ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК - Глава 2: ТЕРНЕР (познание через деление...
22 января 2013 в 20:48

ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК - Глава 2: ТЕРНЕР (познание через деление на 3 ипостаси) 3 вида человека как 3 типа мировоззрения

[[http://http://foto.mail.ru/community/scienceofspirit/#photo=/community/scienceofspirit/lightworld/7
Рис.1 — схема 3 соц. групп и их субъективных мерностей пространства, где t-время (по С. Минковскому сумма мерностей пр-ва+времени в нашей Вселенной не может быть более 4)
ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК - Глава 2: ТЕРНЕР (познание через деление на 3 ипостаси) 3 вида человека как 3 типа мировоззрения
«Современное человечество утратило чувство верного ранга. Поэтому оно перестало верить в идею ранга вообще, поколебало ее, расшатало и попыталось погасить ее совсем: объявить всякий ранг мнимым, произвольным (выд. И. Ильиным – О.С.), не заслуживающим не признания, ни уважения… “Все в жизни условно и относительно; кому что нравится и выгодно, то и хорошо; кто силен, кто умеет импонировать и принуждать, тот и выше…” И только позже, слишком поздно русские люди стали понимать, что здоровое чувство ранга враги подрывали в них для того, чтобы все фальсифицировать, чтобы выдвинуть худших, чтобы вознести бессовестных и бесчестных, чтобы создать новый социальный отбор бесчестья, раболепства и насилия…»
/Иван Ильин /6/.//
Цель настоящей статьи (опубл. в ж-ле «Соц. проблемы» в 2010 г. – здесь в сокр.)– попытка установления связи расслоения современного общества на 3–4 основных страты с соответствующими ценностными особенностями людей этих страт на основе традиционных представлений Древнего Востока. Предлагается авторская модель одно-мерного, 2-мерного и 3-мерного виртуально-субъективных пространств на основе личных ценностей.
Питирим Сорокин, один из основателей мировой и российской социологической науки, рассматривал социальную стратификацию вертикальную и горизонтальную; первая наиболее выражена практически – он разделял ее на политическую и экономическую. Ее основа и сущностьв неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, в наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влиянии /8-11/. Однако для нас здесь особый интерес представляет впервые сформулированное Питиримом Сорокиным понятие о социальном пространстве индивидуума-гражданина:
«…социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического /курсив П. Сорокина/. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга, хозяин и раб), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два брата или епископы, исповедующие одну религию, или же два генерала одного звания и из одной армии, один из которых в Америке, а другойв Китае), могут быть очень близки социально.
…социальное и геометрическое пространство в корне отличны друг οι друга…
… социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения земли. /7, с. 297-298/
Весьма принципиальный тезис – из него следует, что люди разных социальных пространств имеют не только разный образ, уклад и уровень жизни, но и разную психологию, они по-разному видят мир. Но на каком же основании люди могут попасть (быть отнесены социумом) в то или иное социальное пространство? П. Сорокин утверждает, что сразу после возникновения социальной стратификации в древних обществах, во всяком случае уже в Древнем Риме и Греции, обычно таким основанием были имущественные различия, причем ценз вступления, например, в Риме в касту «всадников»(дословно: саballer (o), у славян коньязь, позже князь, конник, отсюда кёниг и т.п. ) составлял около 4 тыс. фунтов стерлингов (в современном денежном выражении) /8, с. 323/.
В наше время имущественное неравенство также имеет решающее значение в социальной иерархии, причем не только экономической. Политическая и экономическая иерархии содержат сегодня десятки ступеней (в средневековой Европе они и именовались кастами), и это многим представляется несправедливым: большинство населения никогда не сможет подняться на вершины этих социальных лестниц. И «лифты», описанные П. Сорокиным, здесь мало помогают: понятно, что в реальном социуме положение человека часто не заслужено, не связано с его личностными качествами.
Однако трудно поверить, что одна только имущественная, экономическая иерархия может настолько разграничить людей, что они окажутся в разных социальных пространствах – позволим себе предположить, что первична все же психология человека, основанная на его личных целях и ценностях. Именно на таком основании, а не по имущественному цензу, веками делили общество на касты на Востоке, в частности в буддизме:
