Инфляция: цифры прироста даются непросто.

Инфляция: цифры прироста даются непросто.

Инфляция: цифры прироста даются непросто.
Удивительное дело — введение евро никак (или почти никак) не повлияло на рост цен в Латвии. В конце первого полугодия, которое Латвия провела в еврозоне, годовой уровень инфляции составил незначительные 0,7%. У евроскпетиков выпал из рук главный аргумент, которым они пугали обывателей. Впрочем, и еврооптимисты несколько озадачены индифферентностью латвийских цен.
Интересно и то, насколько резко отличается динамика изменения цен на товары и на услуги. В то время, как товары по сравнению с июнем 2013-го подешевели на 0,2%, услуги в Латвии подорожали на 2,9%. Почему?
Рост экономики, как правило, связан с ростом цен: больше производим товаров (услуг), больше зарабатываем, больше готовы платить и, как следствие, больше платим, так как торговцы никогда не упустят возможность ответить на растущий спрос ростом цифр на ценниках.
Однако в случае с товарами рост цен сдерживается конкуренцией. Вялая экономика еврозоны с трудом демонстрирует небольшой рост, который не способствует всплеску спроса и, следовательно, росту цен. Быстроразвивающаяся 2-миллионная Латвия теряется на фоне стагнирующей 300-миллионной еврозоны, и ее (Латвии) инфляция нивелируется застывшими евроценниками.
Другое дело услуги, цены на которые в значительной мере формируются за счет фонда заработной платы. В случае с Латвией посткризисные макроэкономические успехи наконец трансформировались в микроэкономическую отдачу в виде зарплат конкретных жителей страны. Если точнее, то латвийские зарплаты (до уплаты налогов) только за 1-й квартал выросли почти на 8% (при сохранении таких темпов за два-три года латвийские заработки вырастут в 2 раза!).
Рост доходов работников сферы услуг не мог не сказаться на стоимости этих самых услуг. И, если на страже цен на товары стоит не дорожающий европейский импорт, то целые перечень подорожавших услуг в Латвии практически невозможно компенсировать импортными европейскими. Чем незаменимее услуга, тем быстрее она дорожает. Так, например, за год на 4,7% подорожали услуги гостиниц и ресторанов, на 5,4% — услуги парикмахерских.
Справедливости ради стоит отметить, что и в этих «незаменимых» сферах рост цен не может быть бесконечным. Так, парикмахеры, которые в 1-м квартале этого года округлили свои ценники (естественно, в большую сторону) сразу на 3,3%, уже во 2-м квартале умерили аппетиты до едва заметных 0,3%. Мастера стрижки и укладки волос вынуждены подчиниться законам конкуренции.
Что до отельеров и рестораторов, то их ценники подскочили накануне летнего сезона. Однако не факт, что дружная девальвация рубля, гривны и тенге оставит летний турпоток хотя бы на прошлогоднем уровне. Некоторую надежду дает Рига, выступающая в этом году в роли столицы европейской культуры. Впрочем, экономные любители культуры с Запада вряд ли смогут компенсировать доходы, поступавшие от «некультурных», но щедрых путешественников с Востока. Поэтому гостиницы и рестораны, скорей всего, вынуждены будут пойти по стопам парикмахерских. А именно: замедлить и, возможно, снизить свои ценовые аппетиты

Кандидат экономических и юридических наук Артур Ересько.
90
Комментарии (0)

Выберите из списка
2017
2017
2016
2015
2014