Недобросовестная конкуренция: меры пресечения
3 декабря 2012 в 16:13

Недобросовестная конкуренция: меры пресечения

Недобросовестная конкуренция: меры пресеченияСуществующее законодательство и система налогообложения в сфере предпринимательства в совокупности с «антикризисными мерами», принимаемыми правительством, поневоле наводят на мысль о недобросовестной конкуренции как о наиболее эффективном способе выживания предприятия.

И если в стране со «здоровой экономикой» конкуренция — отличный стимул к развитию и совершенствованию бизнеса, то в Украине это — единственный способ «остаться на плаву». А в борьбе за выживание все средства хороши, как известно.

Тем не менее, нечеткое понимание сущности «недобросовестной конкуренции» может иметь негативные последствия как для нарушителей, так и для законопослушных предпринимателей.

Для успешной защиты от недобросовестной конкуренции не обязательно быть юристом, осведомленным во всех тонкостях судебных разбирательств. Достаточно знать, в каких нормативных актах предусмотрена ответственность за такие действия и куда следует обращаться в подобных случаях. Нормативная база в отношении недобросовестной конкуренции представлена законами Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», «О защите экономической конкуренции», «Об антимонопольном комитете Украины», статьей 42 Конституции Украины, статьей 10bis Парижской конвенции об охране промышленной собственности от 1883 года.

Что это такое и с чем его едят?

Согласно Закону Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» (далее — Закон), недобросовестными считаются любые действия в конкуренции, противоречащие торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности. В главах 2–4 названного Закона такими действиями признаются:

копирование внешнего вида продукта конкурента с указанием своего логотипа на упаковке;
реклама своего продукта, содержащая сравнение с продуктом конкурента;
распространение заведомо ложной информации, дискредитирующей конкурента;
склонение поставщика или заказчика к отказу от работы с конкурентом или к созданию ему невыгодных условий работы, то есть к бойкоту;
подкуп работника конкурента для невыполнения им нужным образом своих обязанностей;
использование финансового и административного давления на покупателя конкурента с целью его переманить;
сбор, использование, а также разглашение или склонение к разглашению коммерческой информации;
демпинг в отдельных случаях.

Согласно сведениям пресс-службы АМКУ, в апреле 2009 г. Антимонопольный комитет Украины оштрафовал на 500 тыс. грн ООО «Инфинити Центр Украина» (г. Киев) за недобросовестную конкуренцию в отношении международной компании «Ниссан Джидоша Кабушики Каиша» (Йокогама, Япония). Неправомерным Комитет признал тот факт, что в фирменном наименовании украинской компании употреблено слово «инфинити», приоритет на использование которого принадлежит японской автомобилестроительной компании.

По итогам расследования Комитета, действия ООО «Инфинити Центр Украина» были квалифицированы как использование чужой деловой репутации, поскольку обе фирмы продают автомобили в Украине и являются конкурентами. Не будучи официальным дистрибьютором автомобилей компании «Ниссан Джидоша Кабушики Каиша», ООО «Инфинити Центр Украина» (на рынке с 2005 года) рекламировало свои услуги с использованием обозначений NISSAN и INFINITI. Бренд INFINITI был создан в 1989 году. Затраты на рекламу официального дистрибьютора продукции этой компании ООО «Ниссан Мотор Украина» составили $10 млн только за прошлый год.

Куда бежать? За что хвататься?

Если недобросовестные действия конкурентов не вызывают сомнений, то не стоит затягивать. Заявление о защите прав от недобросовестной конкуренции подают не позже полугода с момента выявления их нарушения.

Борьба с «недобросовестными конкурентами» осуществляется, как правило, двумя способами: административным или судебным. Первый способ предусматривает обращение с заявлением или жалобой в государственный орган власти, рассматривающий связанные с недобросовестной конкуренцией нарушения. В Украине таким органом власти является Антимонопольный комитет. Второй способ заключается в подаче искового заявления в хозяйственный суд.

Сколько стоит совесть?