“Нужно знать о трех ступенях роста личности — низшей, средней, высшей. Ясно опишу характеристики их и отличия:
(А) Того, кто всячески заботится лишь о собственном благополучии, следует считать низшей личностью.
(Б) А тот, кто отворачивается от счастья мирского и, отбросив зло, радеет лишь о собственной нирване, — средняя личность.
(В).Кто всецело, искренне желает покончить со всеми страданиями других, мучительно ощущая их как свои — тот личность высшая” (Чж. Атиша, Х-ХI вв.) /7/.
Приведенное выше определение трех типов (стадий развития) личности – взято из классического буддийского трактата Ламрим /7/. Ниже мы примем за основу именно эти 3 основных ступени-страты и покажем их актуальность (см. на схема 3 типа человека: А-Б и В). Попробуем найти и сформулировать личностные качества, с одной стороны – объективные и необходимые для причисления человека к той или иной страте, а с другой стороны – зависящие от ценностных устремлений самого человека, т.е. изменяемые им в течение жизни. Последнее обстоятельство демократично и гуманно, т.к. предполагает, что человек может, изменив свои взгляды и ценности, перейти на следующий социальный уровень (страту-касту-класс).
Экономически и политически можно делить любое общество на множество социальных слоев, однако мы для простоты выделим 3–4 основные, на том основании, что они –
1) во-первых – совпадают с вековыми традиционными кастами-классами Востока (мы рассмотрим в проекции на современное состояние российского общества);
2) ценностные установки, а значит и психология людей, принадлежащих к каждой из этих страт-классов, существенно различаются, что мы и возьмем за основу нашей модели.
Наиболее жесткую стратификацию населения мы находим в Древней Индии. Принципы разделения людей на социальные группы здесь закреплены в традиционных верованиях – в индуизме-брахманизме и его священном своде Ведах /Вишну-Пурана, Бхагавад-Гита и др./1,3/ в виде классической системы классификации каст-варн Варна-Ашрама-Дхарма, что в переводе и означает примерно «Обязанности и долг социальных групп-варн». Все же главным критерием принадлежности к той или иной касте считается внутренняя сущность человека, его духовный уровень – так и ныне известны брамины, способные с первого взгляда на младенца определить его варну.
Буддисты, следуя за Буддой Гаутамой, сломавшим сословные ограничения индуизма, в быту не делят жестко людей на касты, хотя и признают объективность наличия ступеней развития личности (см. выше цитату из Атиши). Однако в буддизме определение их – дело личное и никаких ограничений в правах на этом основании не допускается.
Первый социологический опрос в истории для определения ценностной принадлежности человека к той или иной социальной группе по преданию провел царь Соломон при строительстве своего знаменитого храма – он отбирал рабочих с нужным ему духовно-личностным уровнем, задавая им простой вопрос: – ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ? И вольнонаемные рабочие, везущие одинаковые тачки с камнями, отвечали ему либо:
А) – Камни тащу, будь они неладны! (негативное отношение к труду здесь важно).
либо (Б) – Зарабатываю на хлеб, кормлю семью! (материально-мотивированная позиция).
либо (В) – Я строю Храм! (чисто духовная мотивация).
Из истории известно, что мудрый Соломон нанял на строительство только последнюю группу. Посмотрим, как выглядят эти основные социальные группы на нашей модели (буквенные обозначения совпадают со стратами в тесте царя Соломона и отчасти с буддистской системой).
На рис. выше показаны схемы трех основных типов пространственно-временного устройства мира, субъективно существующие в нашем мире для людей разного духовно-личностного уровня.
Схема А: в одномерном социальном пространстве человек имеет только 1 степень свободы (пространственное измерение Х), которое задано его ЕДИНСТВЕННОЙ МОТИВАЦИЕЙ — «дай!», в которую включены все основные биологические потребности человека и не более того. Люди столь примитивного уровня (Человек Низкий — буквальное определение, принятое в Ведах и в буддистских источниках /7/) — это, как правило, бомжи или опустившиеся люди, люмпен, криминальные элементы – по сути «духовные младенцы=рабы» (в Иудее, на древне-арамейском языке ребенок и раб обозначались одним словом; а в Индии — это шудры, парии – им даже было запрещено давать деньги и учить грамоте, пускать в храм, поскольку считалось, что они не способны понять высоких понятий, а только осквернят их…). Их сугубо рабская психология – естественная ОСНОВА ПРЕСТУПНОСТИ. Работать добровольно они не будутсм. выше Тест царя Соломона. Жизнь сама по себе — уже для них ад: движимые единственной младенческой мотивацией «дай!», они ПОЧТИ БЕЗ ВЫБОРА влачатся судьбой по узкому коридору, как ком с горы, т.к. время в их мире 3-мерно (4—1=3 мерности), т.е. это шар, в котором их и крутит, и несет слепая их Судьба. Таково их социальное пространство.
