КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: социальная история,...
22 февраля 2009 в 21:25

КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: социальная история, визуальный анализ, этнография

Центр социальной политики и гендерных исследований
Центр социологического и политологического образования

приглашают принять участие в проекте
КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ:
социальная история, визуальный анализ, этнография

Любые аспекты социальной жизни в контексте той или иной культуры, анализируемые при помощи визуальных методов, становятся более понятными на пересечении макро- и микро-перспектив, индивидуального жизненного опыта и более широких социальных процессов, глобального и локального в культуре, общего и частного, теоретического и эмпирического. Такие исследования должны быть мультидисциплинарными, здесь развиваются плодотворные связи между социологией и историей, культурологией и социальной политикой, географией и литературой, архитектурой и психологией, педагогикой и дизайном, технологией и политикой, здравоохранением и социальной работой — поскольку многогранна сама социальная жизнь.
Проект «Конструирование социальных проблем» включает два базовых направления: «Нужда и порядок: эволюция социальной политики» и «Забота и контроль: исследования современной социальной политики». Первое — социально-историческое направление руководствуется микро-подходом, позволяющим открыть новые страницы прошлого и его влияние на текущие социальные процессы. Изучение контекстов модернизации российского общества в ХХ в. дает возможность открыть новые страницы отечественной истории, провести анализ определений социальных проблем и способов их решения в советском прошлом. Приоритет будет отдаваться заявкам, подготовленным в перспективе социальной истории, на разнообразных эмпирических материалах, с применением современных методов и концепций истории культуры, повседневности, визуальных исследований, а также исследования, авторы которых пытаются шагнуть дальше от описания проблем к их социальному анализу. Особый интерес для нас представляют работы, в которых освещаются особенности социальной политики в условиях национальных республик, кейс стади, позволяющие на конкретных примерах раскрыть особенности советской идеологии всеобщего благосостояния.
Второе направление задано рамками социальной критики и феноменологии. Особое внимание будет уделяться микроконтекстам недавних проектов социального реформирования, тому, как проявляют себя эффекты модернизации в повседневной жизни россиян — как специалистов и чиновников, ответственных за воплощение государственной, региональной и муниципальной политики, так и рядовых граждан. Анализ современных социальных реформ социальной политики на региональном уровне и на микроуровне отдельных учреждений позволит выявить и отрефлексировать контексты реформирования социальной политики, трансформации социальных услуг, практик их предоставления и оценки. Репрезентации в визуальной культуре (кинематограф, фотография, живопись, реклама, медиа) влияют на социальные представления и повседневные практики людей, транслируют и формируют знание о «социальных проблемах». Фото, видео, кино, электронные СМИ, другие разнообразные визуальные материалы представляют интерес для исследователя в качестве культурных текстов по поводу социальной политки, как репрезентации социального знания, контексты культурного производства, социального взаимодействия и индивидуального опыта.
Результатом обсуждений представленных исследовательских проектов станет понимание проблематики социальной политики, как комплексного, многомерного и многогранного явления, изучение которого требует привлечения различных исследовательских перспектив, представителей различных отраслей и не может обойтись без обращения к истории вопроса, а также к сравнительной перспективе. Методы визуальных исследований становятся сегодня все более востребованными и в анализе социальных проблем и социальной политики, так как позволяют не только запечатлеть современное состояние реальности с последующим его осмыслением, но и окунуться в мир интерпретаций и разгадок того, что безвозвратно ушло в прошлое.
Задачи проекта — обсудить и развить способы интерпретации микро-контекстов социальной политики, способов и идеологий производства образов социального неравенства и контроля, реконструировать способы определения социальных проблем и подходов к их решению в разные периоды недавней отечественной истории и современности, проанализировать идеологическую основу тех понятий, которые нередко воспринимаются естественными и само собой разумеющимися, научиться рассматривать изображения как способ осмысления людьми мира, как важную форму социального знания.

План работы в проекте
25 февраля 2009 — срок подачи заявок на участие в конкурсе. В комплект заявки входит анкета и эссе с ответами на указанные ниже вопросы. Заявку направляйте Ольге Бендиной по адресам #, #
1 марта 2009 — информирование победителей конкурса, начало работы дистантного курса: рассылка хрестоматий и заданий
21–22 мая 2009 — конференция и семинар в Саратове
15 июня 2009 — окончание работы дистантного курса: предоставление выпускных эссе
30 июня 2009 — отбор участников летней школы
26 июля — 5 августа 2009 — летняя школа, выступление участников с презентациями своих работ, мастер-классы и лекции преподавателей, обсуждение издательских планов
Сентябрь-декабрь 2009 — доработка творческих продуктов
2010 год — публикация

