Руководитель семейного бизнеса в России: кто это? Ваше...
26 августа 2009 в 09:58

Руководитель семейного бизнеса в России: кто это? Ваше видение и ассоциации?

Занимаясь исследованием российского менеджмента, задумалась над образом, социальным портретом руководителя семейного бизнеса в России.

Моё видение и ассоциации:

  1. Масштаб бизнеса: малый.
  2. Сфера деятельности: преимущественно торговля, IT (web-разработка, и т.п.), пошив и ремонт одежды, производство мебели.
  3. «Миссия» бизнеса – заработать на хлеб с чем-нибудь (в зависимости от каждого случая или от амбиций жены\мужа).
  4. Его статус: собственник, топ-менеджер, главный специалист в одном лице.
  5. Образование: не имеет экономического или управленческого образования, но, возможно, занимается сам своим профессиональным развитием (читает книги).
  6. Компетенции — стандартные менеджерские минимальные, уклон на функцию организации, с акцентом на: вовремя оплатить налоги и сдать отчетность, оплатит аренду, закупить необходимые материалы для оказания услуги или производства товара, «кое-как» и «кое-где» разместить рекламу.
  7. Характер работы руководителя семейного бизнеса: «и жрец, и жнец, и на дуде игрец». Он представляется рискованным, упорным в достижении своих целей, решительным, практичным и способным справляться с любыми трудностями, он является профессионалом в своем деле и не полагается на доверие, рассчитывая только на себя, свои навыки и умения. Ключевые посты в фирме часто занимают родственники, надежные люди, но не имеющие специальной подготовки.
  8. Карьера: нет, страшно боится передачи функций топ-менеджера наемному управляющему, не члену семьи, «чужаку».
  9. Его кризисы связаны с: созданной им самим системой управления бизнесом.

10.Будущее семейного бизнеса: основатель передает по наследству родственникам, а дальше…..Это уже другая история…..

Уважаемые Профессионалы, Коллеги, Друзья! Какое Ваше видение образа руководителя семейного бизнеса в России и ассоциации, связанные с ним и его деятельностью?

188
Комментарии (55)
  • 26 августа 2009 в 10:45 • #
    Дмитрий Лабыкин

    Елена,
    Отлично написано, в общем то и добавить нечего :-)
    Побольше бы таких, вот и диверсифицировали бы нашу Российскую экономику.
    А Вы это к чему?

  • 26 августа 2009 в 10:54 • #
    Елена Шуткова

    Дмитрий, спасибо! Занимаясь исследованием российского менеджмента, задумалась над образом, социальным портретом руководителя семейного бизнеса в России... Интересно мнение общественности. Может, я очень пессимистично всё вижу:-))

    Могу уточнить " Побольше бы таких " - это каких? руководителей семейного бизнеса в России?

  • 26 августа 2009 в 11:52 • #
    Дмитрий Лабыкин

    Нормальных крепких хозяйственных, способных кормить себя и своё окружение, преодолевать кризисы, невзгоды. Не плакаться на свою судьбу, кризис, дядю, государство...
    Да и вообще малого бизнеса побольше

  • 26 августа 2009 в 11:53 • #
    Елена Шуткова

    Дмитрий, благодарю! Поддерживаю Вас на 10000%!

    • Комментарий удален
  • 26 августа 2009 в 12:11 • #
    Елена Шуткова

    ок! :-))

  • 26 августа 2009 в 16:56 • #
    Veronika D

    А они тоже плачутся, на кризис, "дядю ...", государство:)))

  • 26 августа 2009 в 15:57 • #
    Анна Адаменко

    это человек, у которого домработница его/ее дома является уборщицей его/ее офиса.

  • 26 августа 2009 в 15:58 • #
    Елена Шуткова

    :-))

  • 26 августа 2009 в 17:03 • #
    Дмитрий Лабыкин

    :-))))
    а от кровати до до рабочего места 3 шага...

  • 26 августа 2009 в 18:39 • #
    Михаил Гулевич

    В общем - ничего нового. Учебники по менеджменту примерно так и описывают признаки семейного предприятия. И это оптимальная модель управления для малого бизнеса.
    Проблемы начинаются тогда, когда на этой же основе пытаются управлять средним и крупным предпиятием.

  • 26 августа 2009 в 19:02 • #
    Елена Шуткова

    Михаил, а может что-то нового и добавите?! В других группах добавляют...))

  • 26 августа 2009 в 19:30 • #
    Михаил Гулевич

    Сферы деятельности: автосервис, металоремонт, рекламные агентства, кадровые агентства, архитектурные и дизайнерские бюро, адвокатские и нотариальные конторы.

