть какой-то проект и нужно узнать какова стоимость будущих денежных поступлений, приведенных с учетом ставки дисконтирования. Как определить: какую взять ставку дисконтирования (ставку приведения, сравнения), т.е. в %-тах сколько она составит?
    Например, инфляция по нашим прогнозам в среднем составит 13% + % за риск (как его определить?)+% ещё на что-то (что именно?) и в итоге у нас получается та самая ставка дисконтирования, например у нас получилось 23%, 13% из них мы знаем, что это инфляция, а как найти остальные 10%?

  • 31 января 2009 в 13:21 • #
    Станислав Козюлин

    Риск зависит от многих превходящих факторов, например, месторасположение торговой точки, ее раскрученность, востребованность товара, конкуренция, количество точек распространения товаров-конкурентов

  • 31 января 2009 в 18:25 • #
    Artem Dultsev

    Ясно.

  • 1 февраля 2009 в 13:43 • #
    Антон Ильин

    Также степень риска можно определить из аналоговых проектов

  • 2 февраля 2009 в 07:57 • #
    Artem Dultsev

    Согласен, главное точно уяснить, к какой категории относится твой проект

  • 31 января 2009 в 13:10 • #
    Елена Дмитриева

    Добрый день!
    Ставка дисконта - это тот норматив, который должен преодолеть проект, чтобы его могли оценить как эффективный. При определении ставки дисконтирования на практике обычно используется 3 подхода:
    1) индивидуальные альтернативы. Вопрос о том, существует та или иная альтернатива и какова её величина, достаточно субъективен.
    2) дифференцированная шкала нормативных ставок для различных групп проектов. Ставки устанавливаются нормативно для определенных категорий проектов взависимости от степени их риска, отраслевой принадлежности , вида деятельности и т.д.
    3) стоимость капитала. Стоимость капитала - это та ставка доходности, которую рассчитывают получить инвесторы или кредиторы, предоставляя компании средства на долевой или долговой основе. Стоимость капитала проекта определяется по-разному взависимости от того, на основе какого типа денежного потока (денежный поток от активов, или остаточный денежный поток) оценивается инвестиционный проект.

  • 2 февраля 2009 в 08:07 • #
    Artem Dultsev

    т.е. в большинстве случаев (особенно, когда нет возможности сравнить с аналогичным проектом) необходимо ориентироваться на стоимость капитала и степень риска

  • 2 февраля 2009 в 08:13 • #
    Елена Дмитриева

    Да, особенно в долгосрочных проектах. Только стоимость капитала нужно брать рыночную ( её можно вычислить и для закрытых компаний, есть специальная методика).

  • 2 февраля 2009 в 08:29 • #
    Artem Dultsev

    Тогда будет больше вероятности в том, что ставка дисконта учитывает интересы многих участников рынка. В случае же с WACC (средневзвешенной ценой капитала), то здесь учитываются только несколько конкретных источников финансирования (т.е. в итоге то получается далеко не рыночная стоимость капитала).

  • 2 февраля 2009 в 08:34 • #
    Елена Дмитриева

    При расчете WACC и берется рыночное соотношение собственного и заемного капитала.
    Вы сразу оцениваете проект с учетом конкретной схемы финансирования? Тогда WACC, систематический и несистематический риски могут быть как говориться "не из этой оперы" . Это больше экспертная оценка ставки дисконтирования. Она то же достаточно распространена и имеет право на существование.

  • 2 февраля 2009 в 09:16 • #
    Artem Dultsev

    да, если отталкиваться от конкретной схемы финансирования, то WACC будет достаточно субъективным, но вот, если ориентироваться не на что-то конкретное, а просто оценить риски, то почему бы не применить WACC, тем более что, Вы верно заметили, оценка стоимости капитала данным методом широко распространена.

  • 1 февраля 2009 в 09:46 • #
    Илья Баранов

    создаёте перечень возможных рисков, оценку ущерба и веротности , выделяете из бизнес плана мероприятия направленные на их снижение оцениваете их влияние , дальше выходите на размер остаточного риска (ущерба) полученные днные сопоставляете с макропоказателями прокта. вот как то так:)

  • 1 февраля 2009 в 10:08 • #
    Илья Баранов

    по поводу ставки дисконтирования соглашусь с Артёмом, создайте факторную модель, основа будет уровень инфляционных ожиданий остальные факторы исходя из запросов инвесторов и их видения (ставки заимствования, ставики доходности, синергитический эффект) , хотя в большинстве случаев достаточно инфляционных ожиданий.

  • 2 февраля 2009 в 08:03 • #
    Artem Dultsev

    согласен, но вот в период кризисных явлений, когда сложно предсказать ситуацию, ориентироваться на инфляцию будет проблематичнее

  • 2 февраля 2009 в 09:09 • #
    Илья Баранов

    вот альтернативные факторы и сыграют:)
    а в обычных условиях вы официальную инфляцию используете?

