Top.Mail.Ru
Договор с издательством
4 декабря 2010 в 01:18

Договор с издательством

Скажите, плз:

  1. на какой срок, как правило, передаются исключительные права?
  2. какой процент обычно получает автор?
  3. каким образом учитывается активность отдела распространения и ПиАр? ведь без их участия и продаж не будет…
512
Комментарии (29)
  • 6 декабря 2010 в 10:52 • #
    Сергей Александрович Пехтерев

    Действительно эти вопросы остаются великой тайной, чаще приходится только встречать обиженные отзывы авторов о том, что издатель "кинул",вообще-то круг таких вопросов много шире. мне как новоиспечённом у соискателю сотрудничества с изательствами вообще кругом тёмный лес. если кто-то просветить сможет коротко по существу,можно считать подарком. Несколько лет трудов после основной работы, настоящих лишений и испытаний на прочность намерения, бессонных ночей, горы переворошенной литературы по теме, муки в сомнениях, в результате все прочитавшие восторгаются и желают успехов,но ..теперь вопрос, и куда всё ЭТО? а что за Это я смогу получить как итог моих трудов?У меня роман родился,(400стр динамичногоостросюжета), уже третий год мечусь.. Сказка в стихах юморная с философским славянским смыслом. Потихоньку доробатываю вторую книгу... и... ???????

  • 6 декабря 2010 в 14:03 • #
    Ангелов Андрей

    1. Права на книгу передаются на срок от 1 до 5 лет. Я лично слышал и о 10-летнем сроке, но это уже слишком чересчур. Причем есть пункты, на которые права лучше не передавать: например право экранизации.

    2. Автор максимально получает 15% стоимости от каждой проданной книги. Если книга первая или вторая - то можно рассчитывать на процент не более 6-8.
    Но даже эти процентовки - это для автора НЕпрозрачный момент, потому что сколько книг продалось реально знает только издательство.

    Обычно автор заключает договор, по которому получает аванс. Аванс рассчитывается так: исходя из расчета количества книг в первом тираже - автор получает часть своих процентов. ПРИМЕР: Издатель выпускает тираж количеством 5.000 экземпляров. Каждая книга стоит сто рублей. Каждые 6 рублей с каждого проданного экз. ваши. 5000 умножаем на 6 - получается 30.000 рублей. Это ОБЩИЙ гонорар, при условии что все книги продадутся. А аванс вам дают 12.000 рублей, исходя из того что 2.000 экз. продастся точно. А далее получение своих процентов - я не знаю ничего, могу лишь предполагать. Это у Эксмо.

    У Аст-а ты можешь просто передать права за определенную сумму. Подписываешь договор, получаешь конкретную сумму и забываешь о коммерческой судьбе своей книги на срок передачи прав.

    У дочек Аст-а или небольших самостоятельных издательств - бывает микс условий Эксмо и Аст-а.

    Хотя лично я читал даже здесь немало отзывов из личного опыта авторов по денежным условиям договора. Мне запомнилось, что один автор сказал о ста баксах за книгу (всего и вообще гонорар). За вторую книгу автор получил 200 долларов.

    3. Пиар - это личное дело и инциатива автора. И его денежные расходы. Издатель в пиар вашей книги не вкладывает ни копейки. Он может вложить, но не в начинающего. Издатель просто отдает книгу в магазин, там кладут книгу на "выкладку" - там, где книгу увидят все. Если книга продается хорошо - то она лежит на "выкладке" столько, сколько продается хорошо. Когда книгу почти перестают там покупать - её переносят из "выкладки" (наши новинки) на книжную полку соответствующего раздела. И после этого книга может там стоять довольно долго и продаваться по 2-3экз в неделю, не более.

  • 6 декабря 2010 в 23:29 • #
    Наталья Ивановская

    Спасибо, Андрей.
    Мне как раз предложили 8% и пять лет...

  • 8 декабря 2010 в 17:08 • #
    Нет Меня

    Не забудьте о таком пункте в договоре как "обязательства по изданию". Это не 5 лет, а, скажем, год или полтора. В противном случае могут заплатить небольшой аванс, а книгу по какой-то причине не издать. А права все равно у них, независимо ни от чего! И будете все 5 лет рыдать над своим неопубликованным текстом, не имея возможности предложить его другим.

  • 8 декабря 2010 в 19:25 • #
    Наталья Ивановская

    О! Лада, спасибо. В предлагаемом договоре такого нет и в помине)))

  • 8 декабря 2010 в 20:30 • #
    Нет Меня

    Да пожалуйста! Все, что в наших силах) При наличии такого пункта, если что, сможете расторгнуть договор. Обычно в конце есть такой пункт - "если одна из сторон не исполнила своих об-ств, договор расторгается. Аванс не возвращается". Ну, или что-то в этом духе. Большие изд-ва часто этим страдают, ветер поменялся - и привет! Для них ваш аванс, что для вас крошки на столе.

