Всемирный философский конгресс в Сеуле. Продолжение
2 января 2009 в 12:45

Всемирный философский конгресс в Сеуле. Продолжение

И, думаю, именно поэтому при обсуждении вопросов, связанных с предстоящим конгрессом, новосибирцы высказывали идеи, что в его организации главное — деньги, а поскольку их дает губернатор, значит, его надо ставить во главе Оргкомитета, а в списке организаторов конгресса впереди не Российское Философское общество, а администрация Новосибирской области. Я подчеркиваю — области, хотя речь идет о всероссийском конгрессе. Местные проблемы, которые новосибирцы вынуждены решать, их озабоченность понятна, но они не вышли на понимание того, что форма без содержания мало что значит, и конгресс ради конгресса никому не нужен, уже четыре их прошло и хватит нам их проводить, если они не ставят задачи, которые будут принципиально менять качество мысли, качество российской жизни, если мы на конгрессах будем говорить только о научных проблемах и упустим из виду программу преобразования преподавания философии в России. Положение, в котором находится философ сегодня, мягко говоря, убого, та зарплата, те возможности, которые имеет философ,— не идут ни в какое сравнение с тем, что имеют наши коллеги за рубежом, не только на Западе, но и в Китае, Корее, где профессор поставлен на большую высоту. Испанскому профессору специально предоставлен целый год, когда он может посещать любые страны, у него 6 часов преподавания в неделю, а у нас 15–20. Сомневаюсь, что лица в государстве, принимаю-щие решения, быстрее нас додумаются, что надо что-то менять. Цель «Философского поезда» как раз и была — привлечь внимание к тому положению философии, которое необходимо менять. И V философский конгресс в Новосибирске должен стать составной частью, продолжением этого разговора. Да, дискуссия здесь, на совещании, была непростой, но я сомневаюсь, что наши новосибирские коллеги и после совещания вникли в ее суть, нам еще предстоят обсуждения. Однако подчеркну: мы оценили, сколько сделано для встречи, и благодарны.
В Екатеринбурге, одном из главных философских центров страны, на семинаре «Наука и образование в современной России: регио-нальный аспект» с постановочным и даже страстным докладом об острых проблемах педагогики образования, порождаемых, в частности, введением ЕГЭ выступил министр образования области В. Нестеров, что вызвало полемику. Профессор В. Перцев разъяснил, как можно успешно выкручиваться в условиях, когда государство бросает философский факультет на лихое безденежье. Преподаватели УГТУ-УПИ и УрГУ провели экскурсию в Храм-на-крови и Литературный квартал. В центре города — здание петербургского дворцово-го стиля: откуда? Оказывается, так задумал богатый купец и «купил» отбывающего срок в Тобольске петербургского архитектора с обещанием обеспечить его освобождение после завершения строительства, но «кинул», вернул в тюрьму, архитектор покончил с собой, а на здании, по преданию, столетиями висело проклятие — жуткая история.

