Журнал "Философские науки": Философию в школу!
11 марта 2010 в 17:05

Журнал "Философские науки": Философию в школу!

Журнал "Философские науки": Философию в школу!From: Журнал «Философские науки» [mailto:#]

Уважаемые коллеги!

Мы планируем в журнале открыть постоянную рубрику по проблеме места и значения философии в школе.

Предполагается также издание брошюр методического характера для работников системы образования различных уровней — учителей, методистов, руководителей органов образования… — по данной тематике.

Предполагаем, что в стране есть много единомышленников, потенциал которых был бы весьма полезен.

Донесите, пожалуйста, по своим каналам до возможно большего количества людей наш призыв.

С уважением, Х.Э. Мариносян, шеф-редактор журнала «Философские науки», г. Москва.

ФИЛОСОФИЮ В ШКОЛУ!

16 – 19 ноября 2009 года в Москве в Институт Философии РАН прошло празднование Всемирного дня философии ЮНЕСКО. На протяжении всей программы празднований проходил круглый стол «Философия для детей». В его работе приняли участие специалисты из Армении, Ирана, России, Румынии, США, Турции, Украины, Финляндии, Франции. Помимо докладов и дискуссий, были проведены презентации методик работы – не только публикаций, но и проведения конкретных занятий, в которых приняли участие как российские, так и зарубежные школьники – участники и победители международных олимпиад по философии для школьников.

Предложенные участниками круглого стола для обсуждения темы стали ярким подтверждением мощной тенденции в современной философской культуре – поворота философии не просто к проблемам детства, а к конкретному ребенку, формированию его сознания, духовного мира – активному участию в его становлении как личности.

Свидетельство тому ежегодные Международные Философские Олимпиады школьников, издающиеся специализированные периодические издания, учебники и методические материалы, регулярные встречи специалистов… Можно говорить о сложившемся масштабном и представительном движении, охватывающем все больший круг стран.

Не остается в стороне и Россия. Интерес к философии для детей в нашей стране проявился с начала 1990-х годов благодаря подвижнической деятельности энтузиастов, прежде всего Н.С. Юлиной, публикации которой, так же, как специальный семинар в ИФ РАН, проводимый ею, вызвали живой интерес у философов и педагогов, заложили основы подготовки тренеров для дальнейшей работы с учителями средних школ. В 2004 году в России была создана Детская общественная организация «Философия – детям». В настоящее время уже сложились центры со своими направлениями, программами, практиками в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Ростове-на-Дону. Опыт их деятельности выявил широкие возможности сотрудничества философов и преподавателей. Л.Т. Ретюнских, Е.В. Золотухиной-Аболиной, М.Н. Дудиной, С.В. Борисовым, Н.Е. Вераксой, их единомышленниками разработаны и опубликованы оригинальные программы и методики подготовки и проведения занятий, игр, конкурсов по философской тематике в старших, средних и начальных классах. Этот опыт уже дает конкретные результаты, среди которых качественные сдвиги в подготовке школьников, прошедших через эти формы работы, успехи российских школьников на международных конкурсах.

Однако нельзя не признать, что эти результаты носят разрозненный характер, держатся на энергетике энтузиастов, которые зачастую сталкиваются с непониманием и даже противодействием. Так, в 2001 году коллективом петербургских авторов был подготовлен учебно-методический комплекс «Начала философии» (включающий двухтомный учебник, хрестоматию и методические рекомендации для учителя) для средней школы, который вызвал острый интерес у преподавателей. При поддержке Министерства образования Ленинградской области были проведены специальные совещания в районах. Но уже на второй год эксперимент был остановлен в силу противодействия не столько преподавателей и даже чиновников, сколько в силу его несоответствия всей программе среднего образования. В Екатеринбурге еще в начале 1990-х был даже создан специализированный совет, в котором по тематике философии для детей было защищено 5 диссертаций по педагогическим наукам. Но и эти достижения не нашли своего развития.

Разумеется, когда-то эти спорадические всполохи перейдут в новое качество, когда опыт будет не только накапливаться, аккумулироваться, но и приобретет характер устойчивого систематического расширения. Представляется, однако, что пассивное ожидание этого принесет растрачивание творческих сил, обманутые надежды, отставание от мощного международного тренда.