В наше время, когда власть денег позволила многим лицам данной социальной группы получить реальную власть, более того – власть над СМИ и умами тысяч людей, мы видим наглядный результат: активную люмпенизацию масс-культуры, навязывание их «ценностей», а значити такого типа социального пространства – миллионам. Следствие этого: массовая духовная деградация (ОПУСКАНИЕ!) молодежи, когда потребности и цели узко ограничены элементарными потребительскими ценностями, а также общее психологическое субъективное ощущение сужения свободы, ухудшения, снижения качества жизни даже при его материальном повышении. Что мы и наблюдаем с начала 90-х годов и до настоящего момента.
Питирим Сорокин предсказывал такую морально-ценностную деградацию западного общества /9,10/. Анри Бергсон ставил низшей ступенькой развития личности «экзистенциальный страх», который и доминирует у данной страты – перекрывая все остальные представления и восприятия окружающего социума.
Поэтому мы и даем наглядную модель с более высокими ступенями, ценностями и идеалами – социальные пространства с иной мерностью.
Схема Б: мирные обыватели (в Индии это каста вайшьи, или по-славянски веси — жители малых городов: крестьяне, торговцы и ремесленники). В наше время в России (как и всегда) – это ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО населения, особенно городского, не зависимо от рода занятий — основные Труженики, в массе своей работающие ради денег, при этом, как правило, атеисты (ниже мы поясним, насколько верования важны в данной модели).
В число их ценностей входят (кратко) – все биологические плюс материальные Ценности. В их плоском социальном пространстве уже появляется 2-я мерность (ось У) — «сделать», т.к. у них появилась потребность делать что-то и получать от этого удовлетворение. Однако их плоский мир, 2-мерное социальное пространство имеет пока 2-мерное время (4—2=2) — то самое классическое Колесо Сансары Востока, «беличье колесо» Судьбы, в котором они и вертятся, влекомые насильно. Назовем эту социальную страту — Человек Простой, или Труженик.
Схема В: (в Индии – каста кшатрии, — раньше это были воины и государственные деятели вплоть до царя). Сейчас это — независимо от профессии — Настоящие Интеллигенты (в чисто русском понимании), люди Сознательной Духовности – имеющие уже потребность (УСТРЕМЛЕНИЕ) к Духовному Восхождению, вере в Бога (или Его «псевдонимы» – Истину, Добро, Красоту как главные Духовные Ценности) — вертикальную ось Z. Здесь обитатели 3-мерного социального пространства – Интеллигенты: и верующие, и считающие себя атеистами, но честно служащие Истине (ученые), Добру или Красоте (деятели искусства) – оказываются «бессознательно верующими» в духовные идеалы и ценности.
П. Сорокин сформулировал интегральную сущность человека как некую Цель – приближение к высшей интегральной ценности нашего мира – единству Истины, Добра и Красоты /11/.
Итак, у 3-й страты (В) появляется Духовное Устремление к Истине, Добру и (или) Красоте – как главная Ценность, зачастую ставимая выше всех других. Мы знаем случаи, когда художники и музыканты отдавали жизнь ради Прекрасного, живя в нищете; когда ученые ради Истины шли на костер, умирали с голоду на мешках семенного зерна (в блокаду в Ленинграде); шли в лагеря и на расстрел – ради той же Истины, Добра и Справедливости… Они уже ВЫШЛИ из пресловутого «Колеса Сансары». Их Время — лишь ось «Вперед и Вверх!» Зацикливание на прошлом или возврат к примитивным ценностям низших страт (соблазн материальности) – грозят падением на более низкие Уровни Бытия (об этом библейская притча о жене Лота, которая, обернувшись — окаменела).
