Очень хороший ВВП. Только маленький.

Очень хороший ВВП. Только маленький.

Очень хороший ВВП. Только маленький.Жесткая экономия на протяжении нескольких лет так и не привела страны Балтии к быстрому росту благосостояния. Зачем тогда мучились?

Действительно, результатом строгой фискальной политики в странах Балтии после кризиса 2008–2010 годов стал самый низкий дефицит государственного бюджета и долга в Европейском Союзе. Затягивание поясов привели к тому, что страны Балтии, наряду с Люксембургом, Данией и Словакией, входят в число немногочисленных (шести из ЕС-28) стран-участниц Европейского Союза, которые могут выполнить все Маастрихтские критерии.

Странам Балтии удалось продемонстрировать существенные улучшения конкурентоспособности, о чем свидетельствуют высокие места в рейтинге мировой конкурентоспособности Global Competitiveness, рейтинге благоприятных условий для предпринимательства Ease of Doing Business и рейтинге экономической свободы Economic Freedom. В целом Латвия, Литва и Эстония сегодня (по сравнению с ситуацией в предкризисный период – в 2005–2008 годы) достаточно хорошо подготовлены к тому, чтобы пережить любые внутренние или внешние экономически потрясения.

Несмотря на это, темпы роста ВВП ниже, чем хотелось бы правительству и населению трех республик.

Так, в 3-м квартале 2016 года ВВП во всех трех странах Балтии вырастет ниже среднего показателя еврозоны. В результате низкий экономический рост потребует от правительства большей активности и целенаправленности, чтобы максимально ограничить потенциальный вред экономическому развитию в долгосрочной перспективе. В случае с Латвией о целенаправленности и предсказуемости говорить сложно — достаточно вспомнить споры вокруг изменения налога на микропредприятия, а также многомесячную эпопею с выборами глав таких ключевых ведомств, как Служба госдоходов и Бюро по борьбе и предотвращению коррупции.

За последнее десятилетие страны Балтии приблизились к среднему уровню Европейского союза с 54% в 2005 году до 72% в 2015 году. Однако скорость выравнивания уровня жизни снижается, поскольку движение от низких показателей быстрое лишь в начале, а в долгосрочной перспективе все сложнее становится обеспечивать рост, существенно обгоняющий средний по Европейскому Союзу.

Среди новых вызовов в 2017 году следует упомянуть возвращение инфляции, чему будут способствовать события на мировых сырьевых рынках – в первую очередь наметившийся рост цен на нефть и нефтепродукты. Ускорение роста цен до 2–3% потребует от правительства большей индексации пенсий, чем в 2016 году, когда добавка составила 1,86%.

Кандидат экономических и юридических наук Артур Ересько.
69
Комментарии (0)

Выберите из списка
2017
2017
2016
2015
2014