Мимо Латвии: транзит меняет маршруты.

Мимо Латвии: транзит меняет маршруты.

Мимо Латвии: транзит меняет маршруты.Ситуация с транзитом грузов через Латвию, Литву, Эстонию находится в крайне неприятном состоянии, именуемом «начало кризиса». Это как грипп. Человек уже знает, что заболел, но еще ходит на работу и изо всех сил пытается держаться бодрячком. Но уже очевидно, что нужно готовиться к сокращению зарплаты. Дальше — только хуже, поскольку лекарство еще надо найти.

В цифрах «начало кризиса» выглядит следующим образом: в латвийских портах за девять месяцев этого года перевалено 45,9 млн. тонн грузов — на 12,9% меньше, чем за соответствующий период 2015 года.

Лидером по грузообороту за девять месяцев был Рижский свободный порт, переваливший 26,8 млн. тонн, и, потерявший за год «всего» 10,5%. Далее следует Вентспилсская гавань с грузооборотом 14,04 млн. тонн (-20,5%) и Лиепайский порт с 3,87 млн. тонн (-2,3%).

Латвийской железной дороге тоже нечем похвастаться. По рельсам за девять месяцев текущего года перевезено 34,2 млн. тонн грузов — это на 19,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Главным образом ухудшения связаны с постепенным уходом российских грузов. Москва планирует полностью отказаться от транзитных услуг Латвии, Литвы и Эстонии в пользу своих гаваней на Балтике. Как следствие, только за последние девять месяцев порт Усть-Луга увеличила показатели на 5,35%, что составило 68,5 млн. тонн. В российском Приморске рост составил 48,3 млн. тонн, что на 10,5% больше, чем в 2015 году.

Экономика идет вслед за политикой. Спецпредставитель президента РФ Сергей Иванов, на встрече с крупнейшими российскими перевозчиками поставил государственную задачу: все российские грузы, которые переваливаются в портах Балтии, с 2020 года должны быть переориентированы на морские порты РФ.

А ранее президент госкомпании «Транснефть» Николай Токарев доложил президенту РФ, что продолжается переориентация поставок нефтепродуктов на экспорт с портов Прибалтики на собственные грузовые порты в Ленинградской области.

На фоне искусственно созданного дефицита российских грузов между Таллином, Клайпедой и Ригой разворачивается ожесточенная борьба за транзит из Белоруссии и Китая. В конце сентября в рамках работы 71-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич встретился со своим белорусским коллегой Владимиром Макеем и попросил углубить сотрудничество с Беларусью в сфере транспорта, транзита и логистики.

Надежд на сотрудничество с Китаем побольше, чем с Белоруссией. Тут есть даже первая ласточка. В начале ноября из китайского города Иу в Ригу пришел первый контейнерный поезд.

Однако три состава в день из России не заменить одним поездом в месяц из Китая. Который к тому же большую часть своего пути движется по российским железным дорогам, загоняя в тупик надежды на китайский трафик: если раньше Россия зависела от латвийского транзита, то теперь Латвия зависит от транзита российского…

Кандидат экономических и юридических наук Артур Ересько.
65
Комментарии (0)

Выберите из списка
2017
2017
2016
2015
2014