(4) Enterprise 2.0 – какой с него навар?

(4) Enterprise 2.0 – какой с него навар?

Заканчиваем вводную серию заметок об Enterprise 2.0, начатую здесь – https://professionali.ru/Topic/1044935

Здесь мы поговорим об экономической эффективности Enterprise 2.0, кому и какая от него польза.

Когда речь идёт о достоинствах, связанных с деловым использованием социально-сетевых ресурсов, как и соответствующих недостатков, всем более или менее всё ясно — смотри, например, заметки на эту тему в моём блоге или в собранном виде тут: http://www.profyspaces.com.

При этом в части качественной дилеммы «нужен – не нужен» Enterprise 2.0 в компании, в особенности, в большой корпорации следует разбивать этот вопрос на три разных вопроса – для кого нужно: (1) для компании, как бизнеса, (1) для её топ- менеджмента, (1) для сотрудников. Ответы на эти вопросы не всегда совпдают, но об этом у нас будет отдельный разговор.

Однако в любом случае ясность сразу исчезает, как только мы из плоскости качественных оценок переходим к цифрам – пытаемся определить то, что на русском языке принято называть экономической эффективностью направления, а на языке прагматичных англосаксов – ROI (Return of Investments).

Важность оценки этого самого ROI (отдачи от инвестиций) становится очень критичной, если учесть, что финансирование здесь в большинстве случаев идёт не от стороннего дяди-инвестора иногда с довольно «длинными» деньгами, с которым можно поиграть в, так называемые, инвестиционные игры. За Enterprise 2.0 нужно расплачиваться своими «кровными» – достаточно «короткими» деньгами», извлекаемыми из прибыли компаний. Прибыли, источники которой в кризисные годы заметно иссякли.

Действительно, трудно спорить с теми, кто утверждает, что экономический эффект от внедрения Enterprise 2.0 сегодня по-настоящему ещё никто не посчитал, и сделать это будет очень тяжело. И в тоже время, мне кажется, нельзя принять вывод, которые пессимисты — сторонники этого тезиса из него делают. Мол, «на нет и суда нет» – пока с цифрами в руках не покажите отдачи, до тех пор ни о каком Веб 2.0 в бизнесе и говорить нечего.

Не могу с такими выводами согласиться, потому что вся история развития техники учит нас, что, ставь исходно во главу угла требования «просчёта» прямой экономической отдачи, никакого этого самого развития вообще бы не было. Близкие нам примеры, начиная с Google и заканчивая Facebook, казалось бы, свидетельствует в пользу этого предположения.

С ещё большей уверенностью подобные соображения в устах оптимистов можно отнести к проектам технического развития, инвестируемым из внутренних ресурсов компаний. Ну, скажите, пожалуйста, каким «аршином» можно измерить ROI для предприятий от, скажем, накопленных коллективных знаний или, например, от мудрости коллективного разума, способствующего оперативному принятию правильных решений?

Ведь, по сути дела, Enterprise 2.0 – это те же японские «кружки качества» в эпоху Интерната. Что-то не встречал никогда упоминаний о бизнес-планах с расчётами их экономической эффективности (может быть, потому что японский не понимаю). Однако, как известно, что успехи послевоенной экономики страны восходящего солнца, в частности, обуславливались существованием внутри предприятий подобных социальных институтов.

На ум приходит ещё одна аналогия. Сегодня уже общепринято, что создание нормальной социальной (в классическом смысле этого слова) и здравоохранительной среды, способствует росту производительности труда и уменьшает накладные расходы, а значит, повышает прибыльность компании. При желании можно найти и цифровые подтверждения этому факту. Но опираются все эти выкладки на сравнении результатов длительной работы тех, где нормальная среда существует, и тех, где она отсутствует или не столь развита. Интересно, что, кроме того, что принято называть ‘видением (vision), какой бизнес-план использовали первая группа компаний, когда они вкладывали средства в создание соответствующих условий труда?

Всему своё время. Здесь, мне кажется, на первых порах определяющими являются не сухие цифры, а именно ‘видение у тех, кто принимает решение о финансировании проекта. Есть техническое чутьё у руководства — и компания процветает; нет – и компания раньше или позже, но проиграет конкурентам. Ну, а очередь бизнес-планов наступает потом, причём уже только у победителей!

Сегодня есть целый ряд технических и организационных решений, облегчающих парадигму «волков боятся – в лес не ходить». К техническим следует отнести наличие у многих продуктов и сервисов Enterprise 2.0 упрощённых (относительно дешёвых или совсем бесплатных, как в MS SharePoint) рабочих версий и всегда бесплатных,так называемых, испытательных (trial) версий. Это раз. Далее, появляются всё больше и больше «облачных» версий продуктов, сервисы которых можно использовать по подписке, в том числе, с оплатой по факту использования (pay as you do).

К организационным решениям можно отнести поэтапное внедрение инструментария Enterprise 2.0 в компании, начиная с отдельных подразделений и сервисов. А все эти техническо-организационные решения и методы в различных их сочетаниях позволяют запускать, так называемые, пилотные проекты, которые одновременно решают несколько задач, среди которых: (1)определение общей целесообразности использования тех или иных инструментов в специфических условиях деятельности конкретной компании, (2) адаптация сотрудников и, наконец, (3) получение опытным путём необходимых данных для разработки полноценного бизнес-плана развития Enterprise 2.0 в компании.

Уже начали появляться сведения о первых результатах таких пилотных проектов. Например ( http://www.internetevolution.com/document.asp?doc_id=173854&piddl_msgid=178197 ), компания TransUnion, работающая в области программного обеспечения кредитной отчётности, оценила, что, потратив около $50 тыс. на внедрение социально-сетевых сервисов SocialText, она только за 5 месяцев сэкономила $2,5 млн. Методы «мозгового штурма», хорошо поддерживаемые указанной системой управления информационными потоками, позволили компании избежать существенных затрат на закупку нового дорогостоящего компьютерного оборудования и наёма дополнительного ИТ-персонала, обслуживающего это оборудования.

Можно по разному относиться к приведенным цифрам (лично у меня они вызывают определённое недоверие), но руководство самой компании TransUnion считает результаты эксперимента очень обнадеживающими. И это пока самое главное….

222
Комментарии (0)

Выберите из списка
2010
2010
2009