ОТРАСЛЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЫНОК - бизнес-инновация или...

ОТРАСЛЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЫНОК - бизнес-инновация или историческая закономерность?

Что же это такое Отраслевой Электронный Рынок (ОЭР)? Прежде всего, надо дать понятие рынка в общем смысле. Обратим внимание на «Википедию»: Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Энциклопедия «Кругосвет» так определяет «Рынок»:
РЫНОК — 1) место торговли, на котором встречаются продавцы и покупатели;

  1. экономическая система, основанная на обмене товарами между независимыми продавцами и покупателями.
    Понятие «рынок» чаще всего используют в широком смысле — как синоним понятия «рыночное хозяйство», механизма взаимодействия продавцов и покупателей в процессе купли-продажи товаров. «Экономисты подразумевают под термином „рынок“,— писал английский экономист конца 19 в. Альфред Маршалл,— не какую-либо конкретную рыночную площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».
    Несмотря на то, что понятие «рынок» достаточно хорошо исследовано и изучено, соединение этого понятия с понятием «электронный» придает несколько иной смысл. Какой же, спросите Вы?
    А вот для этого мы обратимся к «Экономико-математическому словарю»:
    РЫНОК [market] —
  2. Совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).
  3. Абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги, включая такие специфические товары, как рабочая сила, капиталы и т.п.), а также способ этого взаимодействия.

То есть в данном смысле мы можем говорить и о том, что рынок может быть не только представлен в реальном пространстве (off-line), но и в некоем виртуальном (абстрактном, on-line). Дает ли это нам какие либо преимущества? Думается, да. Для этого необходимо рассмотреть функции рынка. И вновь обратимся к «Википедии»

К функциям рынка относятся:

  1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
  4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
  5. стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

И вот здесь мы сможем заметить, что оценивая рынок как таковой, мы замечаем, что одна из самых основных функций — ИНФОРМАЦИОННАЯ (в списке она стоит на первом месте) чаще всего либо отсутствует полностью, либо отображена не в полной мере. В этом и есть основная проблема рынка off-line. Но она успешно решается на on-line рынке — рынке, использующем новые компьютерные сетевые технологии.
Итак, что же это за понятие — Электронный рынок?
Описание данного термина практически не встречается в литературе, поэтому нам представляется возможным определить «Электронный рынок» следующим образом:
Электронный рынок — это новая экономическая бизнес-модель взаимодействия участников off-line рынка, основанная на применении интернет-технологий и формирующая единое информационное пространство включающее: контрагентов, продукцию, услуги и технологии. По своей сути Электронный рынок приближается к рассматриваемому в теории, но ранее не достижимому на практике чистому, или совершенному рынку, требующему соблюдения по меньшей мере пяти условий (информация из «Экономико-математического словаря»):

  1. Атомистичность Рынка — в нем должно участвовать огромное число независимых продавцов и покупателей (фирм и индивидов); только при этом условии ни один из них не будет достаточно силен, чтобы воздействовать на функционирование рынка.
  2. Однородность продукции — если продукты одинаковы, у покупателя нет объективных причин для предпочтения товара одного продавца товару другого, кроме цены.
  3. Свобода «вхождения в Рынок» любого производителя и любого покупателя.
  4. «Прозрачность Рынка» — полная осведомленность участников о происходящих на Рынке событиях, отсутствие сговора между продавцами.
  5. Мобильность факторов производства, в частности, взаимозаменяемость труда и капитала.

Всем эти условиям может удовлетворять Электронный рынок при выводе его на уровень Отраслевого Электронного рынка с довольно большим числом участников и клиентов (покупателей). Таким образом, можно говорить о постепенном внедрении некоей утопической теории совершенного рынка в практическую реальность.
Однако в нынешнем постиндустриальном обществе существуют еще два понятия, которые в достаточной мере обладают ИНФОРМАЦИОННОЙ функцией — «Электронная коммерция» и «Электронная торговля»

И снова обратимся к Википедии:

Электронная коммерция (e-commerce) — термин, используемый для обозначения коммерческой активности в сети Интернет. Обеспечивает возможность осуществления покупок, продаж, сервисного обслуживания, проведения маркетинговых мероприятий путём использования компьютерных сетей.

Подразделяется на следующие направления: B2B (бизнес — бизнесу), B2G (бизнес — государству), B2C (бизнес — клиенту), C2C (клиент-клиенту), G2B (государство — бизнесу). При этом существуют ещё разновидности: B2A (бизнес — администрации), A2B (администрация — бизнесу) — это соответственно равно B2G и G2B.

Примеры электронной коммерции:

  • Интернет-магазины
  • Организация платёжных систем
  • Интернет-аукционы

Электро́нная торго́вля (англ. Electronic trading, eTrading, e-Trading) — осуществление торгово-закупочной деятельности через Интернет.

В зависимости от области применения и способа устройства различают следующие формы электронной торговли:

  1. для взаимодействия бизнес-структур с конечными потребителями (B2C, business-to-customer) используются Интернет-магазины;
  2. межфирменная торговля в Интернете (B2B, business-to-business) осуществляется через системы электронной торговли;
  3. подобные системы электронной торговли применяются и для взаимодействия государства с бизнесом (B2G, business-to-government). Через такие системы государственные учреждения и ведомства осуществляют свои закупки на открытом рынке.

В чем же тогда отличие электронной коммерции и электронной торговли от вновь введенного нами понятия «Электронный рынок»? Ответ довольно прост:

  1. В формировании самой информационной структуры:
    Основные информационные задачи, которые ставят перед собой e-commerce и e-Trading решаются в рамках сформированной структуры, так называемые внутрисистемные задачи, учитывающие процессы только самой структуры; в системе же Электронного рынка учитывается вся открытая информация off-line рынка, отражаются все контрагенты рынка, весь спектр продукции и услуг, включая их стоимостные характеристики.
  2. В организационной структуре:
    Понятия «электронная коммерция» и «электронная торговля» подразумевают осуществление электронных торговых операций в рамках одной организации, либо в рамках КОРПОРАТИВНОЙ структуры, имеющей свой Центр управления с основными задачами контроля процесса проведения электронных торгов (сделок) между покупателями и продавцами. Электронной рынок же формирует в управлении КОНСОЛИДИРОВАННУЮ структуру (объединенную структуру самостоятельных юридических лиц и ИП), в которой административная функция возлагается на Информационно-маркетинговые Центры (ИМЦ) с задачами проведения общего анализа состояния Рынка и контроля взаимодействия Участников и информационных потоков.

В каких же областях эффективна организация Электронного рынка? Приведем, для примера, лишь некоторые из них:
• рынок платных медицинских услуг;
• рынок в сфере культуры и искусства;
• рынок вторичной недвижимости;
• рынок банковских потребительских услуг;
• рынок производителей сельхозпродукции;
• рынок компонентов приборостроения;
• рынок строительных материалов;
• рынок бытовых услуг.

Мы убеждены, что организация Электронных рынков — это то недалекое будущее, которое коренным образом изменит качество института посредничества.

2152
Комментарии (0)

Выберите из списка
2011
2011
2010
2009