Слияние бизнеса двух конкурентов

Слияние бизнеса двух конкурентов

Коллеги, у меня вопрос — тема:
Кто нибуть сталкивался с темой слияния двух компаний конкурентов и, что нужно учесть в этом процессе. Вопрос задаю т.к. сейчас веду переговоры с одним из своих конкурентов, но пока только переговоры. Возникают различного рода опасения, осторожности и т.д. Подскажите, у кого есть опыт в этом, как повысить эффективность в этом.

594
Комментарии (21)
  • 30 апреля 2009 в 11:09 • #
    Наталья Гаврилина

    Евгений, вопрос актуален. Сама думаю над этим. переговоры не вела. Но условия должны быть четко прописаны. Слияние сейчас актуальный вопрос, когда бизнесу будет легче и реальный шанс более сильному партнеру усилить позиции. С моей т.зр. Слияние непременно в стратегии приведет к поглощению. Поэтому если вы сильней- то для вас это шанс стать Генералом.

  • 30 апреля 2009 в 11:24 • #
    Николай Степанов

    Такого опыта нет, на эту тему не думал.

  • 30 апреля 2009 в 11:35 • #
    Людмила Кольцова

    Пока ЛПР договариваются о "высших сферах" к процессу должны быть подключены с двух сторон специалисты(желательно ТОПЫ):
    1.Финансисты
    2.Юристы
    3.IT
    4.Маркетологи
    5.HR-ы
    Цель переговоров согласование позиций 2-х компаний в стратегии развития и выработка предложений о BPI (контрольных бизнес показателей ).
    Кстати 50% провалов на рынке M&A из-за не совпадения корп.культуры. Над этим надо работать отдельно. Проще руками стороннего ( но уважаемого двумя сторонами) специалиста. И главное вовлеченный персонал и не забывать о поддержке PR

  • 30 апреля 2009 в 12:57 • #
    Наталия Уразова

    Евгений, для начала несколько вопросов:
    1. цель слияния
    2. модели бизнеса обеих компаний
    3. основные выгоды обеих сторон
    4. причины, побудившие к слиянию (отличается от целей).
    Можно в личку, если конфиденциально

  • 30 апреля 2009 в 15:01 • #
    Alexis I Kobernyk Berezovsky

    I agree with Natalia. The very first action is to analize according to these points, but you must prepare a 2 sided list, as you will need for possible reactions and answers to cover.
    Depending on your type of business, market influence and level of coverage, all the deal could change dramatically.

  • 30 апреля 2009 в 14:12 • #
    Сергей Перимбаев

    Самое главное - вопрос денег: сколько, как, когда. Должен быть независимый человек, который (в идеале) знал бы обоих ЛДПР (лиц действ.прин.решения), который выступит арбитром и гарантом сделки. Как правило - это профессиональный брокер, но авторитетный (в хорошем смысле) порядочный человек тоже подойдет. И второе, предложение нужно делать так и такое, чтобы "клиент" не смог отказаться, т.е. чтобы у него не было выбора.

  • 30 апреля 2009 в 16:16 • #
    Сергей Глухота

    Евгений. Не запаривайтесь на счет того, что это конкурент. Это лучший из вариантов слияния. Разделите акции в соответствии со стоимостью компаний и все будет хорошо.

    Да, проблема с персоналом и стандартизацией бизнес процессов. Но это совсем другая проблема.

    Лучший из вариантов, когда вы наймете кого-то или сами разработаете процедуры и методологии для новой компании "с нуля". то есть чтобы все были в одинаковом положении.

  • 30 апреля 2009 в 17:53 • #
    IGOR V MOISEEV

    Если бизнес основан на производстве, то советую не "убивать" товарную марку конкурента. Потребители конкурента не перейдут автоматически к вам, а распределяться по товаропроизводителям и импортёрам.

  • 30 апреля 2009 в 18:08 • #
    Сергей Базанов

    Даже не вздумайте подключать топов на начальном этапе. Они будут бороться только за будущую позицию. При решении технических вопросов слияния - без них не обойтись, но мороки будет много.
    В целом процесс непростой, подводных камней много. Начинать в любом случае необходимо с определения рыночной стоимости обеих компаний. Без этого дальше не сдвинетесь.
    Если есть потребность в стороннем специалисте по данному вопросу, обращайтесь, - поможем. Опыт имеется.

  • 1 мая 2009 в 10:37 • #
    Вячеслав Бычков

    Евгений, здесь ты не получишь исчерпывающих ответов, прежде всего потму, что в твоем вопросе 0 информации.
    Задача комплексная, и многое зависит не только от рыночных ниш, но и от общности корпоративных ценностей, и от совместимости бизнес-процедур.
    Найми грамотного консультанта или делай все сам, исходя из своего профессионализма и деловой интуиции.

  • 1 мая 2009 в 12:05 • #
    Юрий Сырцов

    Надо обращать внимание на прозрачность и структурированность действий.
    Обязательно привлечение не только верхушки иерархии. Являюсь спецом привлекаемым при слияниях.
    Неоднократно проводил стратегические сессии (разработческие мастерские) с владельцами и ТОПами для разработки плана слияния.
    В одном громком банковском деле даже проводил сессию "Стратегия поведения (действий) HR в ситуации неопределённости". Там слияние растянулось на долго, и было много ошибок руководства.
    Далее обычные поддерживающие тренинги (управление проектами, страт планирование и страт менеджмент, управление изменениями, управление корпоративной культурой и т.п.), параллельно несколько совместных конференций, проектные группы по слиянию, всё параллелиться с хорошей PR компанией, как внутри, так и на ружу.
    Алгоритм простой.
    Самые главные проблемы - персонал. Из - за непрозрачности и тупости руководства.
    Без поддержки внешних консультантов ещё никогда никто не справился. Конечно и их участие не даёт 100% результата.

  • 1 мая 2009 в 13:53 • #
    Михаил Шипулин

    Уважаемый Евгений. На мой взгляд эта ситуация гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Вы "наверху" с конкурентом можете согласовать практически все стратегические моменты, что не согласуете - доделаете далее, по ходу. А вот переводить стратегию в тактику придется подчиненным структурам Вашим и Вашего конкурента, причем в СОВМЕСТНОЙ деятельности, т.е. конфликт разных деловых (и не только деловых) культур запланирован. Ничего в этом трагического нет, если это предвидеть и отрабатывать заранее и в процессе. К примеру, как будет после слияния распределена уже имеющееся клиентская база между менеджерами и как будет производиться поиск новых клиентов?
    Я думаю, что на самом деле опыт у Вас уже есть, потому что внутри любой организации существует конкуренция между подразделениями и при объединении или разъединении внутренних структур и это всегда проявляется. Например, часто встречается случай роста компании и руководителю подчиняются напрямую отдел сбыта и отдел поставок. С какого-то момента он выделяет коммерческое подразделение во главе с коммерческим директором и подчиняет ему отдел поставок, отдел продаж (уже не сбыта), отдел маркетинга (созданный), ПЭО и т.д. А это все внутренне конкурентные подразделения.
    В общем, понимание того, что новые стратегические цели ("взятие городов") будут брать не только "красноармейцы", но и "махновцы" могут побудить руководство обеих сторон заняться трудоемкой, но необходимой проблемой перевода своих целей на все нижележащие уровни.
    Успехов Вам. Будет трудно - заходите.

  • 3 мая 2009 в 14:06 • #
    Станислав Бояркин

    Евгений, вопрос действительно непростой. Но бизнес это игра и вы, к счастью определяете в ней правила. Поэтому, чтобы избежать неприятностей в будущем сделайте следующее:
    1. Определите со второй стороной цель компании после слияния. Если ваши цели изначально разные - не продолжайте дальнейших переговоров. Иначе дальше будет хуже, т.к. каждый будет тянуть одеяло на себя. Оформите данное соглашение письменно - это позволит подстраховаться на случай "забывчивости" будущего партнера.
    2. Определите пути достижения этой цели. Как и с помощью чего. Если этого не сделать, тоже будут проблемы. Например вы считаете, что работать надо без откатов, а вторая сторона считает, что вся работа должна быть построена на этом. В результате будет конфликт. Тоже оформить письменно.
    3. Определите основные правила слияния и последующей совместной работы. Это позволит избежать непоняток. Также письменно.
    4. Определите план работы на ближайшие 3-5 лет. Чего хотите достичь, сколько заработать, как развиться.
    5. Определите организующую структуру новой компании, чтобы было ясно кто за что отвечает, кто кем командует и каких результатов добивается. Естественно письменно.
    6. Согласуйте ближайшие проекты, которые будут осуществляться новой компанией.
    7. Провести собрания персонала в обоих компаниях, где будут озвучены ранее достигнутые договоренности, для того чтобы сотрудники не занимались "додумыванием" что да как.
    Затем будет самое сложное и веселое - притирка. Это уже отдельная песня. Для начала нужно выполнить вышеописанное. Это большая и трудоемкая работа, хотя зависит от размеров компаниий. И еще, важно на берегу договориться, кто и сколько вкладывает в новую компанию в виде денег или стоимости сливающихся компаний. И на последок повторю еще раз - ВСЕ СОГЛАШЕНИЯ ОФОРМЛЯТЬ ПИСЬМЕННО!!!!!! Успехов при любом раскладе.