  • 9 декабря 2010 в 21:28 • #
    Ангелов Андрей

    Лада, и как часто практикуют такой опцион с начинающими? В смысле в каждом договоре так прописано (такая практика повсеместно), или этим грешат конкретные издательства?

  • 10 декабря 2010 в 15:29 • #
    Нет Меня

    Я не такой уж специалист, каким вы меня полагаете) Но прежде, чем самой подписывать договор, много читала, смотрела - закон, конференции, статьи - словом, изучала вопрос. Такого пункта не было, и я его внесла. Противодействия изд-ва, кстати, не встретила. Если правильно помню, на сайте Эксмо в форуме было много информации по подводным камням - но это года 3 тому назад..

  • 10 декабря 2010 в 16:19 • #
    Ангелов Андрей

    Лада, мне кажется, что вы профи в издательстве.

  • 10 декабря 2010 в 23:41 • #
    Нет Меня

    Спасибо, конечно. Просто в наши дни прежде, чем подписывать что-то, надо хорошо подготовиться. Вот я и занималась этим.) Обманывают все и всех. И всегда. Обижаться глупо, но - помнить об этом и не подставляться.

  • 11 декабря 2010 в 11:56 • #
    Ангелов Андрей

    Добрым словом и сухим патроном добьешься в жизни многих перспектив)

  • 11 декабря 2010 в 15:51 • #
    Нет Меня

    За патрон посадят, за доброе слово - есть шанс, что тоже)

  • 6 декабря 2010 в 17:01 • #
    Дмитрий Прияткин

    Сие зависит от издательства и статуса автора.
    Я, например, обычно передаю исключительные права на 2 года под определенный аванс + 15% роялти. В среднем за эти 2 года как раз на роялти и выходим. Дальше договор пролонгируется. Теоретически, с перезаключения тоже можно взять аванс, но он в любом случае будет меньше первоначального.
    Это АСТ.
    Иногда кое-какими старыми вещами интересуются другие издательства. Деньги, как правило, предлагают небольшие, и я в этом случае уступаю "неисключительные" права -- т.е. на разовую публикацию.

  • 6 декабря 2010 в 22:24 • #
    Дарья Булатникова

    1. От года до "на весь период действия авторского права". Договора с последним условием подписывать не советую,
    2. От 3% до 45%. Но большие роялти только у супермэтров типа Донцовой. У начинающих - зависит от издательства. Нормально - 7-10%.
    3. Никаким. Чистая рулетка.

    ЗЫ. Не советую передавать ВСЕ права чохом. Т. е. - перевод, переделка, экранизация и т. д.
    Полезно почитать ч. 4 ГК РФ.

  • 6 декабря 2010 в 23:30 • #
    Наталья Ивановская

    Спасибо.
    Экранизация, думаю, не про меня))
    у меня научно-популярная книга.
    Про перевод, спасибо, задумаюсь. Он был в перечислении "исключительных".

  • 7 декабря 2010 в 06:25 • #
    Дарья Булатникова

    Мой совет - продавайте только право издания на бумаге.

  • 7 декабря 2010 в 11:21 • #
    Наталья Ивановская

    хорошо, Дарья. Спасибо большое.

  • 7 декабря 2010 в 01:07 • #
    Валерий Куклин

    Никакой тайнвв нет. Как договорнитесь, так и будет. Только вот ситуация такова, что издатели все равно автора обманут. Российские особенно жуликоваты, да и в остальных странах мира не лучше. Оптимальный выгодный для автора срок - это три года, для издательства - пять лет, но и тут масса подводных камней, ибо автор модет проавать право публикацуии всего произведения, части его, дает разрешение тиражировать в виде инсценировок или нет, в виде аудиокниг и так далее. Я уж не говорю о такой простой вещи, как контроль за доечатками, плату за копирайт на срок и плату просто гонорара за одноразовую публикацию. Все эти вопросы следует вообще-то разрешать литагенту, нго и таковых в России - кот наплакал, они берут лишь раскрученных, то есть именитых, да и то не всех, снимают свои от 20 до 30 процентов, но защищают юридически интересы автора. В коротком письме невозможно переписать все Авторское право, котрое в каждой стране фактически свое, разнится лишь в степени защищенности, отвоеванной национаблььным собзом писателей в брорьбе с издателями. Россия - страна фактически в области авторского права бесхозная. У меня издано в ней более 10 книг, но шесть из них самым наглым образхом пропиратено. Хотя и имя мое оставили. Автору, идя к русскому издателю, следует признать тот факт, что это - не ваш собюзник, а кариманник и вор, намеревающийся обократь вас, а потому договор нало составля\ть внимательно, заранее расчитывая, что придется обращаться в суд. Особенно начинающему. Но может и повезти, конечно. Я знадю одного писателя из Молдовыы, у которого замечательный литьагент в Ленигнроаде, которая его книги в АСТ пробивает по две в год. И автор доволен и гонорарами, и отношенитенм редакторов.

  • 10 декабря 2010 в 11:23 • #
    Михаил Ромм

    Считаю, что надо составлять договор так, чтобы издательство не могло подать на Вас в суд, за какие либо Ваши действия, поскольку с нашим правосудием выиграть дело у крупной конторы нереально, даже если это они Вас обманут. Короче, хватайте что дают, и радуйтесь, что отпустили. Лишь бы не догнали.
    Ответ Андрея поверг меня просто в шок. Неужели весь сыр бор из-за гонорара в 30 тыс. руб. Ну и кому от этого счастье. Писать по книге в месяц? Что это будут за книги? Даже если гонорар 100 тыс. А уж говорить про какие-то проценты литагенту вообще смешно. Это что же 100 долларов за всю беготню, и все нервы? Давно пора уже трезво взглянуть на литературный процесс. Издаваться нужно только за свой счет, - те же 30 тыс. с одной стороны, а с другой - весь навар Ваш. Самое главное — Вы увидите своего читателя в лицо, а это дороже любых денег, конечно, если не писать книжки для чтения в метро.

  • 10 декабря 2010 в 16:23 • #
    Ангелов Андрей

    Михаил, будто вы не знали, что дела в издательствах обстоят именно так - в гонорарном плане. :)

    Издаться за свой счет - наверное, это правильно, для презентации себя и книги. В лучшем случе - однако - ты просто вернешь назад свои деньги. Нервы - однако - не вернуть.

  • 12 декабря 2010 в 21:41 • #
    Василий Владимирский

    Весь навар при издании за свой счет, конечно, ваш. А также все риски, все заботы о распространении, все контакты с оптовиками, которым не рентабельно связываться с "самиздателем"... В общем -- дерзайте. Потом расскажите.

  • 13 декабря 2010 в 16:07 • #
    Юрий Буковский

    Уважаемые участники дискуссии! А позвольте взглянуть на проблему несколько с другой стороны, скажем так - сбоку.
    Никому из вас, при заключении договора, не предлагали "отстёгивать" за публикацию или за реализацию книг? В любой форме - в открытой, или тонкими намёками, или наглым нажимом. Никто не наблюдал этакой картинки: сидит редактор (или ответственный за реализацию), коготки накрашены и заточены, в глазёнках рублики (такие раньше, в период дикого первоначального накопления сидели в банках), беседует о чём угодно, но только не о литературе, в основном в своём сложном финансовом положении? Такая утончённая беседа, такие прозрачные намёки, такой непонятный авторский договор.

  • 13 декабря 2010 в 22:12 • #
    Ангелов Андрей

    Хороший вопрос. А если есть такие - то хорошо бы фамилии таких.

  • 14 декабря 2010 в 12:53 • #
    Юрий Буковский

    А разве никому не известны бывшие популярные журналы, тиражи которых стали смехотворными? Или издательства, книги которых не покупают? Они кормятся на гос. деньги, гранты, от гос. заказов. Вокруг них кучкуется узкий круг авторов, вместе с редакциями они занимают круговую оборону - этакие литературные ОПГ, очень недовольные читателями, которые их не читают... Вот потому и не читают.

  • 15 декабря 2010 в 00:00 • #
    Ангелов Андрей

    До недавнего времени то, о чем вы говорите - было в кино, Юрий. То, что такое было и/или есть до сих пор в книгоиздательстве - слышу первый раз.

    Поэтому нечего не знаю, не могу сказать.

  • 15 декабря 2010 в 08:26 • #
    Юрий Буковский

    Ну, Андрей... Они ж не вывешивают табличку: "Закрыто на распил". В дверь войти можно. Но дальше уже фэйс-контроль. Самые лихие даже не стесняются. Вы хотели фамилии? Директор Детгиза Насонова: "Зачем вы ходите? У нас свой круг авторов!"
    Очень похоже на советский анекдот: "Покупатели, не отвлекайте продавцов - не мешайте им работать!"

  • 15 декабря 2010 в 16:09 • #
    Ангелов Андрей

    :) Детгиз - это что-то из области издания детской литературы, Юрий? А ещё и, вероятно, государственного издания.

  • 15 декабря 2010 в 16:35 • #
    Юрий Буковский

    Конечно, государственное. Создано ещё постановлением ЦК ВКП(б), на радость маленьким строителям светлого будущего. Ну, а где же ещё можно создать замкнутую группу, которая, как социологи считают, действует всегда против социума, в котором присуствует? Т.е. против остальной писательской братии. Частник, плох он или хорош, давно бы разогнал. Тиражи падают, книги не продаются, а они всё жалуются - читатель плохой.

  • 15 декабря 2010 в 16:35 • #
    Юрий Буковский