Регресиионная ли техника гештальт-терапия?

Регресиионная ли техника гештальт-терапия?

Если местное сообщество еще живо, то хочу поделиться следующим соображением с теми у кого есть как клиентский опыт гештальт-терапии, так и с теми, кто непосредственно являются гештальт-терапевтами.

Скорее даже это вопрос основанный на личном опыте терапии. Когда говорю регрессионная имею в виду не регресс в прошлые жизни (как выдал мне яндекс на мой запрос), а продолжительное состояние, когда взрослый клиент сильно и надолго (месяцы) погружается и подзастревает в самоощущении себя любимого мелким — к примеру школьных лет, младших классов. Самоощущение даже по росту тела соответствующие, ну и по восприятию окружающего мира кнчн. Причем регресс не всегда осознается, только в самые недоходящие моменты, зато ощущение буд-то ты и не вырастал..

Что это — ошибка терапии (не назвала бы так если бы это состояние быстро заканчивалось в течение 1-2х сессий) или неизменный опыт каждого кого она коснется? Ваши соображения, личный опыт?

562
Комментарии (18)
  • 7 сентября 2011 в 01:01 • #
    Вячеслав Ильин

    Наталья, приветствую. С моей точки зрения гештальт - ни разу не провоцирует регрессию. Особенно при работе в здесь и сейчас. Разве что при увлечении гештальт-терапевта психоаналитическими исследованиями и психодраматическими экспериментами, наведением транса (то есть вариативными отходами от гештальт-парадигмы).

    Если состояние спровоцировано терапевтом - то скорее всего не его гештальт-работой, а его интерпретациями (которые к работе относятся в малой степени).
    Что ещё вероятнее - такое состояние это свойство конкретного клиента. Если клиент проваливается в сильный регресс - то вероятно есть сильная травма.

  • 7 сентября 2011 в 20:19 • #
    Натали Кей

    Здравствуй, Слава!
    По-моему нет противоречия в том, чтобы клиент здесь и сейчас ощутил себя ростом в два раза эдак ниже или стал ( к примеру) ощущать огромное желание тянуть все в рот (как во младенчестве). Вопрос в другом сколько это должно продолжаться..здесь и сейчас. И вообще КАК конкретно с такой ситуацией обойдется ГТ, когда клиент здесь и сейчас уже в таком вот состоянии.
    Меня заинтересовало вот это "Если состояние спровоцировано терапевтом - то скорее всего не его гештальт-работой, а его интерпретациями.." тоже очень бы не помешал конкретный пример, что имеешь в виду.

  • 7 сентября 2011 в 23:38 • #
    Вячеслав Ильин

    Наташа, трудно ответить на вопрос "сколько это должно продолжаться", поскольку долженствование тут ни при чём.
    И контекст тоже очень важен - а его ты не описала.

    Строго говоря, "регрессия" - это тоже интерпретация. И не обязательно начинать анализировать в психоаналитическом ключе. "У Вас регрессия" - это уже провокация регрессии :)

    Вариант первый - Разделение состояний. Дать клиенту поиграть в ребёнка в рамках эксперимента, но останавливать эту игру вне эксперимента.

    Останавливать "игру разума" и возвращать к реальности - другой вариант (а ты замечаешь, какого ты роста в действительности?)

    Что в наших отношениях способствует твоему состоянию? Как это относится ко мне? - третий вариант. Вполне возможно, что устойчивая "регрессия" клиента - это манипулятивная реакция на терапевта или его поведение.

  • 8 сентября 2011 в 12:56 • #
    Натали Кей

    Я не про долженствование, Слав, скорее, а про практику работы, например, твоей личной. Как часто ты сталкивашься и сколько продолжается у твоих или тебя. Но может я слишком многого требую)
    А регрессия это просто наименование происходящего и я описала конкретику этого феномена. Думаю все же не ГТ ни другая терапия не обходится без него, просто оттого что у нашего клиента (чаще всего так оказывается) больше энергии в прошлом, оттого он идет к нам за наполненностью и целостностью своей личности в настоящем)
    Действительно соглашусь, что для безопасности самого же клиента эксперимент с детством лучше оставлять только в стенах кабинета.

  • 9 сентября 2011 в 00:29 • #
    Вячеслав Ильин

    Наташа, я за всю практику работы не встречал клиента, тотально регрессирующего во время встречи. "Невзрослое поведение" встречается часто, отдельные манипуляции, но обычно это всё локальные и кратковременные явления.
    Николай ниже хорошо пишет на эту тему, не вижу пользы повторяться.