Обучение на курсе проходит в форме заочного обсуждения теоретических материалов курса, направленной работы по индивидуальным и коллективным проектам в группах и завершается защитой итоговых работ слушателей, подготовленных во время пребывания на курсе. В течение трех месяцев работы на курсе участники ознакомятся с материалами, подготовленными преподавателями, выполнят задания, получат ответы на вопросы и консультации по своим темам. Результатом работы на курсе будет творческий продукт — статья, сценарий фильма, комментарий к фотоброшюре или альбому, презентация с анализом визуальных образов, обоснование экспозиции музея или другие варианты, предложенные участниками и преподавателями. Участникам курсов предоставляется компенсация доступа в Интернет, учебные материалы, тьюторство, возможность участвовать в заочных дебатах и обсуждениях с заинтересованными коллегами по курсу, под руководством кураторов разработать учебную программу, сценарий, создать проект или подготовить аналитическую статью. Заочная работа на курсе дополняется летней школой-практикумом в Саратове на базе Центра социальной политики и гендерных исследований в одном из санаториев, расположенных в живописном уголке на берегу реки Волга (вариант — в Москве или Подмосковье). Успешно завершившим работу над проектами предоставляется возможность принять участие в летней школе по визуальным методам на Волге и получить сертификат ЦСПГИ и ЦСПО ИС РАН.
При проведении конкурса преимущество отдается аппликантам до 40 лет, преподающим соответствующие социологические или культурологические, антропологические дисциплины или работающим в научно-исследовательских подразделениях и центрах по направлениям, соотносящимся с темами курса.
В минимальный комплект заявки входит заполненная аппликационная форма и конкурсная работа — авторское эссе, соотносящееся с темой курса. К ним желательно (но не обязательно) приобщить рекомендацию от профессионального социолога (культуролога, антрополога, историка). Перечисленные документы предпочтительней присылать по электронной почте на адрес координатора курса Ольги Бендиной # и на общий адрес ЦСПГИ #. Подробнее о деятельности ЦСПГИ см.: www.socpolicy.ru

Аппликанты могут обращаться в администрацию Центра социальной политики и гендерных исследований по телефонам: (8452) 526638, 566818, факсу (8452) 566818 или по электронной почте: #

Тематические приоритеты проекта

  1. Идеологии заботы и контроля в контексте модернизации социальной жизни
  2. Анализ репрезентаций социального неравенства, исключения, отклонения
  3. Визуальные средства конструирования социальных проблем. Советская визуальная политика
  4. Социальная история общественных движений
  5. Политика инвалидности: вчера, сегодня, завтра. Взгляды снаружи, взгляды изнутри
  6. Повседневность депривируемых социальных групп. Микро-истории социального исключения
  7. Социальная история медицины, символические смыслы здоровья и болезни, политика здравоохранения на микроуровне
  8. Гендерные и этнические измерения социальных проблем и социального контроля: конструкты различий

Анкета
Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Место работы, должность

Научная степень, ученое звание

Адрес места жительства

Телефон, факс

Электронная почта

Опыт участия в специализированных курсах повышения квалификации и в программах дистанционного образования

Опыт работы по тематике курса

Публикации (укажите несколько наиболее значимых и имеющих отношение к тематике курса)

Приоритетные для Вас темы дистантного курса, по которым Вы хотели бы специализироваться (укажите 2–3 темы из предложенных выше в информационном письме)

Вопросы для эссе (объем эссе 1000 слов)
Обозначьте, пожалуйста, фокус Вашего исследования, Вашу исследовательскую позицию и возможную теоретическую рамку. Пожалуйста, поразмышляйте над одним или двумя из следующих вопросов:

  1. Как изменялись идеологии заботы и контроля в ходе модернизации общества в советский период?
  2. Какие источники данных и методы анализа можно применять для анализа опыта социального исключения, сопротивления или непротивления в жизни представителей конкретных социальных групп в конкретный период истории? Каковы гендерные особенности этих испытаний?
  3. Какую роль играют и как согласуются с более широким контекстом социальной политики многообразные образы «детства», «инвалидности», «старости», «миграции», «болезни», которые генерируются и используются семьей, школой, искусством, СМИ, наукой, самими детьми, людьми с инвалидностью, пожилыми, другими повседневными акторами? Каковы особые характеристики этих репрезентаций в измерениях гендера, расы/этничности, возраста и других аспектов гражданства?
  4. Какую роль визуальные медиа играли в порождении и оформлении советской реальности в аспектах «нужды и порядка»? Каково дискурсивное устройство советского и постсоветского взгляда на социальный порядок и беспорядок, равенство и исключение, норму и отклонение, как устроен визуальный опыт, связанный с социальной политикой? Какие медиа участвуют в производстве знания о «заботе и контроле» в современной России, и в каких дискурсивных формациях или практиках существует сегодня знания о социальных проблемах и социальной политике.
  5. Какие из известных Вам методов работы с кино- или фотоматериалом можно применить к анализу репрезентаций инвалидности, бедности, болезни, гендера, различных конструктов «социальных проблем» в кино (фотографии)?
  6. Почему и каким образом менялись (и продолжают меняться) способы конструирования социальных проблем и подходы к их решению в различные периоды и как эти трансформации связаны с микро-контекстами повседневности различных «объектов» социальной политики или пользователей социальных услуг (в сфере социального обеспечения, культуры, образования, здравоохранения), в том числе, в аспектах гендера, этничности, инвалидности и других измерений гражданства?
296
Комментарии (0)
  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?