Более того, российские вузы, Министерство образования впрямую говорят об интеллектуальной деградации выпускников средней школы, их неготовности к самостоятельной интеллектуальной работе. Поэтому понимание необходимости инновационного развития российского общества, необходимости социальных инвестиций, развитие человеческого капитала предполагает конкретные действия по развитию интеллектуальной культуры подрастающего поколения. И в этой ситуации более чем уместным является перенос акцента в философском образовании из высшей школы в среднюю. Преподавание философии и логики в средней школе развивает не только умение грамотно и внятно излагать свои мысли в письменной и устной форме, но и навыки самостоятельного анализа, конструктивной рефлексии, способности сопоставлять различные позиции для принятия оптимального решения. Разумеется, речь идет не о переносе в среднюю школу вузовских программ философского цикла.

13 – 16-летние подростки испытывают обостренный интерес к «предельным вопросам» справедливости, свободы, истины, красоты, смысла жизни. (Недаром тинейджеров называют первым суицидо-опасным возрастом.) Отчасти этот голод удовлетворяет литература. Но – только отчасти. Поэтому преподавание философии в средней школе – это своеобразный возврат философии к своим истокам, к первичному осмыслению человеком мира, общества, себя самого, своего места в этом мире и обществе. В этом возрасте формирующаяся личность остро нуждается в интеллектуальной и нравственной поддержке, которая заключается не столько в готовых ответах, сколько в эффективном их поиске, постановке новых вопросов.

Преподавать же философию и логику двадцатилетним юношам и девушкам уже поздно – перед ними стоят другие жизненные проблемы: освоение профессии, карьера, личная жизнь и т.д. Философию они воспринимают как нечто им совершенно ненужное, навязываемое, не имеющее отношение к их подготовке и судьбе. Сказанное, разумеется, не относится к студентам гуманитарных специализаций, для которых знание истории философии, основных концепций – часть профессиональной компетентности.

Речь не идет о некоем массовом повороте «все вдруг». Для начала, конечно же, это могут и должны быть элективные (по выбору) курсы для желающих. И только по накоплению опыта, оценке его результатов можно говорить о расширении – да и то применительно к каждой конкретной школе, ее возможностям. Но даже при таком постепенном развитии событий перед профессиональным философским сообществом откроется широкая сфера остро востребованного применения: подготовки учебных материалов, специальной литературы, мультимедийных материалов и т.п. Примером такого вклада может служить логико-информационная модель образования и оценки его результатов, предложенная Б.И. Федоровым. Она опубликована в ряде номеров журнала «Философские науки»: №№ 5 – 12 за 2009 г. и №№ 1 – 2 за 2010 г.

Нельзя оставлять без внимания и объективную тенденцию вымывания и сокращения философских дисциплин в вузах и в рамках экзаменов кандидатского минимума. Рынок труда выпускников философских факультетов сужается. Да и сами факультеты все больше уже выпускают специалистов по связям с общественностью, конфликтологии, что чревато размыванием и утратой философской культуры как таковой. Можно сказать, что приход философии в среднюю школу нужен как школе, так и самой философии.

Поэтому редакция «Философских наук» предлагает ряд мер стимулирующих решение организационных и методических вопросов развития движения «Философия – детям» в России:

  • Подготовить и вынести вопрос на коллегию Министерства образования и науки, комитетов по образованию Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Общественную палату.
  • Создать организационный и научно-методический центр работы с детьми по философии в России на базе ИФ РАН, философских факультетов университетов страны и журнала «Философские науки».
  • Обобщить и опубликовать наработанные отечественные материалы, учебные пособия по философии для средней школы.
  • Инициировать изучение и осмысление опыта детского философствования.
  • Способствовать оказанию консультационной, методической помощи преподавателям, учителям и родителям в области «Философии для детей».
  • Создать на базе журнала «Философские науки» всероссийский электронный ресурс «Школа философствования».
343
Комментарии (11)
  • 18 марта 2010 в 15:58 • #
    Григорий Шевченко