Существующие в обществе антагонизмы, вражду, непонимание легко объяснить разными ценностными установками социальных групп. Так группы А и даже частично Б не понимают и с подозрением относятся к группе В (Интеллигентам): т.к. не в состоянии буквально вместить их высоких Ценностей. Здесь мы должны принять логику и терминологию Олдоса Хаксли: «врата восприятия» личности, «широта сознания» расширяются по мере восхождения по этим трем ступеням личностного развития. Как таракан не поймет бабочку, так и человек субъективно-плоского социального пространства не может даже допустить существования ценностей вертикальных, духовных. Это и есть извечное противоречие между атеистами и верующими, «физиками» и «лириками», Обывателями и Интеллигентами…
Существует в восточной традиции еще гипотетическая, чисто религиозная 4-я ступень: 4-й тип мира — 4-мерное социальное пространство святых (на Востоке – каста браминов, раньше — жрецов, священников, теперь и эта связь с родом деятельности ослабела), но показать его на бумаге невозможно. Там 4 мерности пространства и СОВСЕМ НЕТ ВРЕМЕНИ. Поэтому Святые и провидят будущее – это уже Жизнь в Вечности… По понятным причинам на схеме этого варианта нет.
Итак, возможности человека (в виде пространственно-временных характеристик его личного субъективного социального пространства) прямо зависят от его ценностной, морально-этической и духовно-мировоззренческой ориентации. При этом многие проблемы, в том числе и научные, разрешаются сами собой при переходе в пространство большей мерности. И в момент СМЕНЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (искреннего прихода к Богу) мир действительно становится совершенно иным: из плоского — преображаясь, он обретает объем. Это подтверждают сотни людей.
ВЫВОДЫ:
1. Выше были представлены схемы, показывающие, что по меньшей мере:
– существуют 3 основных социальных группы с разными ведущими ценностями;
– каждая такая группа, будучи в большинстве, определяет социальный уклад общества;
– эти 3 основных типа людей живут даже в собственных социальных пространствах разной мерности – т.е. формируют свой субъективно-виртуальный мир, существенно отличный от миров др. социальных групп. Именно поэтому взаимопонимание между людьми разных групп часто затруднено.
2. Итак, причины многих социальных проблем в последние столетия и даже тысячелетия были в основном не из-за неравенства, наличия каст и классов, а из-за практического формального подхода к критериям социальной стратификации — по происхождению, по профессии, по имущественному цензу — а надо – по мировоззрению – потому что, как мы показали на модели – именно сознание определяет бытие
3. Три основные социальные страты (касты, или классы) совершенно объективно существуют, и люди принадлежат к ним не по рождению, а по мировоззрению, отношению к другим людям и к Богу.
4. В каждой социальной страте – своя субъективная мерность социального пространства и соответствующие ограничения свободы воли. Поэтому, 2 низшие страты по сути живут в адских условиях, но они сами их себе создали.
5. Для перехода в более высокую социальную группу — достаточно изменить мировоззрение, понять и принять ценности более высокие, духовные.
6. При духовно-личностной деградации, переходе к более утилитарным, НИЗКИМ идеалам – человек сразу же ПАДАЕТ на предыдущий уровень-страту со всеми вытекающими последствиями: мир кажется ему «с овчинку», мрачным и более жестоким – уже за счет изменения параметров его личного социального пространства.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Бхагавад-Гита. – СПб: 2000. – 264 °C./гл.XVII: 41-44/.
2. Вебер Макс. Собр. соч. по социологии религии (вступит. слово). С.1 /цит. по: Лепсиус Р. Об институционализации критериев рациональности: исследования проф. Макса Вебера. //Пробл. теор. социол., вып.7: 2009, с. 59–68.
3. Вишну-Пурана. – СПб:Изд.Общества Ведич. Культуры: 1995. Т.1:6–11.С.34–35.
4. Горичева Т. Православие и постмодернизм. — Л: Изд.ЛГУ, 1991.
5. Ефимов В.П. С начала. — СПб: Астра-Принт, 1997, 152 с.
6.Ильин И.А. О грядущей России. – Изд.Свято-Трицк.монастыря и Корпор.Телекс, Джорданвилл,США, 1991. С.70.
7.Ламрим. (Большое руководство к этапам Пути пробуждения). Т. 2 /с. 134-135/. – СПб, Тибетский Дом: 1997.
8. Питирим Сорокин. Социальная стратификация и мобильность. – М: Политиздат, 1992. – 550 с.
9. П. Сорокин. Социальная и культурная динамика (главы из кн.). – М: ИЭ РАН, 1999. Мат-лы Междунар. науч. симп., посв. 110-летию со дня рожд. П,А,Сорокина. М-СПб, 4–6 февр. 1999. Изд-во СПбГУП, 1999.
10. Питирим Сорокин. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты.– СПб:Невский Пр.-Вектор, 2007. – 176с.
11. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – М., 1993. С.143

