КРУГЛЫЙ СТОЛ «Визуальное в социальных науках» 02/03/2009 ,...
27 февраля 2009 в 16:01

КРУГЛЫЙ СТОЛ «Визуальное в социальных науках» 02/03/2009 , 16.00-18.30, ЦНСИ (Лиговский пр. 87, оф. 301)

КРУГЛЫЙ СТОЛ «Визуальное в социальных науках»

02/03/2009, 16.00–18.30, ЦНСИ (Лиговский пр. 87, оф. 301)

Этим мероприятием ЦНСИ открывает серию открытых семинаров и круглых столов, посвященных качественной методологии и методам социальных исследований. В ближайшее время планируется обсудить проблемы самоэтнографии, дискурсивный анализ и другие темы.

Дискуссию о визуальном в социальных науках мы решили начать не с обсуждения интерпретации визуальных образов — самого распространенного в социальных науках подхода к теме визуальности. Нам представляется, что можно и необходимо говорить и о других формах существования и способах рассмотрения визуального. Речь идет, прежде всего, не об анализе исследователем существующих визуальных образов, но создании собственных. На сегодня относительно конвенциональная форма использования визуальных средств в социальных науках — когда визуальное выступает во вспомогательной роли, иллюстрируя тезисы, изложенные в тексте. Нас же интересует статус и потенциал того, что мы условно назвали «не-иллюстративная социология». Нам бы хотелось ответить на следующие вопросы:

  • Может ли визуальное выступать не в качестве иллюстрации к текстовому материалу, но в качестве самодостаточной формы представлений материала, наравне с текстом (или вместо текстов), когда образ говорит «сам за себя»? Может ли это быть самостоятельное (независимое от текста) «высказывание» (например, фотоальбом или фильм, как один из результатов исследования)?
  • Какие эвристические возможности предоставляет «не-иллюстративное» использование визуального в социальных науках?
  • В каких еще формах визуальное может существовать в социологии и что это даст последней?
    Отталкиваясь от этих общих вопросов, мы сформулировали два направления для обсуждения на круглом столе.
  • Импрессионистская (от impression — впечатление) и экспрессионистская (от лат. expressio, «выражение») социология. Мы исходим здесь из идеи, что визуальное может лучше/адекватнее письменных текстов передать некие оттенки человеческих эмоций, ощущений и пр., которые в избытке дарят нам любые полевые исследования, и которые, к сожалению, чаще всего остаются за рамками представляемых в общепринятой (текстовой) форме результатов исследования. С другой стороны, в контексте рефлексивной антропологии, самоэтнографии и др. схожих тенденций, считается, что важная часть исследования — собственные переживания исследователя в поле, впечатление, которое то или иное поле на него произвело. Позволяют ли визуальные средства исследователю лучше передать эти эмоции и сделать их частью презентации результатов исследования.

Вопросы для обсуждения:

  • Возможно ли / и каким образом возможно использование визуального для анализа и для отражения переживаний и эмоций в социальном исследовании? Здесь можно говорить, с одной стороны, о том, что поле эмоционально насыщено, имеет свою «атмосферу», что переживается исследователем, и представляется ему очень важной составляющей изучаемого поля — но как донести эту атмосферу до «читателя»? Может быть — сделав его «зрителем»? С другой стороны, эмоции, которыми сопровождаются наблюдаемые интеракции, могут быть очень важны для понимания происходящего, но исследователь, находясь в поле, может не обратить на это внимание, не суметь остаться рефлексивным сторонним наблюдателем (особенно, в случае участия в этих интеракциях). Визуальные образы, запечатлевшие такие интеракции могут стать не только объектом дальнейшего анализа, но и важным выразительным средством, представляющим поле.
  • Возможно ли сделать «визуальным» текст, т.е., переопределить иллюстративную функцию визуального, переориентировать его на «рефлексивное зрение», когда важен не объективированный взгляд (фото или видео, одним словом — иллюстрация), а способность исследователя быть «чувствительным» именно к визуальным опытам, когда «глаз» становится чувствительным, а производимый текст — насыщенный визуальными описаниями? Насколько дело здесь в воображении наблюдателя и его художественных способностях как автора текста?
  • Или напротив: можем ли мы представить себе презентацию результатов научного исследования средствами визуального, где текст будет выступать во второстепенной роли комментария к картинкене наоборот)? А можем ли мы представить себе презентацию результатов научного исследования исключительно визуальными средствами? Каков статус такого сугубо визуального «высказывания» с точки зрения особенностей дискурса, методологии и академической этики социальных наук?
  • Социология как перфоманс. Речь идет о новых формах представления результатов социологических исследований не просто визуальными, но художественными средствами, с привлечением профессиональных художников. При этом в основу идеи такого представления положены результаты работы социальных ученых, что и делает подобные перформансы социологическими.

Вопросы для обсуждения:

  • Нужны ли презентации в стиле социологических перфомансов (помимо того, что это представляется интересной, творческой деятельностью, в которой исследователь ощущает потребность)? Где? Кому Зачем? Приносят ли они пользу социологии? Есть ли это одна из форм «публичной социологии» (по Буравому)?
    ¬- Возникает проблема объективность vs. субъективность или документальность vs. художественность: насколько исследователь может уходить от «документальности»? То, что представляет социальный ученый — должно быть документированием «реально существующего» или это всего лишь одна из возможных субъективных интерпретаций? Что если используемые образы не документируют нечто «объективно существующее», но художественно представляют идеи исследователя (родившиеся в ходе анализа) — возможно очень эффектно, эффектнее, чем фотография, сделанная в поле? Каков статус таких материалов? И чем тогда ученый отличается от художника?
  • Используя перфомансы как форму представления результатов исследования, возможно ли преодолеть «окулярность», которая игнорирует другие — не визуальные — формы эмпирического материала и их восприятие при помощи других органов чувств (осязание, запах, слух и др.). Позволят ли такие перфомансы перейти к целостной передаче/восприятию поля и результатов исследования?

В обсуждении этих тем на круглом столе примут участие: В. Ильин (СПбГУ), И. Утехин (ЕУ СПб), С. Ярошенко (СПбГУ), О. Запорожец (Самарский ГУ), Л. Воронкова (ЦНСИ/free lance), О. Паченков (ЦНСИ), О. Бредникова (ЦНСИ) и др.

Приглашаются все заинтересованные!

Мария Вейц

кoординатор проектов

лаборатория социальных коммуникаций
факультета социологии СПбГУ
#
#

+ 7 (812) 577 12 83 
+ 7 (921) 309 82 48 
193060, Санкт-Петербург,
ул. Смольного д. ⅓, 9 подъезд, ауд. 332

120
Комментарии (0)
  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?