    Очень интересная забота, понятно, что уровень снижается, но забить практическое использование костылями, протезами наукообразия, детишки, занимайтесть лучше поиском самого различного инструментария и философского тоже, не слушайте тётей и дядинек, что предлагают вам костыли протезы (причём всем подряд, в надежде, что кто - то с ними и совладает, будучи здоровым). Философию, философский инструментарий нужно показывать, а не учить ему. Есть такое в философии: главное не изучать мир, главное его переделывать. Эти тётенки и дядиньки сами его переделывать не собираются, они будут учить вас его переделывать, а скорее всего просто ломать вас, подгонять и ту же философию под набор правил. Будьте осторожны детишки по отношению с такими тётиньками и дядиньками. Они ещё и не до того могут дойти.

  • 18 марта 2010 в 17:58 • #
    Татьяна Рущина

    А что Вы предлагаете?
    Совсем не учить детишек философии?
    Вот журнал и обращается за помощью ко всем, кому не безразлична эта тема!

  • 19 марта 2010 в 08:08 • #
    Григорий Шевченко

    Я уже сказал, дети могут быть грамотнее вас, хотя бы потому что по наивности могут стоять за ценности, а стоите за свои значимости и даже не замечаете этого.

  • 19 марта 2010 в 08:28 • #
    Григорий Шевченко

    p.s. Я буду драться, а другие будут смотрить. Знаете у скольких сейчас кисло стало. Что стоит только показ философ от МГУ, что главное в философии это отношение к пиписькам. А у Вас что гланое в философии. Профонация значимости философии. Наукообразие, Я давно понял, что с такими лучше иметь хороший инструментарий. Вот его и буду показывать и по всем канонам процессов развития. Кстати реально канонизация процессов или продавливается или прецессами сметается всё живое на своём пути. Да и ещё мир уже давно изминился. Вначале что то космическо -экологическое определилось как процесс, готовый смести всё на своём пути, в соответствие с этим были сделаны действия по изменению мира, старьё уже само по себе опасно, особенно в новом изъявлении. Мир уже изменился, господа и изменился абсолютно. И попробуйте не посчитаться с канонизацией этого процесса.

  • 18 марта 2010 в 20:01 • #
    Владимир Федорович Карстен

    Чем учить такой "философии", лучше совсем оградить от зомбирования.
    ( http://proza.ru/2010/03/14/728 )

  • 18 марта 2010 в 20:16 • #
    Татьяна Рущина

    Владимир, дело не в школьных предметах, а в людях, которые их преподают!
    Детей любому предмету должны учить профессионалы высокого класса!
    Но сейчас профессия школьного учителя стала непристижной и малооплачиваемой!
    Вот в чем проблема!

  • 18 марта 2010 в 20:41 • #
    Владимир Федорович Карстен

    Я утверждаю, что научная деятельность не может дать иных результатов, пока она организована и функционирует по мафиозным принципам. Это - система, которая плодит профессионалов под нужды самосохранения и ничего больше.

  • 18 марта 2010 в 21:13 • #
    Татьяна Рущина

    Ну нельзя же всех считать мафией!
    Вы ведь не живете по мафиозным принципам!
    А любой человек - это целая вселенная!

  • 18 марта 2010 в 21:54 • #
    Владимир Федорович Карстен

    ""Ну нельзя же всех считать мафией!
    Вы ведь не живете по мафиозным принципам!""

    Поэтому я нахожусь вне системы мафиозных интересов: без дипломов, должностей, званий, наград и всего того, чем обеспечивает система тех, кто преданно служит ее политическим интересам в спцифическом полит-финанс-экономическом смысле.

    http://www.obretenie.info/txt/uri/paradigma_edinoy_gizni.htm :
    В известном письме крестьянину «О науке», датируемое 1909 годом, Лев Николаевич Толстой делится мыслями на этот счет:

    ""Наука, как это понималось всегда и понимается и теперь большинством людей, есть знание необходимейших и важнейших для жизни человеческой предметов знания.

    Таким знанием, как это и не может быть иначе, было всегда, есть и теперь только одно: знание того, что нужно делать всякому человеку для того, чтобы как можно лучше прожить в этом мире тот короткий срок жизни, который определен ему Богом, судьбой, законами природы – как хотите. ...""