    Хочется повторить вопрос Дмитрия: "А Вы это к чему?".
    Если Вам интересно мнение общественности, то зачем дополнения?
    В Вашем описании не пессимизм а, скорее, взгляд с высока на объект исследования.

  • 26 августа 2009 в 19:31 • #
    Елена Шуткова

    Я так и написала, что "занимаясь исследованием российского менеджмента, задумалась над ..."

  • 26 августа 2009 в 19:41 • #
    Михаил Гулевич

    И сколько "руководителей семейного бизнеса" Вы опросили или в иной форме привлекли к исследованию?

  • 26 августа 2009 в 19:43 • #
    Елена Шуткова

    У меня нет таких задач.

  • 26 августа 2009 в 19:52 • #
    Михаил Гулевич

    Как же Вы изучаете то, что в глаза не видели? По интернету? Очень точное иследование получится :-)

  • 26 августа 2009 в 20:23 • #
    Елена Шуткова

    Михаил, почитайте Ваши сообщения в этой конференции и посмотрите на свою "позицию" со стороны....
    :-))))
    На Ваше самоутверждение за мой счет и Вашу саморекламу у меня нет времени и желания!
    Всего доброго!

  • 26 августа 2009 в 20:58 • #
    Анна Адаменко

    :)))

  • 26 августа 2009 в 21:06 • #
    Михаил Гулевич

    Скорее всего, это Вы самоутверждаетесь за счёт владельцев и руководителей семейного бизнеса.
    Где Вы увидели саморекламу с моей стороны?
    Скорее у Вас нет аргументов для дискуссии. Переписать банальности для создания темы у Вас время нашлось. Не иначе, как для саморекламы.

  • 26 августа 2009 в 21:10 • #
    Михаил Гулевич

    И ещё. Во избежание обвинений в саморекламе и самоутверждении за Ваш счёт предлагаю дискуссию перевести в диалог. Можно продолжить здесь #.
    Или в ICQ - 201172758

  • 26 августа 2009 в 20:45 • #
    Andrew G

    Семейный бизнес (по вашим ассоциациям) - это как бы и не бизнес вообще.
    По приведенным тезисам - это создание рабочего места для себя (членов семьи), а не создание бизнеса.

    А по поводу масштабов, - существует масса примеров семейного бизнеса транснационального масштаба.

  • 26 августа 2009 в 20:49 • #
    Елена Шуткова

    Андрей, благодарю за мнение! Да, существует российский семейный бизнес транснационального масштаба. Я, когда писала, больше думала о региональных примерах. О так называемых "самозанятых".

  • 26 августа 2009 в 20:55 • #
    Andrew G

    Елена, я не имел ввиду российский бизнес.
    Боюсь, что в России таких примеров на данный момент нет.

    В мире - множество подобных компаний, которые всегда были семейным бизнесом и никогда акционерными.
    Например, таких монстров как S.C. Johnson и прочих.....

  • 26 августа 2009 в 21:00 • #
    Елена Шуткова

    Да, существует российский семейный бизнес транснационального масштаба, но это единичные примеры. Тем более, если взять в дополнение постсоветские страны.

    Я размышляю о руководителях семейного бизнеса в России.
    О российских менеджерах семейного бизнеса. Их в Росси много - "отцов-основателей-менеджеров-сосбвенников-специалистов" в "одно лице".
    :-)))

  • 26 августа 2009 в 23:31 • #
    Юлия Киреева

    Елена, попробую дополнить - г. Москва, строительный бизнес, управляет женщина (скажем так, чаще всего в прессе упоминается) - имен называть, думаю, не нужно, все понимают о чем речь и бизнес явно семейный. В этой огромной бизнес корпорации - жена, брат, сын и тп.

    Рестораны восточной кухни в Мосве - 99% семейный бизнес, в том числе довольно крупные сети.

    Компания Корбина телеком - изначально была семейной компаний - два брата Малиса и наличие родственницы в гос сфере по связи.

    Сеть магазинов молодежной одежды - марку не помню, там все такое розово-плюшевое и довольно популярно среди подростков. Рулит девочка совсем молоденькая, под папиным крылом, конечно.

    Рынки москвы - тоже, как правило, семейный бизнес, под диаспорами все.

    В общем, масса примеров крупного и очень крупного семейного бизнеса, а также передачи управления в руки топ-менеджерам, а семья выполняет функцию владения, контроля и крышевания.

  • 27 августа 2009 в 10:24 • #
    Veronika D

    Девочка молоденькая - это Кира Пластинина что ли? ;)))

  • 27 августа 2009 в 10:27 • #
    Елена Шуткова

    думаю, да Кира!)))