  • 2 февраля 2009 в 09:21 • #
    Artem Dultsev

    нет. в приведенном здесь расчете инфляция показана с прицелом на официальную, дабы, чтобы не "испугать" реальностью:). По факту же инфляция на порядок больше официальной. Закладывать же в реальный расчет официальную инфляцию - "красть" деньги из собственного кармана).

  • 2 февраля 2009 в 09:28 • #
    Илья Баранов

    в очередной раз с вами соглашусь!
    а как насчёт расчёта индивидуального уровня инфляции для инвестора или компании?

  • 2 февраля 2009 в 09:40 • #
    Artem Dultsev

    Коллега, в правильном направлении идете, в том плане, что вопросы правильные задаете). Тут есть одно Но. Индивидуаьный инвестор смотрит на реальную обстановку дел, в данном случае на инфляцию. В случае же с компанией, то здесь по-сложнее дело в силу того факта, что прийдя в банк за кредитными средствами необходимо будет доказать обоснованность указанной в бизнес-плане инфляции (на какие официальные источники ссылаетесь, на что ориентировались при установлении того или иного уровня инфляции).

  • 2 февраля 2009 в 07:54 • #
    Artem Dultsev

    В качестве примера приведу расчет ставки дисконтирования:
    Возъмем за исходные данные следующее:
    1. Ставка межбанковского кредита 18% годовых
    2. Ожидаемый темп прироста инфляции за эти годы: в среднем 14%
    3. Ставка за кредит равна 22%
    4. Срок кредита - 4 года
    5. Налог на прибыль - 20%
    6. Срок осуществления проекта - 5 лет

    Отсюда получаем безрисковую часть ставки дисконтирования, очищенную от инфляции:
    Аб=18-14=4%.

    Премию за риск берем согласно рекомендаций по реализации инвестиционных проектов. Премия за риск в новые инвестиции (новые производственные мощности) по данным рекомендаций составляет 8%.
    Стоимость кредита, очищенная от инфляции
    22*(1-0,2)-14=3,6%
    Средняя за пять лет стоимость кредита равна:
    3,6%*4/5=2,88%
    Средний темп прироста инфляции: 14% (по условию)
    Ставка дисконтирования исследуемого проекта составит:
    4%+8%+2,88%+14%=28,88%

  • 2 февраля 2009 в 08:24 • #
    Елена Дмитриева

    Небольшое замечание: если при расчете ставки дисконтирования вы берете темп роста инфляции, то все расчеты по самому проекту (CF) должны быть очищены от инфляции, иначе данные будут не корректы ( Вы дважды просчитаете влияние инфляции).
    Приведенный пример - для какой валюты - рубли? если рубли, то безрисковая ставка доходности в 4% мала, насколько мне известно безрисковая ставка доходности по России по результатам сопоставления дисперсии доходности национальных рыночных индексов (www.reuters.com) составляет 4,37% (оценка в долларах США).

  • 2 февраля 2009 в 09:02 • #
    Artem Dultsev

    расчет для рублей,
    согласен, что безрисковая ставка доходности на уровне 4% мала, тем более, что и инфляция по факту всегда превышает официальные данные. И %-т за кредит, и инфляцию нужно закладывать на порядок больше, а тем более в случае с долгосрочным финансированием. Банки просто-напросто не будут финансировать под такие низкие проценты столь долгосрочный проект (тем более, что таких "длинных" денег у них попросту нет)

  • 2 февраля 2009 в 08:17 • #
    Евгений Шагин

    Вопрос теоретический или практический? Теоретически он отлично изложен у Лимитовского М.А.
    Смотрите метод WACC, метод CARM и формулу Хамады.
    На практике все сложнее, т.к. методика оценки систематических и несистематических рисков (существенно влияющая на результат) в достаточной мере субъективна.

  • 2 февраля 2009 в 08:36 • #
    Artem Dultsev

    Вопрос в большей мере практический. Т.е., являясь инвестором, что необходимо учесть, чтобы, просчитывая данные инвест. проекта, можно было бы понять: стоит или не стоит в него вкладываться.

    в принципе да, проект долгосрочный - всё здесь субъективно (за такой длительный период времени многое может измениться).

  • 2 февраля 2009 в 08:39 • #
    Artem Dultsev

    помимо дисконтирования, необходим комплексный подход (посмотреть какова конъюнктура рынка в общем и политическая обстановка в стране, какова перспектива того или иного инвест. проекта)

  • 2 февраля 2009 в 08:42 • #
    Елена Дмитриева

    Согласна. все это нужно учитывать при определении рисков проекта.

  • 2 февраля 2009 в 09:15 • #
    Илья Баранов

    в том то и дело если в каждом проекте углубляться в риски очень сильно то вы тогда ни одного не запустите, есть ключевые моменты на них и стоит обратить внимание, в этом я соглашусь Артёмом