Транзит: на место России зовут Китай.

Транзит: на место России зовут Китай.

Транзит: на место России зовут Китай.Резкое падение российского транзита через латвийские порты заставляет предпринимать срочные меры. Похоже, что в Риге появилась ясность, что делать.

Суть латвийской идеи состоит в том, чтобы заменить пропадающие российские грузы на китайские. Для этого к осени планируется сформулировать предложение по транзиту для Китая, а заодно и для инвесторов других юрисдикций.

До сих пор Латвия представляла все свои портовые возможности по отдельности, то есть Рига, Вентспилс и Лиепая — предлагали каждый свое, и «Латвийская железная дорога» презентовала себя также отдельно. Это вызывало непонимание потенциальных инвесторов. К осени, к визиту в Латвию руководителя правительства КНР, все латвийские порты и железная дорога будут представлять себя вместе.

Пока до Латвии не дошли китайские грузы, приходится считать ушедшие российские. За первые четыре месяца года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года общий грузооборот латвийских портов упал на 15,4% — до 22,2 млн. тонн. И часть трафика отобрала Клайпеда.

Вернуть из Литвы то, что должно перегружаться в Латвии — это еще одна задача. И, кстати, вполне решаемая, поскольку на стороне латвийских портов вольно или не вольно оказался Брюссель.

У «Литовских железных дорог» (Lietuvos Geležinkeliai) есть серьезная проблема на уровне Европейской комиссии. А именнокросс-субсидии карго-перевозок — схема старая и запрещенная в ЕС. У железнодорожного транзита Литвы два основных потока: белорусский транзит и очень большая логистика грузов из России в Калининградскую область. Россия активно доставляет эти грузы в свой западный анклав, а Lietuvos Geležinkeliai за счет прибыли от российского транзита дотирует белорусский транзит на маршруте от Минска через Вильнюс до терминалов Клайпеды.

Как известно, сейчас сразу за минской окраиной в Смолевичах строится китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» — это самый масштабный проект последних лет. Всю логистику продукции парка, как было озвучено, хотят взять Lietuvos Geležinkeliai и порт Клайпеды. Тариф литовского железнодорожного монополиста в размерах около 3 евро за тонну груза — вдвое дешевле, чем грузам из Смолевичей могут предоставить латвийские железнодорожники.

Демпинг за счет кросс-субсидий, впрочем, не вечен. Этот конкурентный прием не раз обсуждался министрами сообщения и транспорта Латвии и Литвы. Литовская сторона не собирается отказываться от перекрестной схемы субсидирования своей транзитной отрасли. Как предполагается, действия литовцев будут признаны Брюсселем незаконными, отменены, а южные соседи будут оштрафованы.

После этого конкуренция станет корректной, рынок перестанет деформироваться, и вот тогда-то в рамках продвижения «Нового шелкового пути» Латвия сможет сделать свое долгожданное единое предложение от портов и железной дороги, от которого китайской стороне, наверное, будет сложно отказаться.

Кандидат экономических и юридических наук Артур Ересько.
65
Комментарии (0)

Выберите из списка
2017
2017
2016
2015
2014