    Но это - миф! Наука возникла на потребу политической власти и финансово-экономических элит. Им она служит и сегодня, а польза людям - народу возникает как побочный эффект - "ширпотреб", существующий на "отходах" науки.

  • 29 марта 2010 в 10:13 • #
    Владимир Спирин

    СКИНУТЬ ИУДЕЙСКУЮ УДАВКУ!
    КРИЗИС БЫЛ ПРЕДСКАЗАН 15.07.2007 г.

    Полный текст дан в http://zhurnal.lib.ru/editors/s/spirin_w_g/ и инет-сообществе «Славянская парадигма»)

    Президенту РФ
    Путину В.В.

    Председателю партии «Справедливая Россия»
    Миронову С.М.

    Президенту РТ
    Шаймиеву М.Ш.

    ДОЛЛАР = 7 КОП.

    Уважаемые
    Владимир Владимирович, Сергей Михайлович и Ментимир Шарипович!

    В народном скетче «Сократ сегодня» головного сайта клуба www.metafilosof.narod.ru. есть такая майевтика:

    “Кровопийцы", "кровососы" - так в старину называли новых русских. Народ давно подметил, что денежная система - это система кровообращения в социальном организме. Если группа крови не та, а долларовая, то организму, как говорится, "хана".
    За конфетные фантики – доллары – мы готовы убивать друг друга! США на изготовлении каждого доллара, номинальной стоимостью 7 коп, получает более 10 000% прибыли: это больше чем прибыль от нефти, якутских алмазов и кремлевских правителях вместе взятых. Мы же как туземцы радуемся, что баррель нашей нефти подорожал до 90 конфетных фантиков.

    Системно оправданное соотношение в советское время – это 0,76 рубля = доллару, тогда наш социальный организм имел защитную кожу. Сегодня это кожа продырявлена и «кровососы» пьют нашу «кровь» задарма.

    Вопрос: знают ли и что именно по этому поводу Академии управления при Президентах?..

    С уважением Спирин В.Г.
    15.07.2007 г.

    От: #
    Кому:
    Написано: 1 августа 2007 г., 15:12:31
    Тема: Ответ
    Файлы: Письмо.html
    =======================================

    Уважаемый Владимир Георгиевич!

    Благодарю Вас за обращение в мой адрес.

    Прошу по вопросу Вашего письма связаться с моим советником по вопросам науки В.М. Лазаревым.

    Председатель Совета Федерации,

    Председатель Политической Партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь»

    С.М. Миронов

    P.S.

    Советскими евреями, которым есть с чем сравнивать иудейское счастье, поднят в Израиле диксурс: «Иудеи – не нация, а группа лиц, вышедшая из Вавилона». В письме к ним мы внесли поправку: Не «группа лиц», а организованная преступная группировка ОПГ (мы наложили иудаизм на современное исследование преступного мира и все совпало до последней пуговицы);

    Найдис Давид Иосифович из Одессы кланяется им и передает что плевал он на историческую родину, которая как он пишет в своей книжке «Библейская правда» (www.biblejskaja-n/najdis_d_i) и не является ею вовсе, скорее всего она в Одессе.

    Кстати, именно он посчитал на пальцах: Так кто и как правит миром? Иудеи (в 1913 г. Вудро Вильсон передал печатание долларов частным – иудейским – банкам); напечатали (непыльная работа) более 1500 триллионов долларов. Россия (славяне) сегодня имеет страховой запас менее 1 трл долларов (корячились, добывая нефть, якутские алмазы, спорили, кто лучше: Сталин или Ленин). Американцы (тоже славяне: англичане, шотландцы, русские и т.д.) чистили всему миру сопатку за (как им внушили иудеи) «Великую Америку», а на деле за признание иудейского доллара, номинальная стоимость которого сегодня составляет

  • 29 марта 2010 в 11:30 • #
    Владимир Спирин

    Ноль в ученой степени.
    (Детектив с пристрастием)
    Спирин В.Г.

