Мы их теряем: как вернуть грузы в порты Латвии.

Мы их теряем: как вернуть грузы в порты Латвии.

Мы их теряем: как вернуть грузы в порты Латвии.Рынок транзита грузов через Латвию, Литву, Эстонию находится в крайне неприятном состоянии, именуемом «начало кризиса». Это как грипп. Человек уже знает, что заболел, но еще ходит на работу и изо всех сил пытается держаться бодрячком. Но уже очевидно, что нужно готовиться к сокращению зарплаты, поскольку больной находится на сдельщине. Дальше — только хуже.

В латвийских портах за девять месяцев этого года перевалено 45,9 млн. тонн грузов — на 12,9% меньше, чем за соответствующий период 2015 года.

Наибольшие потери отмечены в составляющей грузопотока под названием «Наливные грузы». Через латвийские гавани их прошло за три квартала 15,5 млн. тонн (-22,5%). Наибольшую часть из них составили нефтепродукты — 14,946 млн. тонн (-22,8%). Сырой нефти перевалено 42,4 тыс. тонн (-44,6%).

Что касается предпочтений грузоотправителей, то лидером по грузообороту за девять месяцев был Рижский свободный порт, переваливший 26,8 млн. тонн (-10,5%). Далее следует Вентспилская гавань с грузооборотом 14,04 млн. тонн (-20,5%) и Лиепайский порт с 3,87 млн. тонн (-2,3%).

Интереснее другое. Пока латвийские порты с разной скоростью теряют российские грузы, литовские гавани наращивают обороты. Так, Клайпеда в январе — сентябре текущего года перевалила 29,89 млн. тонн, что на 3,4% больше, чем за тот же период прошлого. Бутинга обслужила 6,8 млн. тонн (+6,5%).

Рост литовского транзита дают кросс-субсидии карго-перевозок. У ж/д транзита Литвы два основных потока: белорусский транзит и очень большая логистика грузов из материковой России в Калининградский анклав. При этом за счет прибыли от российского транзита дотируется белорусский транзит на маршруте от Минска через Вильнюс до терминалов Клайпеды.

Как известно, сейчас сразу за минской окраиной в Смолевичах строится китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень». Всю логистику продукции парка в направлении Балтийского моря хотят взять Литовские железные дороги и порт Клайпеды. Тариф литовского ж/д монополиста в размере около 3 евро за тонну груза — вдвое дешевле, чем грузам из Смолевичей может предоставить Латвийская железная дорога.

Демпинг за счет кросс-субсидий, впрочем, не вечен. В ЕС уже идет разбирательство перекрестной схемы субсидирования транзитной отрасли Литвы. Как предполагается, действия литовцев будут признаны Брюсселем незаконными и отменены, и южные соседи будут оштрафованы.

И вот тогда-то в рамках продвижения «Нового шелкового пути» Латвия может сделать свое единое предложение от портов и логистики грузов. Именно это предложение должно увеличить поток грузов в латвийских портах. Такова теория. Что произойдет на практике, станет ясно уже в следующем году.

Кандидат экономических и юридических наук Артур Ересько.
79
Комментарии (0)

Выберите из списка
2017
2017
2016
2015
2014