912
Комментарии (7)
  • 5 февраля 2013 в 23:25 • #
    Геннадий Гапонов

    Ольга, мне понравилась Ваша статья о человеческих кастах. Я заметил, что Вы успешно преодолели марксистское преклонение перед материей, якобы всегда определяющей сознание. Я полностью согласен с тем, что люди разных мировоззрений живут в разных мирах. Но философской справедливости ради всё же хочу предупредить Вас против абсолютизации и духовного начала, сознания. Идеализм как философское теоретическое течение, настолько же несовершенен, как и материализм. Не существует абсолютной теоретической истины, кроме максимы Парменида. "Бытие - ЕСТЬ. Небытия (как ему и положено по определению) - НЕТ!" Это единственный логически выраженный абсолют. Каждая конкретная эпоха окружает эту максиму облаком сопровождающих её относительных истин. Но уровень их достоверности исключительно высок, ПОКА длится эта эпоха. Потом они умирают. А истина Парменида - нет. В нашем мире бывают ситуации, когда материальная действительность может определить движение сознания, принудить его, даже АБСОЛЮТНОЕ, предельное. Но не меньше ситуаций, когда сознание управляет ходом вещей. Другой ситуации в ЖИВОМ Бытии быть не может.
    Но, Ольга, всё же в статье есть некоторые фрагменты, которые вызывают улыбку. Исключительно важные вещи из мировоззренческого арсенала Востока нуждаются здесь в реабилитации. Думаю, что Вы поспешили с очень ответственным выводом, что люди, имеющие некоторое духовное устремление к Истине, Добру и Красоте освобождены от Колеса Сансары (замечу, что определение "пресловутое" здесь совершенно не подходит. Это колесо, череда перевоплощений души - реально так же, как реален перед Вами монитор, не меньше. Добавлю от себя, что я в этом убедился на практике.
    Среди интеллигентов подавляющая масса служат категорически демоническим ценностям. Они служат СИЛЕ, вспомним отчасти верное замечание Фрэнсиса Бэкона о том, что ЗНАНИЕ - СИЛА! Они видят идеал в СВОБОДЕ, все вместе служат ВЫЖИВАНИЮ. Это по своей сути - коммерсанты, вайшьи, они создают ТОВАР для продажи. Даже самые лучшие из них не лишены пятен.. Даже тот ученый умиравший над элитными семенами, ненавидел германскую армию, он совершил свой подвиг РАДИ ВЫЖИВАНИЯ. Думаю, что он близок по духовному качеству к кшатрию низшего уровня. Он ощущал свой народ как продолжение самого себя (это плюс), но ненавидел противника (это минус).
    Желание ЖИТЬ - вот коренное преступление человечества. В мире, в котором от Жизни нельзя избавиться в принципе, такое желание не может привести к другому результату, кроме Смерти, к Смерти, как процессу, как умиранию. Такая вот диалектика: умереть в нашем мире невозможно, а умирать, страдая при этом очень сильно, очень даже возможно. Выживание - вот конец идеологической кащеевой иглы, проткнувшей сознание нынешнего многострадального человечества, и еще более многострадального в перспективе. Стремление Жить диалектически превращается в стремление умереть. Жизнь Бытия,Сущего поддерживается и проявляется в движении, в настоящей ситуации движение Бытия проявляется в движении его форм, движении их в пространстве и времени. Стремление сохранить свою форму, "зависнуть" в ней - это попытка умертвить всё сущее. Так всё не сложно..
    Именно отношение к Смерти лежит в основе деления на человеческие касты. Все остальные различия - только следствия.
    1. Низшая каста - шудры. Это стопы Всевышнего. Это новички в человеческом мире. У них животный инстинкт выживания абсолютен, они максимально стремятся к выживанию, к силовым средствам его реализации, соответственно мало получают, особенно мало сил духовных. Их профессиональный потолок - грубый физический труд, обслуживание более высоких каст. И в этом обслуживании, в этом котакте с высшими кастами их надежда развития.
    2. Каста вайши. Бедра Всевышнего. Их нравственный уровень выше, сильно выраженный инстинкт выживания смягчен моралью вед. Поэжтому им предоставлены определенные духовные силы, знания, сообразительность. Это коммерсанты, уважающие правила корпоративной этики. Особенно когда это не влечет больших материальных потерь. Они видят себя не только в зеркале (низшая каста) но и в своей семье, которой

  • 6 февраля 2013 в 00:13 • #
    Геннадий Гапонов

    Извините, друзья, опять не уложился в объем.. Продолжу:
    самоотверженно служат.
    3. Каста кшатриев. Низшая высшая каста. Руки Всевышнего. Он действует через людей этой касты. Это воины, полководцы, предводители народов. Они видят свое продолжение в народе, которому преданно служат. Воин способен на поле боя ПО ПРИКАЗУ ПОЛКОВОДЦА шагнуть навстречу Смерти. Следовательно, главными для него ценностями являются те, которые с телом не связаны. Это ценности духовные - доблесть, слава, преданность, верность, честь. Веды и законы Ману прямо запрещают кшатрию увлекаться мирскими ценностями. Способность шагнуть навстречу Смерти определяет способность иметь в душе высшие проявления Любви. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Ин 15:13) Хотелось бы добавить к этому, что высшее проявление любви кшатрия - положить душу в любви к Всевышнему, воля которого определяет судьбу мира. История сохранила предания о полководцах, дававших обет сражаться без ненависти и презрения к противнику, с уважением и любовью к нему, направляемому Высшей волей. Многие духовно совершенные будды (в том числе и будда Гаутама) по происхождению принадлежали к касте кшатриев.
    4 Каста брахманов. Высшая высшая каста. Рот Всевышнего. Он звучит через людей этой касты. Они знают и стремятся реализовать свою истинную природу - Сущее, Брахмана, что и отражает наименование касты. Их основная задача - самореализация и обучение низших каст. Предел саморазвития брахмана - практика недеяния. То есть жизнь без личных желаний, являющимися, по определению будды Гаутамы, источником страданий. В основе любого желания - хотите ли вы получить образование, вырастить внука или построить коммунизм - лежит стремление выжить, сохранить свою нынешнюю форму, свою персону.
    Пока брахман находится на пути ученичества и не избавился еще от желаний, он стремится уравновесить эти неблагие устремления устремлением настолько же преступным, но имеющим противоположный знак - стремлением к Смерти. Это равновесие, эта разность потенциалов и является главным источником его развития. Он регулярно реализует Смерть, "берет на грудь" её порции. Он движется к смерти в физическом теле, принимая "позу трупа" - шавасану - в хатха-йоге, он умирает в своих мыслях и эмоциях, останавливая их поток в медитации, он умирает в социальном общении, подчиняясь нравственному кодексу. Этот нравственный кодекс прекрасно выразил и Иисус Христос: живи в обществе так, как будто ТЫ УЖЕ УМЕР. Это известные заповеди: не заботиться о завтрашнем дне, не желать и не завидовать, не противиться злому, подставлять другую щеку, не спрашивать долг у должника... Даже на ступени ученичества брахман в минимальной степени заставляет страдать Бытие своим стремлением выжить.. И неблагие импульсы, порожденные им в прошлом он встречает смиренно и с радостью. Только так ненависть прекращается. Вот основное в природе брахмана.
    Ольга, я благодарен Вам за Вашу статью, за предоставленную Вами возможность поговорить о важных вещах. Успеха Вам!!

  • 6 февраля 2013 в 15:47 • #
    Ольга Стукова

    Спасибо, Геннадий, Ваше глубокое знание индологии, Вед и классических установлений поражает. Вы не востоковед?
    Однако я не со всем согласна: мне не близко такое отношение к смерти.Кстати, буддизм после Будды Гаутамы был в 10-12 веках реформирован Шанкарой, Цонхавой и тем же Атишей (цит. выше/7/ и на этой базе его (Хинаяна=Тхеравада)(Юго-вост.Азия-Цейлон) добавили след. уровень - Махаяну (Тибет-Монголия-Бурятия), где во главе угла - СЛУЖЕНИЕ людям и вообще всем живым существам (п.В у Чж.Атиши)- по сути Обет Бодхисатвы: "Я БУДУ ВОПЛОЩАТЬСЯ в этом мире снова и снова, помогая всем живым существам, пока ПОСЛЕДНЯЯ ТВАРЬ не достигнет СПАСЕНИЯ!" Мне это ближе, а смерти бояться невозможно после Посвящения... Настоящего, разумеется. Я его прошла еще в 1991 г...Я, конечно, не "живу как будто я уже умерла" - а просто ЗНАЮ, как ТАМ - ТАМ ПРЕКРАСНО! По крайней мере - на моем уровне... И с него можно сползти, упасть... Но это - элементарная ответственность, нравственность, и остается лишь заботиться - как бы ПОБОЛЬШЕ УСПЕТЬ... Спасибо за понимание!

