Кризис как условие эффективного развития
26 февраля 2009 в 19:46

Кризис как условие эффективного развития

Уважаемые коллеги! Приглашаю вас к обсуждению вопроса о резервах и возможностях развития в условиях кризиса.
Очистительные возможности кризиса.
Кризис как повод актуализировать скрытые, неявленные ресурсы и возможности.
Кризис как стимул активизации креативного ресурса.
Кризис как возможность произвести этическую инвентаризацию и ревизию прошлого опыта, отделить зерна от плевел и обнаружить то, в чем ваша деятельность является подлинной и по-настоящему перспективной.
Предлагаю попробовать обменяться опытом продуктивного выживания и развития в условиях кризиса.
Готов предложить открытые системные консультации по этому поводу.

Александр Лобок

166
Комментарии (10)
  • 26 февраля 2009 в 22:43 • #
    Ренальд Лачашвили

    Мне кажется, что настоящее развитие всегда идет через этап кризиса, когда организм-человек-организация-страна вынуждены что-то изменить в своей повседневности.
    А уроком происходящего с нами "вселенского" кризиса должно стать понимание того, что целью бизнеса не может быть только извлечение прибыли, как это всегда пишется в уставе.
    Даже в супер-либеральных Штатах новый президент в своей последней речи попытался развернуть соотечественников лицом к семье, ее ценностям и вечным истинам, сдерживая свою алчность.
    Проще говоря, совесть может стать экономической категорией, пусть - через некоторые промежуточные индикаторы.
    Или, по крайней мере, какие-то базовые нормы самоограничения, которые у здоровой личности являются проявлением инстинкта самосохранения.
    Вообще, какой-то мудрец сказал, что единственным оправданием бизнеса перед обществом может быть создание рабочих мест.
    Все это, на мой взгляд, имеет отношение к философии бизнеса, и от всего этого владельцы бизнеса часто по-страусиному прячут голову в песок.
    Когда мне приходилось консультировать малый бизнес (с оборотом 1-2 млн. долларов в год), то чаще всего задача ставилась так: увеличить оборот вдвое. Вот и вся философия.

    Вообще, вопрос ЗАЧЕМ у большинства из нас вызывает дискомфорт...

  • 27 февраля 2009 в 18:55 • #
    Александр Михайлович Лобок

    Вот в этом-то вся фишка. Когда оборот в 1-2 миллиона, человеком движет зависть, тоска по "большим деньгам, которых у него нет. Азарт игрока. Желание самоутвердиться. И т.п.

    ФИЛОСОФИЯ бизнеса начинается на каком-то другом уровне.
    Когда дойдя до какой-то границы перовначального самоутверждения в бизнесе, человек выходит на некий ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ, СУЩНОСТНЫЙ предел.
    Когда чисто количественные измерители его самости перестают срабатывать - ну какая, в сущности говоря, разница между ста миллионами и миллиардом? - и когда возникает ПРЕДЕЛЬНЫЙ вопрос О СУТИ.

    Вопрос о сути того, что ТЫ есть. Что есть то в тебе, что не измеряемо суммой твоих финансовых активов. Что есть ты не как обладатель некоей финансовой империи. а что есть ты по СВОЕЙ сути.

    И это есть тот предельный вопрос, на который не ответишь размером банковского счета. Потому что это вопрос про что-то совершенно другое, по-настоящему существенное.

    И это тот предельный вопрос , на который неизбежно выводит любой кризис.
    Потому что это вопрос не СКОЛЬКО, а вопрос ЧТО ты есть.
    И вопрос РАДИ ЧЕГО ты есть на этом свете.

  • 27 февраля 2009 в 19:30 • #
    Ренальд Лачашвили

    А у меня создается впечатление, что после преодоления некоторого предела, когда можно насытить свои разумные потребности, достичь пресловутой "финансовой независимости" и т.п., многих завораживает сам процесс перехода от одного порядка к другому.
    За это говорит то, что некоторые предприниматели так и говорят:
    "Я не смогу работать с такими суммами"
    А для других этот переход с числам с еще одним нулем справа - вызов, который всегда с тобой. А если еще можно с кем-то соревноваться, то можно и забыть о том, зачем все это, ради чего - все заменяет ПРОЦЕСС, он, видимо, воспринимается как личностное развитие и преодоление собственных страхов перед новыми высотами.
    Нечто вроде высотного альпинизма - иррациональная тяга к высотам, где нормальный человек не может существовать, но азарт гонит туда экстремалов, стремящихся преодолеть, прежде всего, себя.
    Впрочем, это - мои спекуляции, поскольку на высотах такого уровня я не бывал ни в альпинизме, ни в бизнесе, и могу лишь предполагать.