Действующим законодательством предусмотрена только административная ответственность за имитацию и копирование изделий другого производителя, использование его имени, разглашение коммерческой тайны и т.д. (статья 164–3 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Для должностных лиц, совершивших действия, подпадающие под определение недобросовестной конкуренции, предусмотрен штраф от пяти (85 грн) до сорока четырех (748 грн) необлагаемых минимумов доходов. Размер штрафа для юридических лиц в таких случаях определяется статьей 21 Закона и составляет до 5% дохода от реализации продукции нарушителя за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф. В случае отсутствия дохода или справки о нем штраф взимается в размере до 10 тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (до 170 тыс. грн). Радует то, что само определение «недобросовестная конкуренция» не ограничивается перечнем, приведенным в Законе, и формулировка «действия в конкуренции, противоречащие … честным обычаям…» позволяет признавать нарушением действия, не прописанные в Законе. Таким образом, шанс отстоять свои права и защититься от конкурентов-нарушителей все же есть.

Сегодня законодательство в области недобросовестной конкуренции, мягко говоря, далеко от совершенства. Да и борьба с ней ведется из серии «и один в поле воин». Но! Растущее количество оплаченных «недобросовестными конкурентами» штрафов и извечное стремление Украины в Европу, где законные способы решения конфликтов действительно работают, со временем позволят выйти на качественно новый уровень конкурентной деятельности предприятий.

Еще примеры

По данным Reuters, крупнейший в мире производитель микросхем для ПК Intel Corp оштрафован Еврокомиссией на €1,06 млрд за недобросовестную конкуренцию. В заявлении Еврокомиссии, обнародованном 13 мая 2009 г., констатируется факт нанесения ущерба корпорацией Intel миллионам европейских конкурентов посредством многолетнего преднамеренного вытеснения конкурентов с рынка микросхем для ПК.

Согласно данным Еврокомиссии, благосклонность производителей компьютеров, купленная за определенную сумму компанией Intel, выражалась в затягивании выполнения планов по выпуску продукции с использованием микросхем конкурентов или в их полном срыве. В обмен на использование в своей продукции только микросхем Intel производители компьютеров получали незаконные и не афишируемые скидки. Крупнейшие розничные сети не остались в стороне: компания платила им за поставку компьютеров с микросхемами Intel (прямой подкуп поставщика). Еврокомиссия не ограничилась штрафными санкциями и предписала Intel Corp немедленно прекратить предоставление незаконных скидок и другие незаконные действия. Возможно, то, что прибыль Intel Corp в I квартале 2009 года снизилась на 55% и доход компании за отчетный период уменьшился на 36,2%,— это просто результат финансового кризиса, а не последствия выявления Еврокомиссией недобросовестной конкуренции со стороны компании.

Антимонопольный комитет Украины оштрафовал ООО «Боно Украина» на 85 тыс. грн за нарушение закона «О защите от недобросовестной конкуренции». Нарушение выразилось в продаже на территории Украины кормов для котов и собак под торговой маркой «Супер баланс» в упаковках, фоновые цвета которых, по мнению комитета, являются имитацией упаковок кормов Whiskas и Pedigree производства корпорации Mars Incorporated. Указанная маркетинговая стратегия ООО «Боно Украина» была квалифицирована как «паразитирующая конкуренция». Кроме того, АМКУ обязал производителя кормов ТМ «Супер баланс» в течение месяца изъять из торговой сети и утилизировать продукцию в спорной упаковке.

1244
Комментарии (2)
  • 4 декабря 2012 в 14:37 • #
    Евгений Курочкин

    Я не понял, они свои, собственной сборки машины продавали, под торговой маркой "Инфинити" или настоящие? Или они не продавали? И какие услуги можно оказывать под брендом "Инфинити"? Если они продавали настоящие и услуги оказывали по теме, то "Инфинити" им ещё доплачивать должны за раскрутку бренда, или я чего то не понял :(

  • 4 декабря 2012 в 18:21 • #
    Ekaterina Komarova

    ни кто, ничего не пишет.
    хотела бы сама знать)
    почитать кометы, чтоб определить.


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
май(1), июль(1)