  • 7 февраля 2013 в 02:18 • #
    Геннадий Гапонов

    Ольга, Вы и так как-то выбиваетесь из стандартной женской судьбы.. Но тем не менее женское тело (изначальное, полученное в раю) построено из другой материальности в сравнении с мужским, и соответствующая телу надстройка сознания имеет серьезные отличия. Именно поэтому женское существо в стандарте значительно сильнее привязано к телу и жизни в нем. Рад, что мировоззренческие выводы Вы имеете возможность делать не только с помощью теоретических источников. Реальное переживание, опыт - самая серьезная основа уверенности. Мы тут с Вами близки. Однако, ТАМ бывает очень по-разному. Замечательно, конечно, тоже.
    Теперь несколько слов о Махаяне..
    Аутентичный буддизм - это хинаяна. Но сам термин - хинаяна - возникает вместе с термином махаяна, он был изобретен для того, чтобы отделить махаянское направление от предшествующего изначального буддизма.
    Общая последовательность формирования мировых религий подчиняется логической закономерности.
    Первая мировая религия – буддизм, возникает за 600 лет до рождества Христова. Современники Будды Гаутамы уже имели определенное представление о строении мира, о духовной иерархии могущественных божественных существ.. Гаутама пришел не на пустое, а на подготовленное в определенной степени место. Уже тогда у знающих людей была полная ясность в отношении приближающегося конца нашего человеческого мира. И времени подготовиться к нему было тогда вполне достаточно. Достаточно настолько, что человек мог поставить перед собой задачу окончательного освобождения – освобождения от мира Сансары, мира круговращения форм. Прочное счастье и спокойствие здесь не достижимы, здесь всё на время. Приходит к концу благополучие божественных существ рая, вечность не прикасается к миру форм. Вечность имеет отношение только к субстанции, самому Бытию, в терминологии буддизма – к нирване. Главное, что удерживает нас в сансаре – это помраченное сознание, заставляющее нас поверить, что мы – это только тело, персона, личность. В то время как на самом деле каждый из нас – ВСЁ, само Сущее. Понять это несложно даже в привычной логике. Бытие – едино и единственно. И мы, существуя, занимаем эту единственную вакансию. Нам некуда ткнуть пальцем, чтобы не попасть в самого себя. Человек это может ПОНЯТЬ. Но главное – всё-таки это ПЕРЕЖИТЬ. Как пережил это Кришна, испытавший страшную боль и увидевший рубцы на своем теле, когда погонщик отхлестал хлыстом замешкавшуюся корову. Итог – рыба, в том числе и человеческая, гниет с головы, из области сознания. Буддизм ставит перед человеком задачу консолидировать свое сознание и свою волю, осознать себя абсолютным существом. В этой ситуации традиционные религиозные методики помочь не могут. Ибо они как раз и разделяют единого абсолютного субъекта на человека и Бога, что как раз и должно быть преодолено.
    Задача не простая, но и времени у ищущего самого себя было достаточно.
    Вторая мировая религия – христианство. Возникает почти одновременно с Махаяной. Со времени проповеди Будды Гаутамы прошло 600 лет (плюс-минус..) Времени до коренного переустройства нашего мира осталось значительно меньше. В этих условиях ставить перед человеком задачу абсолютного уровня было нереально. Задача меняется: теперь важно не освободиться от мира сансары, а не соскользнуть в нижние миры, в менее развитые формы жизни. Как пояснял один из наставников буддизма с хорошим чувством юмора – свиным копытом неудобно переворачивать страницы священных текстов.
    Человек в христианстве и махаяне снова ориентирован на божественную иерархию. Махаяна подрабатывает под новую доктрину и концепцию нирваны.. теперь это единение с бодхисаттвой, получение помощи от него, представление о пути к нирване как пути усилия. Буддист ранний понимал, что реализация нирваны включает усилие лишь на начальном этапе, когда, следуя по пути высшей нравственности, ученик погашает негативную карму, но в дальнейшем усилие должно быть оставлено. Ибо «слабость – есть свойство Дао», сказал за 600 лет до Христа Лао-Цзы.