    Вердикт суда: Тихо рухнула математика...
    Обстоятельства дела.
    Когда в 1913г. Козьма Прутков обьявил, что «Не может быть того, чтобы ничего не было!», никто не обратил на это внимание. Все побежали начинать Первую, а затем Вторую мировые войны, открывать Теорию относительности и трепетно получать зарплату в бухгалтерии от нуля до заработанного.
    Триада «Явь-Навь,Правь» по-прежнему воспринималась как завиток на подоле наряда древней славянки.
    В 1972г некто Спирин, бодавшийся с американцами (фирма ИБМ) по теории «АСУ-КамАЗ», приехал в Москву в «Институт управления» за помощью: «Идет наша смерть, они голос подают!»
    Маститый академик откровенно сказал: Ты говоришь кибернетик-математик? Да у меня 26 общественных должностей, включая члена коллегии МВД. Так что я теперь «кибениматик»!
    В своей кандидатской, рекомендованной КамАЗом на докторскую, в 1976г. Спирин наворотил такого, что ВАК, по уставу не принимавшая к рассмотрению модели вечных двигателей и модели мироздания, крякнула.
    Эпизод 1.
    В 1995г. мы начинали публикации о «Славянской метафилософии» словами: «Мировая научная и общечеловеческая сенсация! Мы НЕВЕРНО считаем, думаем и живем! За конфетные фантики (доллары) готовы убивать друг друга. Нет ничего практичнее ПРАВДЫ - добротной метафилософии предков, включающей все современные финитные (конечные) философии как частные случаи!»
    Основными соавторами МЕТАФИЛОСОФИИ мы считаем: славянские ВЕДЫ (сонм богов как мифологическая модель множества миров), древнекитайское учение ДАО (Янь-Инь, заимствованное от славянской триады Явь-Навь,Правь), Анаксимандр (апейрон), Лобачевский Н.И. (неевклидова геометрия) и МЫ (система в системе систем СвСС, 1976г).
    Сегодня это уже не сенсация, а горькая реальность, требующая международного трибунала над иудаизмом за фальшивомонетничество. Политическая элита что-то лепечет о финансовом кризисе, хотя уже даже дворникам понятно, что на дворе цивилизационный кризис иудохристианской финитной парадигмы
    Философы понимая, что именно произошло, начинают либо перетряхивать Маркса, Аристотеля, Платона (но оттуда кроме частушек на мелодию «Семь - сорок», естественно, ничего не сыплется), либо становятся «основоположниками» и «первооткрывателями» новых философий, устраивая что-то вроде «тараканьях бегов гуру». Конечно, «мания величия для философа – производственная необходимость», и появление основоположников – естественная реакция здорового организма человечества на болезненный кризис, но на наш взгляд наиболее адекватно поступили славяне, волхвы которых декларировали себя «внимательно рассматривателями Древних знаний ВЕД». Кроме нестареющей новости, что «новое – это хорошо забытое старое», доставшееся от предыдущей цивилизации, их привлекает и то, что это «старое» - родное, с которого их пытаются спихнуть иудеи последнюю тысячу лет.

    Эпизод 2.
    Спирин Владимир Георгиевич: другие произведения.
    Идея нуля заимствована философами у наперсточников на базаре.

    ________________________________________
    В основе нашей нулевой математики и логики лежит финитная философия, основанная на поиске абсолютных истин. Но абсолютных истин нет - есть (выражаясь тезаурусом ВЕД) точки зрения взаимодействующих систем. В основе финитной математики лежит понятие "абсолютного ничто" или "нуля", как якобы реально существующего (похоже, идея нуля заимствована философами у наперсточников на базаре, причем достаточно одного наперстка под названием "точка".
    Накрываем им "абсолютное ничто" и спрашиваем: Угадай с трех раз, что в точке? - Абсолютное ничто? - Нет! - Начало отрезка? - Нет! - Начало угла? - Нет! - Начало системы координат? - Нет, вообще-то там "абсолютное ничто", бери и успокойся! - Как же я возьму ничто? - А как Евклид говорит, "берем точку"?
    И с этим фуфлом наука канает уже более двух тысяч лет?!
    В основе финитной логики заложены понятия закона исключенного третьего -, как тоже якобы реально существующие и многократно проявляющиеся при ступенчатом анализе любого сложного вопроса. При этом число ступеней в анализе конечно

    {{http: