Рождение одного Шедевра. Или мордобой в Манеже

Рождение одного Шедевра. Или мордобой в Манеже

Рождение одного Шедевра. Или мордобой в МанежеЧасть 1. Рождение одного Шедевра

В феврале 2011, после морозной прогулки в магазин, мы с Денисом Сауниным сидели у него в мастерской и обсуждали непростую задачу. Денис получил приглашение участвовать в выставке «Гении и шедевры», которая намечалась на лето в питерском Манеже*(1). Название выставки обязывало. Поэтому нам хотелось действовать наверняка и попытаться создать абсолютный Шедевр, который будет признан современниками. Для точной постановки задачи, мы решили изучить мнения арт-консультантов и коллекционеров, чтобы понять, что, с их точки зрения, является безусловным признаком Шедевра. Денис обещал поговорить с питерскими знакомыми, а я у себя в Москве.

Через пару недель кое-что прояснилось, и мы подвели итоги.

Все опрошенные нами считали, что сегодня художественная ценность произведения отождествляется с его аукционной ценой. Поэтому наиболее правильным решением, по общему мнению, было приобретение шедевров современного искусства на крупных международных аукционах. В первую очередь это Christie's и Sotheby's. Особое внимание эксперты советовали обратить на тенденцию поведения цены – бывали случаи, когда подававшие надежды имена не проходили проверку временем и выходили из моды.
Это замечание насторожило нас и заставило сделать более подробный анализ. Оказалось, что около половины современных художников, чьи работы были проданы на Christie's и Sotheby's за последние 25 лет, сегодня не представлены в аукционных каталогах. Они вышли из моды, и, значит, многие коллекции обесценились.

Также знатоки рекомендовали второй, менее надежный путь поиска Шедевра – обращение в известные галереи современного искусства. Предполагается, что здесь уже произведен первоначальный отбор, и у художников галереи есть вероятность в будущем попасть в аукционные каталоги. Конечно, при этом надо обратить внимание на участие полюбившегося вам автора в выставках, событиях, биеннале, присутствие работ в музейных коллекциях, на его активность в арт-тусовке и упоминания в прессе.
Для проверки этого метода мы сделали простой тест. Мы составили список персон, получивших за последние 25 лет «Серебряного льва» Венецианской биеннале – заветная мечта любого современного художника, и дали посмотреть знатокам. Абсолютное большинство имен им ничего не говорило.

Ну и, наконец, по общему мнению экспертов, если вам понравилась работа просто хорошего художника — то повесьте ее дома над диваном и расслабьтесь. Конечно, в том случае, если вы не арт-диллер, который имеет деньги и надежду перевести этого художника в разряд известных и перспективных.

Таким образом, получалось, что основным критерием современного Шедевра является возможность купить или продать его на ведущих международных аукционах.

Действительно, представьте, вы приходите в гости к человеку и у него на стене (полу, участке) видите некое произведение современного искусства. Наверняка, если вы не в «тренде» и не знаток, то оно не произведет на вас сильного впечатления, разве что отрицательное. Но вот вы узнаете, что хозяин купил эту вещь на аукционе Sotheby's за кучу денег. Тут же в ваших глазах он приобретает облик человека, понимающего, что к чему в искусстве, а сама вещь уже кажется заслуживающей интереса — недаром же там за нее столько уплачено.

И вот с учетом всех этих соображений нам надо было создать Шедевр к выставке «Гении и шедевры»…В такой ситуации оставалась только одна верная возможность – пойти по проторенному пути концептуализма, когда объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.
После долгих раздумий было решено что, безусловно, лучшим воплощением признака Шедевра — ликвидность на Sotheby's или Christie's, являлся бы сейф с собственноручно вложенным в него художником миллионом долларов (просим господина А. удержаться от компиляции).
Этот сейф с авторским миллионом, в зависимости от его формы и размеров, коллекционер эффектно размещает на стене, красивой тумбе или ставит на пол. В любой момент, невзирая на уровень популярности автора, это произведение можно выставить на аукцион с гарантированным эстимейтом. При этом уникальность и защиту от подделок обеспечивает список номеров банкнот. Также, при желании, владелец произведения может выставлять на торги отдельные купюры, как материальные носители чистой идеи.
Мы чуть было не остановились на этом варианте, но у Дениса возникли соображения. Он обратил внимание на то, что ценность Шедевра проверяется временем — деньги же подвержены инфляции. И потом, ему, как не чистому концептуалисту, хотелось создать более рукотворный символ.

В общем, Денис предложил идеальное решение – авторский ЗОЛОТОЙ СЛИТОК весом 12 килограмм. Решили, что этот Шедевр эффектно будет смотреться под бронированным стеклянным саркофагом. А во время выставки в Манеже будем ежедневно рассчитывать гарантированную аукционную цену Шедевра на основании курса золота, и размышлять над его истинной художественной ценностью.

Для придания авторскому слитку уникальной брутальности, было решено заказать его изготовление методом литья. Денис сел за разработку эскиза модели, а мне было поручено искать заинтересованного коллекционера для инвестирования работ.

Поиски оказались не такими долгими, как мы предполагали. Современные инвесторы в искусство в первую очередь беспокоятся о приросте своих вложений и, как черт ладана, боятся показаться в глазах окружающих неудачниками (поэтому вы и слышите, как правило, только о выгодных приобретениях). В нашем случае сохранность вложенных в искусство средств гарантировалась графиком многовекового роста стоимости благородного металла*(2). Кстати, на тот момент двенадцать килограмм золота стоило чуть более полумиллиона долларов США.

И тут началось самое интересное. Как лисицу за хвост из норы, мы стали вытягивать на свет Божий фигуру Коллекционера.

Действительно, история Искусства неразрывно связана с коллекционированием. Все, что мы имеем в музеях — великолепные шедевры прошлого – все это собрано и сохранено Коллекционерами.
И тогда, пройдя по исторической лестнице Коллекционеров, – людей обладающих властью и влиянием, мы добрались до первого Коллекционера в истории Искусства – племенного вождя. Именно он освободил Художника от обязанностей охоты и позволил расписать стены пещеры.

Чтобы показать эволюцию коллекционирования от первого Коллекционера до современного инвестора в искусство, было решено создать в ряд шесть собирательных портретов и увенчать этот исторический процесс совершенным Шедевром (авторский ЗОЛОТОЙ СЛИТОК 12 kilo).
Оставалось дать кораблю название и пустить его в плавание.

Здесь мы решили не мудрить и назвали работу «Шедевр и Коллекционер. Обыкновенная история»*(3). Заявка на участие была оформлена и послана в оргкомитет выставки.

Но все еще только начиналось…

Георгий Мамин (куратор)
#
http://cfart.net
………………………………………..
пояснения:

  1. *ЦВЗ Манеж (Спб.) – центральный выстовочный зал Санкт-Петрбурга с площадью экспозиции 4500 кв. метров
  2. *График изменения цен на золото за последние 10 лет http://cfart.net/NS/af-164119.png
  3. *«Шедевр и Коллекционер. Обыкновенная история» — полная версия проекта http://cfart.net/gish.php
    ………………………………………..

Часть 2. Мордобой в Манеже
…продолжение следует

281
Комментарии (2)
  • 1 февраля 2012 в 09:17 • #
    Григорий Каковкин

    Впервые на этом портале можно было прочитать внятный текст. и важный. тема рынка и искусства очень сложная только потому что есть еще категория времени, исторического процесса, если угодно. освобожденный художник из племени не знал, что через сотни лет его роспись пещеры станет шедевром. возможно, что он не знал даже такого слова... но может быть понятие бессмертной славы у него было.
    григорий каковкин

  • 20 февраля 2012 в 11:58 • #
    Анна Захарова

    Любое произведение живо тогда и до тех пор пока знание о нем, пусть даже крохотное, остается "в головах" людей. Сегодня трудно себе представить, что без продвижения, без брендирования может существовать шедевр. Открыть гения можно, но его рыночная стоимость без маркетинговой и ПР работы будет минимальной. Маркетинг в сфере искусства вроде и существует, но очень вяло. Вот Сафронов объявил себя гением, и толпы идут смотреть шедевры. Молодец, что еще скажешь!