  • 9 сентября 2011 в 13:28 • #
    Натали Кей

    Значит локальные и кратковременные. Ок

  • 7 сентября 2011 в 15:31 • #
    Николай Горшков

    Натали, прочел ответ Вячеслава, и тоже несколько удивился самому вопросу. Самый сок гештальта находится в "здесь и теперь" - уходить от этой непростой задачи в регресс или в проецирование будущего - значит компилировать гештальт с другими подходами. Возможно в этом есть некое рациональное зерно, но оно требует очень внимательного изучения.
    Ошибкой тоже не готов это называть - если такие эффекты являются не осознаваемыми терапевтом и возникают спонтанно - тогда надо искать какие-то проекционные процессы у самого терапевта. Впрочем, не отрицаю и особенности самого клиента, как пишет Ильин - но в этом случае все равно механизмы регрессии должны быть в руках терапевта - и иметь некую цель, исходящую из подходящей гипотезы.
    Думаю, регрессия максимально близка, если речь идет о массивных интроекциях - здесь сложно обойтись без экскурсий в прошлые отношения - но они не могут быть самоцелью терапии, а всего лишь способом осознания интроективной природы сегодняшних убеждений.

  • 7 сентября 2011 в 20:09 • #
    Натали Кей

    Николай, скажите: а у вас есть личный опыт гештальт-терапии или вы сами сертифицированный г-терапевт? Хочу уточнить на основе какого опыта строите свое изложение. Буду благодарна за ответ)
    Кроме того мне интересна конкретная иллюстрация, пример к вот этой фразе "регрессия максимально близка, если речь идет о массивных интроекциях.." у вас есть?

  • 8 сентября 2011 в 12:10 • #
    Николай Горшков

    Я и подвергаюсь и подвергаю г-терапии, как это и принято в г-терапии)), поэтому суждения получены опытным путем.
    Пример по Вашему вопросу, Натали.
    Начал писать пространно, но понял, что получается целая "история болезни")), поэтому кратко: девушка страдает от наплывов "хульных" мыслей в отношении своего парня. Парень - первый и единственный в ее жизни. Ее намерения - связать с ним свою жизнь до конца. Вроде все складно, но: она не может ни отвязаться от навязчивых мыслей, не может не озвучивать их своему же парню, на что он дает демонстративные реакции, пугая девицу сердечными приступами, точно так же не может даже допустить мысли о даже смутной возможности разрыва отношений с ним. Разбираясь с фоном, мы выяснили, что подобные мысли впервые приходили к ней в отношении своей матери, которая в свою очередь очень рано вышла замуж за парня, который быстро спился и уселся на шею жены и постоянно высказывала убеждения своим дочерям - "если уж вышла замуж, то это навсегда, если есть семья, то в семье всегда должен быть муж, если есть дети, то всегда должен быть отец, какой бы он ни был."
    По-моему, у девочки проснулись вместе с сексуальностью - мощные материнские интроекты, которые входят в грубое противоречие с ее собственной натурой.
    Эта ситуация привела к необходимости мысленно "привлечь" к работе мать, отца, сестру - причем не в их нынешнем статусе, а в тех отношениях, которые были, когда закладывались основы этих интроектов. Волей-неволей в ходе таких разговоров клиентка испытывала чувства, которые были свойственны ей в те годы - то есть была в состоянии регрессии - как я ее понимаю.
    Но это состояние я ограничивал ровно одним сеансом, возвращая каждый раз перед завершением - к актуальному нынешнему состоянию и нынешнему контексту.
    Надеюсь, я удовлетворил Ваш интерес.

  • 8 сентября 2011 в 12:36 • #
    Натали Кей

    Да, конечно. Спасибо. Мои предположения по поводу краткосрочности возникновения подобных состояний,а главное возврат к нынешнему состоянию в течении одной сессии, как возможный вариант развития гештальт-событий. Таким образом всплывающие здесь и сейчас регрессивные чувства прошлого как основа для жизни в настоящем. В этом что-то есть. Думаю это наиболее необходимая связка, если все же регресс происходит. А он - происходит, если всплывают интроекты прошлого, а всплытию интроектов способствует гештальт-терапия ( мы же с ними как раз работаем) для их проработки, чтобы Слава не говорил (мол гештальт не способствует, не провоцирует..). Вот теперь все встает на свои места.

  • 8 сентября 2011 в 12:53 • #
    Николай Горшков

    Регресс не является самоценным инструментом в г-терапии - он всплывает как феномен, с которым надо иметь дело, но это не значит, что есть нужда его злонамеренно вызывать и использовать)) Если это происходит - всплытие, то игнорировать, безусловно этот факт нельзя!
    Интроект - тоже не обязательный элемент защитной системы клиента, они могут быть и весьма вялыми или наоборот - адаптивными!
    Чувства прошлого как ресурс - это утверждение из парадигмы НЛП, все верно, но в их ключе))
    Г. провоцирует проявление защит - среди которых может быть и интроект, и регрессия как форма защиты, и многие другие, но их список не обязателен в полном виде у каждого клиента.
    Но вообще-то у меня продолжают оставаться мысли о том, что происхождение даже свежих, сегодняшних проблем - они в прошлом, в более или менее далеком. Это тоже не совсем г.-терапия.

  • 8 сентября 2011 в 20:10 • #
    Натали Кей

    Да, действительно не самоценный вариант развития терапевтических событий, но феномен, требующий внимания. Осмелюсь предположить, что это феномен, который сопровождает большинство ГТ работ, но по длительности присутствия вариативен и кнчн сама длительность зависит от способов обращения с ним Г.Терапевта. Причем Г.терапевта в большей мере (больше ответственности), поскольку клиент здесь думаю почти не способен (только с подачи терапевта) обнаруживать свои способы обращения с этим феноменом себе на пользу.

  • 8 сентября 2011 в 12:20 • #
    Николай Горшков

    Еще другой пример - на основе личной терапии.
    Временами начинаешь в ответ на какие-то интервенции терапевта чувствовать себя необычно - иногда эти чувства напоминают детские - какая-то глупая обиженность, желание всплакнуть - но этот феномен оказывается спонтанным, а не злонамеренно вызванным терапевтом. Дело терапевта (иногда это удавалось со мной) - схватить этот момент и акцентировать внимание на возникших чувствах, дать им волю и проследить за их направлением. По сути - акцент на "детских" чувствах и является провокацией состояния регрессии - тогда уже есть возможность обнаружить те проекции на терапевта, которые вызвали внезапно эти чувства.

  • 8 сентября 2011 в 12:47 • #
    Натали Кей

    Вот и это, то что вы описываете оочень узнаваемо, Николай. Я присоединяюсь к тому, что если терапевт намеренно делает акцент на "детских переживаниях, то дальше важно проследить их как вы пишете направленность ( и это провокация состояния регрессии, но с целью прогресса=)) и опять таки вернуться под конец сессии ( к примеру) в то, как все это способно развернуться в жизни клиента настоящей..
    Просто у меня был достаточно длительный опыт (десятки сессий). Когда ГТ только разворачивал переживания без какой либо привязки ко времени. Я завершила работу с этим ГТ. И Только теперь спустя время (1.5 года) я понимаю, что мое истеричное проживание переживаний (выматывающее тогда сильно и не полезно) имело под собою как раз оочень детскую мою часть. Но все, что я тогда ощущала - охваченность кучей чувств состояние потерянности и дезориентации в пространстве и времени (которые даже не до конца осознавала) + моего заинтересованного терапевта прочно засевшего вместе со мною в этой охваченности. И никаго роста, только погружение, а главное полное ощущение беспомощности. Отсутствие столько полезного и уравновешивающего состояния стороннего наблюдателя. Интересно все это. Спасибо!

  • 9 сентября 2011 в 20:43 • #
    Нина Рубштейн

    я полагаю, что клиент не регрессирует, а, благодаря гештальт-терапии, наконец осознает, как он на самом деле не вырос, и как он на самом деле себя чувствует и ведет. только и всего. и без этого осознавания начало роста невозможно.
    терапия - это узнавание о себе того, что другие о тебе итак знают.

  • 10 сентября 2011 в 09:26 • #
    Натали Кей

    Конкретный пример?

  • 15 сентября 2011 в 20:15 • #
    Нина Рубштейн

    чей конкретный пример? какого-то клиента? не имею права, конфиденциальность. мой клиентский опыт - вот пример. у меня в жж много пояснений и примеров.

  • 10 сентября 2011 в 09:44 • #
    Натали Кей

    Ну, да! Это - немного другая формулировка одного, в принципе, и того же феномена, действительно больше в духе гештальта. И сформулировав таким образом уже можно говорить, что мы как ГТ для этого используем. А это и вполне конкретный прием обратной связи по наблюдениям происходящего, возвращая клиенту логическую цепочку того КАК он себя в это состояние погружает или наоборот, ЧТО он для этого делает и дальше возможно разворачивать для ЧЕГО и пр. и пр
    Вопрос правда встал еще немного иначе - провоцирует ли ГТ эти самые состояния? Хотя если мы даже говорим об обратной связи, то и она может спровоцировать осознание клиентом его "не взрослости" и, к примеру, погрузить его больше в это самое не взрослое состояние


Выберите из списка
2012
2012
2011
2010