Какая экономика, такие и зарплаты.

Какая экономика, такие и зарплаты.

Какая экономика, такие и зарплаты.В третьем квартале 2016 года средняя зарплата (до уплаты налогов) в Латвии составила 847 евро — всего на 18 евро больше, чем в третьем квартале 2015 года.

Рост доходов жителей Латвии продолжает замедляться. Средняя зарплата в третьем квартале возросла на 2,2% в годовом разрезе, что значительно медленнее, чем в первой половине нынешнего года, когда зарплаты подросли на 4,6%, и в прошлом году, когда рост составлял 7-9%.

Тем самым, Латвия теряет свою конкурентоспособность на региональном рынке труда. Пока латвийские зарплаты росли на незначительные 2,2%, в Эстонии они подскочили на 7,1%, а в Литве – на 7,9%. В результате эстонцы еще больше оторвались от жителей Латвии, а жители Литвы еще больше к ним приблизились: самые большие средняя брутто-зарплата в третьем квартале этого года среди стран Балтии были в Эстонии1 119 евро. В Латвии они составляли 847 евро, в Литве793 евро.

Можно отметить также тот факт, что в малых предприятиях зарплаты росли гораздо медленнее, чем в крупных компаниях, где рост сохранился на уровне 6%. Впрочем, такой разрыв можно отнести на счет «теневых» выплат, которые тем меньше, чем больше предприятие.

Замедление роста латвийских зарплата напрямую коррелируется с торможением латвийской экономики. На это в большой мере влияют неопределенность и соответствующие настроения, что связано с задержкой финансовых вливаний из еврофондов. Особенно отчетливо это прослеживается в строительстве, где количество занятых уменьшилось на 8 тысяч, или 11%, что является прямым следствием задержки освоения фондов ЕС. Зарплаты еще не уволенных строителей в третьем квартале выросли лишь на 0,6% (в 1 квартале рост составил 7,6%, во 2-м — 3,2%).

Кроме того, наметился спад числа занятых и уровень зарплат работающих (-1,5%) в транспортной отрасли. Частично это объясняется переориентированием российских транзитных потоков с портов стран Балтии на российские порты.

В следующем году в экономику Латвии вольется финансирование ЕС в размере около 700 миллионов евро, что означает увеличение инвестиций. Спрос на строителей возрастет, и это будет способствовать приросту в этой отрасли и занятых, и зарплат.

В свою очередь, в транспортном секторе в следующем году не ожидается перемен. Замещение российских транзитных потоков новыми – вовсе не такая уж легкая задача. В транспортной отрасли и количество занятых, и зарплаты, скорее всего, продолжат снижаться.

===== Кандидат экономических и юридических наук Артур Ересько. ====

62
Комментарии (0)

Выберите из списка
2017
2017
2016
2015
2014