(1) Enterprise 2.0 – что за зверь такой?

(1) Enterprise 2.0 – что за зверь такой?

Действительно, а что такое Enterprise 2.0. Существует несколько определений понятия Enterprise 2.0. Все они не очень строгие и довольно подробно рассматриваются в различных заметках моего блога (см. также раздел «Ссылки» в нашей группе). Там же приводится обширная библиография по этому вопросу, насчитывающая около 100 источников.
Наиболее часто в различных публикация к Enterprise 2.0 относятся любые социально-сетевые решения, используемые в рабочих (производственных) условиях. Это могут быть массовые общедоступные ресурсы Веб 2.0 или соответствующие специализированные продукты и поставляемые сервисы.

Специализированные продукты (on-premise), как правило, работают на собственных серверах компаний. Это могут быть абсолютно закрытые системы, работающие в рамках внутренней Сети предприятия (Интранет), системы с ограниченным внешним доступом (Экстранет) или открытые системы, ориентированные на внешних пользователей.

Поставляемые сервисы находятся в облаках (cloud computing) и работают в подписном режиме (on-demand/SaaS). В последнее время при такой «классической» трактовке, наряду с Enterprise 2.0, в качестве эквивалента начали использовать термин Business 2.0.

В очень узком смысле к Enterprise 2.0 относят только специализированные продукты и сервисы, созданные для «производственных» целей, т.е. находящиеся на рынке B2B.

В наиболее широком понимании термин Enterprise 2.0 обозначает всевозможные социально-сетевые сервисы, так или иначе, в большей или меньшей степени объединённые с традиционным программным обеспечением, предназначенное поддержки различных «производственных» процедур в компаниях и организациях (управление предприятием/Enterprise Software). Это системы типа ERP (управление ресурсами), ECM (управление информационными потоками), CRM (взаимоотношения с клиентами), BPM (управление бизнес-процессами)BI, (бизнес-аналитика) и т.п. При этом, собственно, социально-сетевые средства в такой расширенной трактовки Enterprise 2.0 относят к Enterprise Web 2.0. Последняя интерпретация хорошо укладывается в формулу «Совместная деятельность=Контент+Контекст».

В этом плане, например, Microsoft SharePoint вполне можно рассматривать как продукт Enterprise 2.0 в широком смысле слова. В тоже время о нём часто говорят как о продукте Enterprise Software, включающего в себя некоторые средства Enterprise 2.0 в узком смысле. Однако SharePoint вряд ли можно отнести к Enterprise 2.0 в классическом понимании, так как он не только не включает в себя массовые общедоступные социально-сетевые ресурсы и пока не видно, что собирается это делать в будущем, но и не имеет никаких средств для сопряжения с последними.

Поставка специализированных продуктов Enterprise 2.0 обычно рассматривается как более приемлемый вариант для больших корпораций. Считается, что малый и средний бизнес с каждым днём всё большее и больше будет получать необходимые ему сервисы Enterprise 2.0 из «облаков».

О каких социально-сетевых функциях идёт речь конкретно речь? Да, всё о тех же, хорошо знакомых пользователям Веб 2.0. Это, прежде всего, блоги, вики, форумы, «обогащенное» социальное медиа (видео и аудио/podcast), социальные закладки, новостные агрегаторы (ручные и автоматически) и связанные с ними входные и выходные синдицированные потоки (RSS). Каждая из перечисленных функций может быть реализована как автономный продукт или входит в состав более или менее комплексных систем.

В следующей вводной заметке (https://professionali.ru/Topic/1045092 ) мы поговорим о задачах, решаемых инструментарием Enterprise 2.0

236
Комментарии (8)
  • 27 июня 2009 в 17:06 • #
    Арина Пономаренко

    Анатолий, пользуюсь предложением и начинаю задавать вопросы.
    В этом тексте не ясны понятия:
    социальные закладки,
    новостные агрегаторы (ручные? и автоматические?)
    и связанные с ними входные и выходные синдицированные потоки (RSS)
    Если есть ссылки на какие-нибудь доступные странички, было бы хорошо.

  • 28 июня 2009 в 21:21 • #
    Анатолий Мильнер

    Ну, что же Арина, перехожу на язык популяризатора. Вам судить, получается ли это у меня. Однако в любом случае благодарю за то, что Вы меня заставили к этому приступить. Итак, начинаем строить FAQ: Web 2.0 & Enterprise 2.0 for dummies(для чайников) - см. ниже идущие комментарии

  • 28 июня 2009 в 21:22 • #
    Анатолий Мильнер

    Ответы на все вопросы в последнем Вашем комментарии базируются на общем понятии «закладка» (bookmark), хотя в разных местах это понятие «обзывается» по разному.