  • 27 августа 2009 в 10:30 • #
    Veronika D

    Только она не для подростков шьет. Точнее не только для подростков далеко.
    Кстати, тоже интересный пример "семейного" бизнеса.
    Игруха этакая. Симулятор.
    Щас потренируется, потом, глядишь. и сама действительно что-то понимать начнет. Может быть.
    :)))

  • 27 августа 2009 в 10:40 • #
    Елена Шуткова

    :-)))

  • 27 августа 2009 в 12:01 • #
    Анна Адаменко

    да уж полагаю, и сейчас она неслабо пашет.

  • 27 августа 2009 в 12:13 • #
    Veronika D

    На чем основываетесь, Анна?
    И что значит "неслабо"?
    Думаете, папа никак не помогает? Например, приезд Пэрис Хилтон был организован исключительно на прибыль от продажи одежды?
    И вопросы организации и проч. ей тоже не помогают решать?
    :))
    Девушка в 16 лет начала собственный бизнес. Образование она как получает?

  • 27 августа 2009 в 12:40 • #
    Анна Адаменко

    хм....Вероника, сообщение от Вас, с кучей вопросов - больше похоже на монолог торговщицы семечками на захудалом рынке. извините за аналогию.
    придется ответить...
    неслабо - означает, что имея четкий внутренний стержень, человек идет к цели, и, зная, чего хочет, работает.
    не совсем поняла вопрос про образование....и про возраст...
    также не поняла Вашей экспрессии по поводу того, кто и как ей помогает....
    и еще, кмк, Вы убеждены что имеется, прямая зависимость: "успешный бизнес-возраст, образование".

    мне это странно, что существуют люди, которые так экспрессивно реагируют на успешный труд другого человека и ЕГО КОМАНДЫ, и развитие бизнеса. рост бизнеса (и так во всех случаях, Вероника!:)) всегда сопровождается желанием людей - тех, кто внутри этого бизнеса, и тех, кто внешне - содействовать этому росту и трудиться.

  • 27 августа 2009 в 13:14 • #
    Veronika D

    "Торговщица" - супер. В копилку.

    Но на мой основной вопрос Вы так и не ответили.
    Много слов ни о чем.

    Экспрессию не знаю, где Вы увидели.

  • 27 августа 2009 в 13:25 • #
    Анна Адаменко

    и еще разочек прочитайте :)) мой ответ на Ваши вопросы

  • 27 августа 2009 в 13:57 • #
    Veronika D

    "да уж полагаю, и сейчас она неслабо пашет. "

    Мой основной вопрос был, на чем основывается Ваше мнение.
    Варианты - знаю лично, имею сведения из ближайшего окружения и прочее и прочее...

    То как Вы оттрактовали "неслабо" действительно неслабо.
    :)))

  • 27 августа 2009 в 14:13 • #
    Анна Адаменко

    боже... вот кому надо разжОвывать.... результат - вот основание.

    результат, а он в нашей ситуации - впечатляющий, известная марка - это следствие неслабой пахоты.

    так понятнее?!???

  • 27 августа 2009 в 14:34 • #
    Veronika D

    Неа. Непонятно.
    Вот судя по Вашим постам Вы пашете просто 24 часа в сутки.
    (мне правда этот термин не нравится, потому как упорно ассоциируется с лошадьми-тяжеловозами, а мне даже в лошадях нравится грация:), а результата в виде известной узнаваемой марки не видать.
    И наоборот. Возьмем ту же Пэрис. Это уже бренд и оч узнаваемый.
    Без шуток.
    Однако "пахоты" по крайней мере в Вашем понимании там не было, нет и не будет.

  • 27 августа 2009 в 15:04 • #
    Анна Адаменко

    "неа непонятно".... а че поделать?:) надо развиваться:)
    к себе на работу Вас что-ли взять - обучить "грациозно пахать"???
    трудиться, думать головой и ножками топать. работать.

  • 27 августа 2009 в 15:32 • #
    Veronika D

    У Вас, Анна, на меня в бюджете денег не запланировано))))
    Я свой труд довольно недешево оцениваю. Не думаю, что Вы платите столько своим сотрудникам.

    Развитие тоже каждый по своему понимает.
    Некоторые например персоналии полагают, что количество групп в профиле говорит о многом образии внутреннего мира...
    :)))
    Я к примеру предпочитаю работать, а не пахать.
    И отдыхать, валяясь на солнышке с травинкою в зубах...))

    Так что грациозно топать и пахать - без меня!)))

  • 27 августа 2009 в 15:43 • #
    Анна Адаменко

    Вероника, а ВО СКОЛЬКО Вы оцениваете свой труд?
    p.s. только не надо отвечать "в день з/пл" и тому подобное....

  • 27 августа 2009 в 15:45 • #
    Veronika D

    Шо, прямо здесь разоблачаться?
    :)))
    Здесь, извините, не буду.
    Но помню по Вашим ранним постам, что Вы платите своим сотрудникам раза в три-четыре поменьше..
    :)))

  • 27 августа 2009 в 15:47 • #
    Анна Адаменко

    таких сотрудников больше нет. я их уволила:(
    остались довольные, которые работают.

  • 27 августа 2009 в 15:51 • #
    Veronika D

    Каких?)))))
    И какие остались? Которым Вы платите много? Или просто довольные, что их не уволили?

    В той теме, где Вы озвучивали з/п, речь вроде шла о сотруднике, которым Вы были вполне удовлетворены...

  • 27 августа 2009 в 16:01 • #
    Анна Адаменко

    я уже не помню, где что озвучивала, но зарплату тут вроде не озвучивала:) или Вы переместились в ИФНС за то время, пока находились "в поиске работы" (Ваша вставка на профи ру)?!?:), ...одновременно посылая резюме в ФСС, ПФР и др. негос. предприятия:)))?

    а люди у меня остались толковые, и з/пл. довольные...

    ну так что по вопросу "ВО СКОЛЬКО Вы себя, Вероника оцениваете"?

  • 27 августа 2009 в 16:05 • #
    Veronika D

    Я и не собираюсь здесь на него отвечать)))
    Я свою работу (не себя!) оценила и работодатель согласился.

    К чему мне делать это здесь? ;)

  • 27 августа 2009 в 16:19 • #
    Анна Адаменко

    тссс....
    вот и правильно что не говорите....коммерческая тайна начальника отдела персонала.

    это (?) Ваша Агрорус http://www.agrorus.com/cont.html
    или у компании Вашего Работодателя другой сайт?
    проясните пож. сайт. интересно посмотреть на компанию которая принимает на работу таких великих спецов, как Вы, которые мастера и поработать, и отдохнуть....с травинкой в зубах...

  • 27 августа 2009 в 16:22 • #
    Veronika D

    А зачем Вам, Анна? ;))

    Таких компаний и спецов хватает, поверьте..
    :)))

    И не смотрите так пристально в мой Профиль, Вы там не увидите ничего такого, что бы пролило свет на ситуацию))))))))

  • 27 августа 2009 в 16:35 • #
    Анна Адаменко

    Да я уже поняла... что у Вас времени свободного много...:)))

  • 27 августа 2009 в 16:38 • #
    Veronika D

    Мне хватает))

  • 27 августа 2009 в 16:46 • #
    Анна Адаменко

    :)))
    Вероника, честно скажу: очень хочется чтобы у Вас было много-много удачи, ну и т.д. чтоб реализовали все что планируете.
    уверена, что у Вас все ОК. ну... и так держать!

  • 27 августа 2009 в 16:52 • #
    Veronika D

    Спасибо, Анна!
    Вам тоже удачи и всего самого хорошего!

  • 27 августа 2009 в 10:39 • #
    Елена Шуткова

    Юлия, благодарю!
    Очень порадовало Ваше сообщение!!! Благодарю!

    Многие варианты, которые Вы написали, у меня в голове, но здесь не указала, тк и так много желчи от людей получаю за свои конфренции.

    Юлия! Согласна на 1000000% по поводу диаспор. Национальный аспект по этическим причинам не стала описывать на сайте, чтоб не вызывать агрессию некоторых! Не все же толерантны к другим национальностям)) и к мнениям других.))

    Трибализм, клановость, семейственность - черты российского бизнеса! Это было, есть и будет в России! Это информационная программа (или менталитет), которая в русских заложена Создателем! ... И в этом - наша сила!)))....

  • 27 августа 2009 в 12:06 • #
    Алексей Фисич

    Уважаемая Елена! Наше предприятие совмещает репетиторскую деятельность в сфере образования и экспертную деятельность в торгово-промышленной палате. Поэтому "пункт пятый" у нас на фирме несколько иной - ограничением уровня образования является уровень возможностей человека. Среди моих знакомых - руководителей семейных фирм уровень образования и самообразования прямо связан со "знаниеёмкостью" бизнеса.
    Как правило, чем дата основания бизнеса ближе к концу восьмидесятых годов прошлого века, тем ниже потребный уровень образования его руководителя.

  • 27 августа 2009 в 12:14 • #
    Елена Шуткова

    Алексей, добрый день! Согласна с Вами! Спасибо за Ваше сообщение!


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008