  • 7 февраля 2013 в 02:30 • #
    Геннадий Гапонов

    Бытию сила без надобности, её не к чему применить.. И значение термина «нирвана» - это угасание, прекращение.. Какая уж тут сила?.. Махаяна - это уже традиционная религиозная доктрина.
    Христианство, вырастая из иудаизма, проповедует единобожие – наиболее глубокую религиозную доктрину. Нравственный кодекс христианства наиболее близок к буддийскому, чуть проще в некоторых деталях. В буддизме не убий – относится к любому живому существу, даже камень (также живое существо) запрещается разрушать, не испросив на то его разрешения.. Понятно, что это относилось к людям, достигшим высоких духовных результатов. В христианстве заповедь «не убий» имеет отношение только к людям.
    Главная заповедь христианства – любовь к Богу и людям. «Возлюби ближнего как самого себя» - Иисус открытым текстом говорит людям, что ближний – ЭТО ТЫ САМ. Это не поэтическая метафора или гипербола, это непосредственная передача Истины.
    Итак, если буддизм предложил своим последователям, условно говоря, гулявшим на пути прохождения поезда-экспресса, в корне изменить свою природу, свой разум и просто раствориться перед его приближением, то христианство (а также подчинившаяся реалиям времени Махаяна) пригласили своих последователей отойти от опасного железнодорожного полотна, удобно расположиться на цветущей поляне, и в спокойствии пронаблюдать, как мимо них пронесется грозный железный поток. Далее в их распоряжении будет достаточно времени, десятки тысяч лет, для реализации высочайшего достижения, окончательного освобождения.
    Третья мировая религия – ислам. Прошло еще 600 с лишним лет.. Поезд уже показался на горизонте. Пророк Мухаммед твердой рукой возвращает людей в лоно монотеизма. Невозможно представить мусульманина, поклоняющегося, возносящего молитвы кому бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха, Всемилостивого и Милосердного.
    Христианство не смогло удержаться в последовательном единобожии, христианин поклоняется и обращается с молитвой к Иисусу, Троице, сонму святых, ну и к Богу – Вседержителю, естественно тоже. Такое расщепление религиозного сознания – грех. Единственный источник любви – Всевышний, Бог. И именно к нему должны быть направлены потоки человеческой любви. Это замыкает круг, круговорот сознания и энергии. Человек, направляющий любовь к чему или кому бы то ни было еще, просто отсекает себя от источника любви. Это реально ужасно. И на самом деле, это даже смешно (если бы не было так грустно), когда человек признается в любви к одной из многочисленных ФОРМ Всевышнего, НО НЕ К НЕМУ САМОМУ. Да что бы вы сами сказали, если бы кто-то признавался в любви к вашему рукаву, ботинкам, носу, вас самих при этом не замечая? Это – сумасшедший.
    И всё-таки христиан спасает колоссальная близость Христа к Всевышнему.. Он имел полное право не теоретически (как каждый из нас), а реализационно, переживаемо сказать «Я и Отец мой – одно». Поэтому любовь ко Христу, свойственная любому христианину – реальный залог его спасения.
    Коран подтверждает главную заповедь Христа, заповедь любви. «Единственное, что я у вас прошу (говорит Аллах) – это любовь». Единственное – значит главное. При этом Коран в своих нравственных требованиях мягче христианства, он более приближен к реальной, сложно воспитываемой человеческой природе. Мусульманин имеет право лишить человека жизни в двух случаях: он может убить убийцу и убить богохульника без греха. Правда и в этом случае Коран призывает удержаться от самосуда, и предоставить решить судьбу провинившегося Богу. Человек, проявивший сдержанность, будет поощрен Богом, и ему будут прощено много грехов.
    Но, тем не менее, нравственный кодекс мусульманина мягче. Главный религиозный девиз мусульманина (в реальной жизненной практике) – справедливость. Он уступает по высоте главной заповеди христиан – любви. Если вернуться к моему примеру с поездом, то Мухаммед предложил своим последователям отодвинуться от железнодорожного полотна на пол-метра.. Тот пронесется буквально перед их носом, но всё-таки не раздавит..
    Этот поезд уже не только виден, но и слышен..

  • 7 февраля 2013 в 02:38 • #
    Геннадий Гапонов

    Из 22 глав Откровения Иоанна Богослова в реализации уже 13-я.. На очереди принятие людьми вместо человеческого имени-отчества цифрового имени, принятие сначала на карте (УЭК), а потом и на микрочипе (рука или лоб) штрих-кода с апокалиптическими тремя шестерками, без которых невозможно будет ни купить, ни продать.
    Раз уж зашла речь: печально читать громкие возмущения нынешних христиан по поводу подготовки этого мероприятия. Радоваться надо, а не возмущаться тому, что реализуется божественная воля, тому, что у христианина есть возможность РЕАЛЬНО ПОДТВЕРДИТЬ СВОЙ СТАТУС УЧЕНИКА ХРИСТА. Взять свой крест и радостно взойти на свою Голгофу. Не надо ничего просить у нынешней богопротивной власти в плане выживания.. Уже хоть сейчас надо повернуться-таки лицом к Смерти, как Христос. Это для настоящего христианина не трагедия, а ПРАЗДНИК!! А если жить хочется – снимай крест с груди. Ты не согласен быть распятым как твой Учитель. Ведь именно это, его добровольное распятие – и есть главный Его урок для всех нас. Вы сурово ошибаетесь, если считаете, что Христос это уже сделал ЗА ВАС.
    Ну вот опять.. Хотел в начале написать несколько поясняющих слов о махаяне, а получилось.. почти статья.. Благополучия Вам, Ольга!

  • 6 июля 2013 в 14:58 • #
    Юрий Завьялов

    По мировозрению моих земляков - Ариев,на свете действуют пять законов.Им подчиняются все,от бактерии до человека.Еще два- цикличность и необратимость действуют не только на живых.Им подчиняется Земля ,Солнце и даже Дух Вечности(САМО ВРЕМЯ).
    Все очень просто и ясно для одной весьма короткой жизни древнего Ария,чтобы понять этот мир и уйти в мир мертвых со спокойным сердцем.Жду Ваших вопросов по вопросу"Что же такое человек".