Транзит: куда уходят грузы.

Транзит: куда уходят грузы.
Прошлый год для портов стран Балтии выдался нелегким. В 2016-м гавани региона получили и отправили 145,943 млн. тонн грузов. Это на 2,8%, или на 4,196 млн. тонн, меньше, чем в 2015-м. Статистики подсчитали, что 43,2% грузов перевалено в латвийских портах, 33,8% — в литовских, 23% — в эстонских.

Объем перевалки российских внешнеторговых грузов через иностранные порты Балтии сократилась за 2016 год на 20% — примерно до 42,5 млн. тонн. Однако по некоторым видам грузов Россия продолжает сохранять зависимость от прибалтийских терминалов.

В соответствии с целевыми показателями разработанной в 2012 году стратегии развития портовой инфраструктуры России до 2030 года предусмотрено сокращение доли портов Прибалтики и Украины в общем объеме перевалки российских внешнеторговых грузов до 5% и менее.

Сказано — сделано: наибольший объем перенаправленного в российские порты груза из прибалтийских портов пришелся на нефтеналив. Сокращение было почти двукратным и составило порядка 10 млн. тонн. В текущем году ожидается дальнейшее снижение. В частности, по прогнозам Транснефти, объем прокачки дизельного топлива в порты Прибалтики сократится на 25% — до 2,4 млн тонн. Больше всего от ухода российского нефтеналива страдает латвийский Вентспилс и эстонский Маарду.

Ситуация с перевалкой генеральных и насыпных грузов несколько сложнее. Если говорить об угле, то его перевалка снизилась на 13% — до 16,4 млн. тонн. Основной объем перегружается через Ригу, перевалка через Вентспилс резко упала, а вентспилсский специализированный Baltic Coal Terminal, работавший с российским углем, в 2016 году стоял почти незагруженный.

И это при том, что в портах российской Балтики пока недостаточно угольных мощностей, чтобы забрать весь объем угля из иностранных портов. Однако имеются планы расширения у терминала «Порт Высоцкий» (в перспективе до 12 млн. тонн в год).

Третий по объему вид российского груза, идущего в Прибалтику, — это минудобрения. В 2016 году объем перевалки минудобрений через Прибалтику возрос на 7,8% — до 7,4 млн. тонн. Такое положение дел связано с отсутствием специализированных мощностей в российском Балтийском бассейне. Инвестировать в создание новых терминалов с нуля у бизнеса желания нет.

Ориентировочная стоимость строительства специализированного терминала под сухие грузы в России, например, в порту Усть-Луга, составляет не менее 100 млн. евро, а при объемах грузоперевалки ниже 4 млн. тонн в год строительство вряд ли будет рентабельным. Еще ранее строить терминал минудобрений в Усть-Луге планировал «ЕвроХим», но пока «воз и ныне там».

Таким образом, российские балкерные грузы вряд ли уйдут из Прибалтики вслед за нефтеналивными, а по минудобрениям РФ продолжает сохранять свою зависимость от иностранных портов (на них приходится примерно треть общего объема перевалки).

Тем не менее главными конкурентами прибалтийских портов являются четыре российских гавани: Усть-Луга, Приморск, Санкт-Петербург и Калининград.

Кандидат экономических и юридических наук Артур Ересько.
63
Комментарии (0)

Выберите из списка
2017
2017
2016
2015
2014