Учиться, учиться и еще раз учиться.

Учиться, учиться и еще раз учиться.

Учиться, учиться и еще раз учиться.Вступление Латвии в Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD) денег стране не добавило. Зато теперь правительству доступны лучшие аналитические умы мира. Так, по крайней мере, обещали полгода назад вступающая и принимающая стороны, объясняя необходимость интеграции Латвии в OECD.

И вот дождались. В распоряжение латвийского правительства поступил обзор международной программы оценки школьников (PISA), где рассмотрены основные навыки учеников девятого класса в чтении, математике и других науках в 72 странах мира.

Как там наши? Увы, навыки латвийских школьников на общемировом фоне выглядят средне. К сожалению, не видно прогресса и в сравнении с предыдущими оценками Латвии.

Успеваемость латвийских школьников по естественным наукам близка к среднему уровню OECD — 490 пунктов и 31–е место. А в чтении и математике латвийские ученики слабее среднестатистического OECD-школьника.

Хотя результаты латвийских школьников лучше, чем в Литве и России, эстонские школьники на голову выше – они находятся среди мировых лидеров (Сингапур, Япония, Китай, Финляндия).

Так, навыки в чтении, математике и естественных науках по оценке OECD являются недостаточными у каждого десятого 15-летнего латвийца, а в Эстонии у каждого двадцатого. В свою очередь, навыками наивысшего уровня по всем трем сферам обладают только 8% латвийских школьников, что значительно меньше, чем в Эстонии (20%) и чем в среднем в странах OECD (15%).

Приходится признать, что «неторопливые» эстонцы сумели намного быстрее и успешнее реформировать свою систему образования, привлекая и поддерживая мотивированных преподавателей, оптимизируя сеть школ, улучшая учебные программы и методы.

Конечно, обидно, что наши близкие соседи оказались расторопнее еще и в сфере образования. С другой стороны, можно считать, что Латвии повезло: за успешным опытом не надо ехать за тридевять земель в Сингапур и Японию. Методология реформ здесь, поблизости — в пару сотнях километров к северу от Риги.

Впрочем, чтобы понять, что делать, необязательно отправляться даже в столь недалекое путешествие. Рецепты известны и Риге. Общество должно стать более требовательным к системе образования, в свою очередь, политики и руководители страны должны начать намного активнее работать над улучшением качества образования. Например, более активное вовлечение частного сектора в образование улучшит связь школьного материала с реальной жизнью.

Качественная система образования сложно представить и без хорошего мотивированного преподавателя. Профессию учителя снова надо сделать престижной.

Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. Реформа оплаты труда педагогов, продвигаемая Министерством образования и науки ЛР, направлена на рост доходов учителей. Однако речь идет: а) о средней температуре по больнице — пусть и меньшая, но значительная часть учителей теряют в доходах; и б) педагогическая реформа сопровождается скандалами и взаимными обвинениями между министерством, школами и политиками из других партий. Налицо отсутствие грамотных коммуникаций между реформаторами и обществом, что нивелирует важность изменений в образовательной сфере Латвии.

Кандидат экономических и юридических наук Артур Ересько.
74
Комментарии (0)

Выберите из списка
2017
2017
2016
2015
2014