  • 28 февраля 2009 в 08:18 • #
    Александр Михайлович Лобок

    Вы, конечно же, правы. Всё так. Чаще всего так.
    И про иррациональную тягу к высотам, и про азарт экстремалов, и про преодоление себя, и про испытание своих ресурсов на высотных пределах...
    Но человек, тем не менее, нелинейное существо.
    И в какой-то момент эта тяга к нелинейности может достигать критической массы (про тягу, у которой может быть критическая масса - это прямо-таки какой-то пост-Эйнштейн...) - в этот-то момент в человеке и рождается философ. И это происходит чаще, нежели мы можем себе представить.
    Другое дело, что внятного философского дискурса, способноого удовлетворить эту рождающуюся философскую потребность, в нашем обществе попросту нет.
    Академическая философия заражена вирусом снобизма и банальности в одном флаконе. И уж во всяком случае не готова и не умеет работать с тем пространством индивидуального философствования, которое просыпается в человеке как индивидуальная экзистенциальная тоска, как стремление понять и осознать ресурсы и границы своей самости, и, в том числе, как желание осознать философские границы своей деятельности, своего дела, своего бизнеса.
    При том, что у ЛЮБОГО бизнеса, настаиваю я, есть свои философские границы, свои философские - чаще всего неосознаваемые - философские ориентиры. В каждом без исклчения человеке есть скрытое "зачем" - его не надо сочинять, его надо всего лишь вытащить из реального пространства деятельности и откристаллизовать.

  • 1 марта 2009 в 20:52 • #
    Ренальд Лачашвили

    Вот кризис-то и вытаскивает из реального пространства: оно схлопывается до минимума, как у Эдгара По, где стены комнаты сходились, да еще и раскалялись, если я правильно помню. И человек начинает искать выхода в другое пространство, и иногда его заносит в пространство ОСОЗНАНИЯ себя и своей деятельности

  • 1 марта 2009 в 21:21 • #
    Александр Михайлович Лобок

    Подписываюсь на все 100!
    На это и надежда.

  • 28 февраля 2009 в 11:09 • #
    Александр Михайлович Лобок

    Вообще на мой взгляд, есть вид деятельности, который, совершенно не развит - если не сказать не сформирован - в современном бизнес-пространстве: это деятельность по реконструкции и экспликации скрытой индивидуальной философии того бизнеса, который делает данный человек. Я настаиваю на том, что такая индивидуальная философия есть всегда - но, как правило, она существует в скрытом, неявном, не эксплицированном виде. Пользуясь кантовскими категориями, можно было бы сказать, что это "вещь в себе", которая пока еще не стала "вещью для себя". А чтобы это могло случиться, требуется особого рода профессиональное сопровождение этого скрытого индивидуального философствования, особого рода диалог, который помог бы перевести это свернутое, неявное, потенцированное философствование в эксплицированный режим.

    К сожалению, наша профессиональная философия до сих пор носит характер "учительской", а не сопроводительной. В лучшем случае она готова учить - указывать бизнесу те или иные ценностные направления, но она менее всего умеет ПОНИМАТЬ И РЕКОНСТРУИРОВАТЬ ту РЕАЛЬНУЮ философию, которая имплицитно встроена в деятельность любого бизнес-профессионала, коль скоро эта деятельность всегда есть реализация и разворачивание некей самости, некоего личностного содержания.

    Задача философии бизнеса заключается в том, чтобы давать человеку, делающему тот или иной бизнес (а, стало быть, деятельностно себя реализуещему) такое ценностное зеркало, в которым данный человек видел свой предельный, сущностный портрет.

    Увы, наши дипломированные философы не владеют искусством такого рода сущностной реконструкции. И это одна из причин, по которой данный рынок услуг пока еще не сформирован.

    Но это не значит, что данный рынок нельзя формировать. Здесь важный прецедентыи описание этих прецедентов. Как в свое время массовая страсть к психоаналитической реконструкции родилась из тщательного описания г-ном Фрейдом всего нескольких прецедентных ситуаций. Но до того, как это произошло, людям просто в голову не могло прийти что у них есть потребность в психоаналитической реконструкции их личности.

    Так и явленная потребность в философской реконструкции бизнес-деятельности может возникнуть лишь тогда, когда будут явлены прецедентные описания такого рода реконструкций.

  • 1 марта 2009 в 20:56 • #
    Ренальд Лачашвили

    Народная надежда на это называется КОУЧИНГ, если я правильно понимаю тех людей, который утверждают, что этим занимаются...

  • 1 марта 2009 в 21:23 • #
    Александр Михайлович Лобок

    Дай Бог, чтобы коучи занимались этим, но что-то сильно в этом сомневаюсь.

  • 2 марта 2009 в 15:29 • #
    Ренальд Лачашвили

    Я тоже пытаюсь разобраться в том, что они делают. Кстати на этом портале была дискуссия о коучинге.


Выберите из списка
2011
2011
2009