  • 3 мая 2009 в 18:03 • #
    Олег Саввович Очеретнюк

    Согласен с большинством коллег, высказавшихся выше.

    При этом отмечу, на мой взгляд, чуть ли не самое важное:
    -Необходимо детально разработать способы, методику, процедуру выхода из бизнеса одного из партнеров, тоже самое для процедуры продажи в будущем бизнеса, тоже самое для процедур ликвидации бизнеса и прочих подобных возможных (и невозможных) случаев...
    -Разработать оперативный, тактический и стратегические планы развития, деятельности, включая возможные реинвестирования, привлечение внешний финансов

    Кроме того необходимо провести независимый аудит компаний-партнеров, а по достижению устных договоренностей всю остальную процедуру провести с помощью сторонней, независимой консалтинговой компании

    _______________
    ВНИМАНИЮ:
    КОМУ НУЖНО ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ (КРЕДИТЫ/ ИНВЕСТИЦИИ...)
    КОМУ НУЖЕН БИЗНЕС-ПЛАН / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕМОРАНДУМ / FEASIBILITY STUDY... :

    - Генерируем или корректируем вашу бизнес-идею
    - Составляем схему / варианты финансирования
    - Прогнозируем ваши шансы получить финансирование
    - Выпускаем на высоком профессиональном уровне бизнес-план и полный пакет прединвестиционной документации
    - Адаптируем к требованиям большинства финансистов
    - Дорого, на уровне средних международных цен
    - Не быстро, но соответственно и по согласованному графику
    - Гарантируем одобрение инвестором / финансистом
    - Доказываем жизнеспособность вашего проекта
    - Формируем вашу инвестиционную привлекательность

    - Презентуем и защищаем ваш проект на Совете Директоров компании инвестора (США)
    ... ... ...

    HTTP://FSB.COM.MD

    _______________________
    Приглашаю ВСЕХ в группу
    "Денежные вопросы: кредиты, инвестиции, лизинг"
    https://professionali.ru/GroupInfo/1586
    Группа для тех, кто ищет куда разместить финансы в виде кредитов, инвестиций...
    Группа для тех, кто ищет внешнее финансирование для своих проектов...
    Группа для тех, кто так или иначе связан с деньгами/финансами...
    Группа для тех, кто хочет поговорить о деньгах, об экономике и финансах в целом...
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Группа за непродолжительное время насчитывает около 700 профи и прогрессивно растет

  • 4 мая 2009 в 08:29 • #
    Альберт Сафин

    Да, ..., советов, хоть отбавляй. Добавлю свой, до кучи.
    Подумайте, как появилась у Вас эта мысль? Ответ сам придет.

  • 4 мая 2009 в 18:06 • #
    Евгений Кайдаш

    Коллеги, огромнейшее всем вам спасибо. Исходя из ваших советов и предложений, для себя первоочередную задачу понял. При возникновении не разрешимых вопросов обязательно выйду на связь с просьбой оказать непосредственное участие. Если есть у кого-нибудь понимание стоимости данных услуг, подскажите.
    Еще раз всех благодарю, не ожидал такой отзывчивости!

  • 6 мая 2009 в 00:28 • #
    Олег Саввович Очеретнюк

    Стоимость можно сформировать лишь после того, как Вы дадите как минимум Профиль компании (примерный образец найдете среди документов здесь: http://fsb.com.md/docs.html) и копию б/баланса за последние полный финансовый год и последний отчетный период...

  • 6 мая 2009 в 09:33 • #
    Альберт Сафин

    ок

  • 9 мая 2009 в 01:01 • #
    Ольга Новичкова

    Мы хотели в одном из проектов, но потом передумали, посчитав, что нам одним все же будет лучше. НО, у нас была специфика бизнеса - финансы.

  • 9 мая 2009 в 20:52 • #
    Игорь Блюм

    У нас это невозможно. И, наверное, это к лучшему.

  • 19 мая 2009 в 05:07 • #
    Олег Саввович Очеретнюк

    Евгений, прошло почти 3 недели... Какие подвижки?
    Думаю нам всем будет интересно следить за развитием событий...

    ---
    Инвестиционно-консалтинговые услуги: http://fsb.com.md

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?