    Что такое веб-закладка (web bookmarkes)? Закладка в Интернете имеет тоже назначение, что и в книгах – облегчает доступ к местам, интересным для читателя. В общем случае веб-закладка – это наименование материала и привычная нам адресная ссылка (гиперссылка/ hyperlink) на него, дополненные при необходимости его аннотацией и, может быть, ключевыми словами (ярлыки/tags). Все браузеры обязательно содержат сервис по работе с закладками (в Internet Explorer такой сервис называется Favorites/ «понравившиеся»). А теперь переходим, собственно, к ответам на основные Ваши вопросы....

  • 28 июня 2009 в 21:22 • #
    Анатолий Мильнер

    Что такое cоциальные закладки (social bookmarkes)? Так называется социально-сетевой сервис, предоставляющий вам возможность хранить свои закладки, но уже не в своём компьютере, что вы делали с помощью браузера, а на сайте, котрый этот сервис предоставлет. Как и в браузере, вы можете группировать закладки, помещая их а иерархию вами же созданных папок (folders) – такой себе сервис в «облаках». При этом, во-первых, вы можете обращаться к своим закладкам с любого компьютера, а во-вторых, вы можете разделять их (те, которые сами хотите!) с другими пользователями, которые могут переносить ваши закладки уже в свои папки. Как раз это «во-вторых» и предопределило в названии слово «социальные». Первопроходцем здесь был del.isio.us, который так и остался законодателем мод в этой области. Первым рунетовким клоном этого ресурса стал bobrdobr.ru

  • 28 июня 2009 в 21:24 • #
    Анатолий Мильнер

    Что такое новостной агрегатор (ручной)?По сути дела, ничем не отличается от сервиса социальных закладок. Но если в первом случае мы имели дело с любыми ссылками, то во втором предполагается, что вы ссылаетесь только на новости. Может быть, именно, поэтому в новостных агрегаторах добивались возможности пользовательских оценок и ранжирования закладок, а также комментариев и соответствующих дискуссий. Первым новостным агрегатором был digg, который тоже стал классиком. Его рунетовский клон – news2.ru. В последнее время всё чаще социальные закладки и ручные новостные агрегаторы относят к одному классу социально-сетевых сервисов, который так обобщенно и называется «социальные закладки».

  • 28 июня 2009 в 21:24 • #
    Анатолий Мильнер

    Что такое RSS (Really Simple Syndication)? Строго говоря, это не совсем «социальная» технология, а скорее просто одна из технологий, связанных с обобщенным понятием Веб 2.0. Представьте себе, что к сайту (а это может быть любой сайт) «прикручен» некоторый механизм, который отслеживает появление новый информационных записей на этом сайте. К таким записям может, например, относиться сообщение на форуме или в блоге, комментарий к нему, новая статья и т.п. Для каждой такой записи механизм сам формирует нечто, очень похожее на закладку. Все такие закладки собираются (syndication) в специальный список работающий по принципу стека (последним пришёл, первым ушёл). При этом очень старые записи по истечению некоторого времени ликвидируются. Может быть поэтому список называется feed (порция). Порцию оформляется в определённом формате. Первый формат, придуманный для этого, назывался RSS, что и стало нарицательным именем для всей технологии. При сайте могут формироваться несколько различных списков (порций), например, список информации от конкурентного пользователя или по конкретной теме. Существуют множество специальных читающих программ, которые обобщенно так и называются Reader (Feed Reader/RSS Reader). Большинство сегодняшних браузеров имеют встроенные читающие программы. С помощью таких программ любой пользователь может подписаться на любую RSS-порцию с любого сайта, который такие порции формирует. Таким образом, вместо того, чтобы каждый раз заходить на сайт и проверять, а появилась ли там новая информация, пользователь отслеживает только соответствующую RSS-порцию и при необходимости по закладкам обращается к нужным ему записям.

  • 28 июня 2009 в 21:25 • #
    Анатолий Мильнер

    Что такое автоматический новостной агрегатор? Если до этого мы рассматривали экспорт RSS-порций из сайта, то автоматический новостной агрегатор как бы импортирует множество RSS-порций с самых различных сайтов на свою «территорию». В частности, это делает Google в своём новостном сервисе News. Ну, а дальше пользователь такого новостного агрегатора работает уже с отдельными закладками. В частности, возможности такой работы приближаются к тому, как он это делает в ручном новостном агрегаторе. Примером такого приближения является technorati (рунетовский клон мне не известен). Сочетание возможностей экспорта и импорта RSS-порций чем-то напоминает радиовещание. Поэтому часто наряду с термином RSS-порция (RSS-feed) используется термин RSS-поток, или лента (RSS –stream/channel).

  • 28 июня 2009 в 22:21 • #
    Арина Пономаренко

    Ну вот, Анатолий, стало гораздо легче :) Спасибо, у Вас это хорошо получается!
    Зашла на бобрдобр, побывала на news2.ru и technorati.
    Поняла, что не пользовалась ни разу подобными сервисами, потому что негде было об этом услышать. У меня уходит уйма времени на обход нужных ресурсов.
    Здесь пока больше вопросов нет.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?