Библейско-богословский институт святого апостола Андрея*...
26 марта 2010 в 20:56

Библейско-богословский институт святого апостола Андрея* *«Давайте устроим пир!» Образы трапезы в культуре.* *Симпозиум памяти Н.Л. Трауберг.* *Москва, 2010*

Библейско-богословский институт святого апостола Андрея* *«Давайте устроим пир!» Образы трапезы в культуре.* *Симпозиум памяти Н.Л. Трауберг.* *Москва, 2010*Библейско-богословский институт святого апостола Андрея* *«Давайте устроим пир!» Образы трапезы в культуре.* *Симпозиум памяти Н.Л. Трауберг.* *Москва, 2010*

*10 апреля 10:30–18:00
11 апреля 14:00–18:00*

Трапеза – один из древнейших, наиболее универсальных и вместе с тем многозначных архетипов культуры. Платоновские пиры и анакреотические пирушки, субботние трапезы в иудаизме и христианские агапы, средневековые пиршества и гастрономический ритуал «галантного века», воспетый Г.Р. Державиным «добрый русский обед», Веничкины возлияния и райская трапеза сэра Грегори Парслоу из «Перелетных свиней» П.Г. Вудхауза запечатлели не только антропологические, религиозные, социокультурные представления, свойственные их эпохам, но и тот образ чистой радости, высокого общения, который в европейском культурном сознании всегда создавался «пиршественными понятиями». Пир одухотворяет материальное, открывает сакральность обыденного, напоминает об изначальном смысле трапезы как дара и соединяющей жертвы, в несвободные времена становится символом «тайной свободы», примиряет враждующих, хотя бы на время восстанавливает изначальную цельность мира и единство между пирующими. Неслучайно Г.К. Честертон называл трапезу одним из самых спасительных и смиренных занятий.
«Давайте устроим пир!» – восклицала Наталья Леонидовна Трауберг всякий раз, когда случалось событие, достойное пира, каким бы незначительным оно ни казалось. Сама идея «собраться и поговорить о еде в культуре» тоже во многом принадлежит ей. Нам бы хотелось, чтобы этот симпозиум стал приношением памяти и любви человеку, подарившему русской культуре честертоновский сыр и ром, вудхаузовские «детские застолья» и назвавшему пир «лучшим образом счастья».
Нынешний симозиум задуман как совместное размышление о символических смыслах трапезы в культуре, о ее метафизических, богословских и социокультурных измерениях, наконец, о ее эсхатологическом содержании, прообразующем радость жизни будущего века.
Предполагается, что обсуждение будет строиться вокруг следующих тем:

  • пир как философская и социокультурная категория;
  • трапеза в священных текстах и обрядности разных религий;
  • богословские смыслы трапезы в христианской традиции;
  • семантика образов трапезы в культуре (литература, изобразительное
    искусство, кино);
  • трапеза как форма национально-культурной самоидентификации;
  • трапеза и идеология;
  • вспоминание как пир и пир как вспоминание.

Предварительный список докладов:

  1. /Багратион-Мухранели И.Л. /Трапеза в грузинской культуре.
  2. /Дубровина/ /С. /«Антитрапеза» в «антитеатре»: еда в творчестве
    С. Беккета».
  3. /Запрометова О.М. /Трапеза в «Пирке-Авот»
  4. /Иг. Иннокентий (Павлов)/ Вечеря Господня и литургический кризис
    исторического христианства./ /
  5. /Панич С.М./ «Шампанским трюфли запиваю…» К истории первой
    русской гастрономической поэмы./ /
  6. /Ратнер Л.Н./ «Голландский натюрморт: пир Балтазара и Евхаристия»
  7. /Смолицкая О.В./ Французы за столом глазами русских – русские
    за столом глазами французов
  8. /Сморгунова Е.М. /Дисциплина поста в Ветхом Завете.
  9. /Сукина Л./ Трапеза в миниатюрах русских синодиков XVII–XVIII 
    вв.: от Евхаристии до пиров грешников.
  10. /Сумм/ /Л. Б. /Пир как форма эроса в греческой культуре.
  11. /Федотова Е.Я. /Мясная трапеза в Ветхом Завете.
  12. /Чумакова Т. /От постателесного к пиру духовному: образ трапезы в восточнохристианской традиции.
  13. /Языкова И.К./ От угощения патриарха до «архиерейской трапезы».
    Эволюция изображения трапезы в иконографии «Гостеприимство Авраама»

Симпозиум проводится в рамках празднования 20-летия ББИ. То, что мы особо вспоминаем Наталью Леонидовну в этот юбилейный год, подчеркивает нашу уверенность, что она продолжает жить рядом с нами, наше чувство глубокой благодарности и светлой памяти.

Заявки на участие в симпозиуме просьба присылать до 1 апреля 2010 г. Светлане Панич #* и копию на # *

Симпозиум состоится по адресу: Москва, ул. Иерусалимская д.3 справки по тел. 670-76-44, 670-22-00
email: #
*

160
Комментарии (0)