Налоги: хотели, как лучше.

Налоги: хотели, как лучше.
Латвийское налоговое законодательство очень хорошее. Только запутанное и непоследовательное.

О чем говорить, если даже недавно избранная глава Службы госдоходов (СГД) Илзе Цируле призналась, что не понимает письма, которые сотрудники СГД пишут клиентам.

Каждый год начинается с вступления в силу новых законодательных норм. Что само по себе нормально. Не нормально, что объемные и разнообразные изменения сваливаются на головы латвийских жителей и предприятий без необходимых пояснений и указаний к их применению.

Нынешний год начался с запутанного закона о налоге на микропредприятия. В декабре больше дискутировали не о том, как поддержать микропредприятия и способствовать их развитию, а о том, каким еще налогом обложить. В итоге в последний момент правительство пошло на попятную, а налогоплательщики оказались в шкуре собаки, которой хвост рубили по частям — мучительно и больно.

Речь здесь даже не о величине ставки налога или о сохранении в будущем такой формы бизнеса, как микропредприятие. Речь о том, что в парламенте и правительстве важное решение, касающееся работы десятков тысяч жителей страны, принимается непрозрачно, непредсказуемо и в последний момент.

Результаты не заставили себя ждать. С 1 ноября 2016 года по 1 февраля 2017 года число плательщиков налога с микропредприятий в Латвии сократилось на 6 279. Сколько из них ушли в серую налоговую зону? А сколько и вовсе покинули Латвию? Не известно. Известно, что страна теряет работников и увеличивает долю теневой экономики из-за отсутствия предсказуемой и внятной налоговой политики.

Растерянность в головах юристов и бухгалтеров породили и вступившие с 1 января этого года в силу изменения в законе «О налоге на добавленную стоимость». Декларируемая цель благородная – побороть мошенничество с НДС и уклонение от оплаты НДС.

Теоретическое обоснование НДС-перемен и ценные указания к их применению также вполне логичны: чтобы уменьшить дополнительные начеты налога и риск штрафных санкций налогоплательщикам надо теперь проводить оценки рисков, в том числе проверку поставщиков; привлечь особое внимание к качеству заключаемых договоров, товарных документов и других оправдательных документов…

Звучит солидно. Не понятно, как все это обеспечить на практике. Кто и как будет контролировать сделки, оценивать риски, проводить экспертизу документов? Откуда у небольших фирм финансовые и кадровые ресурсы для выполнения новых поправок к закону об НДС? Кто быстро и понятно объяснит присутствующие в законе недостающие или двоякотолкуемые положения? Нет ответа.

Не удивительно, если начавшийся из-за законодательной чехарды мор среди микропредприятий перекинется и на плательщиков НДС.

Кандидат экономических и юридических наук Артур Ересько.
64
Комментарии (0)

Выберите из списка
2017
2017
2016
2015
2014