Казань стала восклицательным знаком путешествия — какой город, какой Университет, какие ученые и преподаватели, какой прием! Название¬ конференции «Толерантность как принцип межэтнических межконфессиональных отношений в российском регионе» — не столько постановка проблемы, сколько практика, уже успешно реализованная в жизни города, где вместе миром живут мусульмане и православные. Виталий Третьяков заметил: какой еще из университетов мира может похвастать, что в нем учились такие люди как Лобачевский, Толстой, Ленин? В отделе редких книг и рукописей 5 млн. томов, в залах и аудиториях изысканного дизайна сохранено каждое кресло, каждая студенческая скамья. Любопытно, министра А. Фурсенко, оказывается, принимали в тот же день и там же, но хозяева с умом развели нас с министром, а ведь так много к нему накопилось вопросов о малопонятной реформе высшего образования, о том, сократят ли в программе вузов гуманитарный блок, будут ли передавать курс философии (что равносильно его краху) в школьную программу?
Едем в Москву, подводим итоги. Тунгусский метеорит упал 100 лет назад и до сих пор обсуждают, что это было. Наш поезд, словно метеор культурный — промелькнул и как-то на кого-то повлиял. Польза взаимная, потому что интерес был взаимный (В. Недорезов). Дорога шла «узловой линией мер» (Гегель) с Востока на Запад, мы обсуждали проблемы жизни и смерти, страны и мира, двигались вместе с солнцем и время для нас остановилось (Н. Солодухо). У региональных обществ наверняка мало таких творческих контактов и наш приезд был для них чем-то необычным, праздником и они пытались себя показать, выступить (З. Иванова). Скорая философская помощь? Можно прочитать научные труды в книгах, в интернете, но встреча с людьми, возможность посмотреть в глаза, выслушать наболевшее, когда вспыхивает взаимный интерес — большая роскошь. (В. Коновалов). Суть «Философского поезда» в обращении не к профессиональным философам, а к философствующим и думающим людям (С. Марков). Можно сравнить «Философский поезд» с коллективным мозгом, мы собирались утром и вечером, и каждый рассказывал, что увидел и услышал. У каждого было 80 сердец, это было не только восприятие, но и эмоциональное переживание (А. Королев). Огромные расстояния сжались, мы почувствовали страну как единое целое, произошла интеграция философов, разбросанных в разных городах, в разных сообществах и дисциплинарных груп-пах (В. Пржиленский). Кроме нас найдется еще не более чем сотня людей в огромной стране, которые могут похвастать, что также прошли из Владивостока по цепи городов с остановками, встречами, с человеческим общением. Гость приносит семь благ, шесть ос-тавляет хозяину, одно забирает с собой. Мы привезли другой взгляд, а нам показывали самое лучшее. Мы встречались с коллегами, смогли договориться о совместных работах, защитах, отзывах — это для науки несомненный потенциал. Это первый проект, возрож-дающий лучшее еще советских времен: огромная масса людей тогда могла передвигаться по территории страны живо, осознанно и произвольно именно в культурном, историческом и научном пространстве. А сегодня, если миграция, то трудовая. И вот впервые ми-грация культурно-профессиональная, которой движет не чистоган, не лихо, а выбор. Это один из немногих интегрирующих, мобили-зующих проектов (М. Пронин). При всей разности территорий, климата, населения у городов есть и некое духовное единство, и собст-венный характер, внутренняя мифология, самопредставление жителей о себе. Мы видели, как люди вписываются в свое социокультур-ное пространство, мы встречали патриотов того места, где они живут, своей малой родины (В. Недорезов). Я зациклен на проблемах Дагестана, в поездках сопоставляю, набираю материал, чтобы использовать у себя на родине, извлекаю уроки для улучшения ситуации на Кавказе и в Дагестане. В этой поездке извлек много поучительного (М. Билалов). «Философский поезд» полезен федеральной вла-сти, люди в глубинке, не часто балуемые посещением федеральных представителей, увидели, что это не радио- или телепередача, а что поезд есть, он продвигает последние достижения науки в области гуманитарных знаний — так федерализм укрепляется (Б. Калачев). Ни одна из научных общественных организаций не может поставить себе в заслугу такой самоорганизации и такого высокого интереса к собственной деятельности, а эта поездка еще усилит консолидацию и самосознание Российского философского общества (М. Сараф). Я раньше думал, что философия в России — это только Москва и Санкт-Петербург, но убедился, что во всех городах, где мы были, фило-софы активно работают, это меня очень заинтересовало. Философия — сугубо личное дело, но это и общее дело, ведь проблемы, стоя-щие перед человечеством, могут быть решены только совместными усилиями. В этом плане философия в современном мире очень плохо работает. «Философский поезд» подает пример всему мировому философскому сообществу. В Китае мы с профессором Лю Хяотин напишем об этом поезде (Чжан Байчун). Кто знаком с современным партийным строительством, знает, что РФО по уровню организации, по тому, какие задачи ему по плечу — обставило самые пафосные партийные проекты. «Философский поезд» оказался еще и разведкой боем тех организационных вопросов, которые возникнут перед V Конгрессом (С. Шаракшанэ). Акция оправдана, ее глав-ные задачи выполнены: контакты, творческое общение с коллегами от Владивостока до Москвы, привлечение внимания к философии политических, деловых кругов, гуманитарной элиты. Философское сообщество достаточно консолидировано и в этом залог нашего успеха (А. Чумаков).
Сказать, что устали — значит, ничего не сказать. Кочевое племя. Нелегко снова заснуть после того, как твой сосед вышел из купе в пять утра. Не просто стирать сорочку в качающемся вагонном туалете, пытаясь одной рукой нажимать на пипку крана, чтобы текла вода, не просто тут же исполнять подобие той гигиенической процедуры, что в городской квартире называется «принять душ».
Во всех городах, на всех конференциях прошла презентация «Российской философской газеты».
Нельзя не отметить героическую работу нашего переводчика — философа Николая Бирюкова, за световой день у него, как правило, не было даже минуты для себя — и так неделя за неделей. Ну и, разумеется, мы, участники поездки, признательны тем, кто вынес на себе всю организацию проекта — координатору проекта, первому вице-президенту РФО Александру Чумакову и главному ученому секрета-рю РФО Андрею Королеву. Ура!
С «РФГ» впечатлениями делились: Н.М. Солодухо, дфн, профессор, Казанский Технический Университет, Г.Г. Коломиец, дфн, Оренбургский госуниверситет, В.И. Пржиленский, профессор, Ставропольский университет; З.И. Иванова, зав. кафедрой МГСУ; В.Н. Коновалов, дфн, профессор, Южный Федеральный университет; Б.Ф. Калачев, профессор, Московский государственний лингвистический университет; В.Г. Недорезов Вадим Георгиевич, кфн, доцент, Оренбургский госуниверситет; М.А. Пронин, кфн, старший научный сотрудник Института философии РАН; М.И. Билалов, дфн, профессор, Дагестанский госуниверситет; М.Я. Сараф, дфн, профессор, Московский госуниверситет культуры и искусств; Чжан Байчун — доктор философии, профессор Пекинского педагогического университета (КНР); А.Д. Королев, кфн, главный ученый секретарь РФО, А.Н. Чумаков, дфн, профессор, первый вице-президент РФО.
Участник «Философского поезда» Сергей Шаракшанэ
Август 2008

211
Комментарии (1)
  • 2 января 2009 в 14:27 • #
    Тадеуш Полито

    "Философия – сугубо личное дело, но это и общее дело,"-эта фраза должна быть перестроена наоборот. Философ посвящает себя целиком обществу и только служа общему делу обретает себя. Созерцающий себя отшельник - еще не философ.