Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Белый дом заглянет в карманы господрядчиков // через единую...

Белый дом заглянет в карманы господрядчиков // через единую информационную систему

Для контроля над расходованием бюджетных средств при госзакупках Белый дом разрабатывает единую информационную систему, учитывающую движение средств от победителя тендера до подрядчиков всех уровней. В тестовом режиме Минфин уже тестирует ее модель с тремя госбанками — ВТБ, Сбербанком и Газпромбанком. Работу осложняет для банков необходимость раскрывать данные о клиентах, а для победителей конкурсов — отражать реальные расходы по госконтрактам.

Об идее создания единой информационной платежной системы для мониторинга расчетов по госзакупкам и контрактам «Ъ» рассказал источник в Минэкономики. По его словам, министерство совместно с другими ведомствами, включая Счетную палату, сейчас проводит предварительные консультации по этому вопросу и готовит свое заключение. По замыслу выигравшая тендер компания будет показывать количество средств на своем счете, предусмотренных в рамках контракта; если компании необходим подрядчик или субподрядчик, данные о них и расчетах между ними также заводятся в систему. «По плану система должна отразить движение средств от первоначального плательщика — государства до всех уровней подряда»,- отмечает собеседник «Ъ». Однако «пока не слишком понятно, каким образом ввести в систему банки и заставить их раскрывать конфиденциальную информацию о движении средств на счетах своих клиентов», сетует он.

Создание системы осуществляется в рамках реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов и создания единой интегрированной информационной системы управления госфинансами, уточнил представитель Счетной палаты. В Минфине «Ъ» также подтвердили, что ведомство совместно с федеральным казначейством работают над ее практической реализацией. «Это направление, как и всю систему повышения эффективности бюджетных расходов, курирует замминистра Татьяна Нестеренко»,- рассказал собеседник «Ъ» в пресс-службе Минфина, добавив, что «технические детали находятся в ведении главы департамента бюджетной политики Алексея Лаврова и главы Федерального казначейства Романа Артюхина». В настоящее время модель системы уже работает в пилотном режиме, и в эксперименте участвуют три госбанка, это Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ (в пресс-службе ВТБ «Ъ» подтвердили, что «банк задействован в данном проекте, однако пока рано делать какие-либо выводы»). «Применительно к госзакупкам сейчас система учитывает расчеты между заказчиком и исполнителем лота, которые отслеживаются по данным банков»,- пояснил сотрудник пресс-службы Минфина. Срок модельного эксперимента пока не ограничен, он будет проходить «до получения предварительных результатов», в зависимости от которых будет приниматься решение о дальнейшем развитии системы. Возможность же включения в мониторинг взаиморасчетов по госзакупкам всей цепочки исполнителей (подрядчиков и субподрядчиков) «пока не предполагается, но техническая возможность такого включения действительно рассматривается, хотя ее сложно реализовать из-за необходимости использования информации о большом числе взаиморасчетов контрагентов».

На текущий момент централизованно отследить движение средств и понять эффективность их расходования при госзакупках практически невозможно. Часто гостендеры выигрывают подведомственные ФГУПы, которые в большинстве случае передают контракты подрядчикам. «Идея системы обсуждалась уже давно, но пока не слишком ясно, кто и как ее может исполнить»,- говорит и представитель Минэкономики. Он напоминает, что государство уже делало попытки мониторинга таких цепочек, например создало скандально известную единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) для алкогольного рынка. Впервые она была запущена 1 июля 2006 года, что немедленно привело к коллапсу рынка и дефициту алкогольной продукции. Подключить к системе все звенья цепи, от производителя спирта до розничных точек, у правительства не получается до сих пор.

Ирина Парфентьева, Олег Сапожков

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=86ae6291-1ea5-4f1a-a2dc-d36041acbf65&docsid=1580860

209
Комментарии (5)
  • 8 февраля 2011 в 15:07 • #
    Дмитрий Пархоменко

    Как вариант - законодотельно обособить в Гражданском Кодексе госзакупки от предпринимательской деятельности.. Тогда у банков появятся основания по предоставлению информации по участникам госзаказов и вся система станет прозрачной.

  • 9 февраля 2011 в 13:43 • #
    Александр Титов

    "...государство уже делало попытки мониторинга таких цепочек, например создало скандально известную единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) для алкогольного рынка. Впервые она была запущена 1 июля 2006 года, что немедленно привело к коллапсу рынка и дефициту алкогольной продукции. Подключить к системе все звенья цепи, от производителя спирта до розничных точек, у правительства не получается до сих пор."

    Просто тогда еще боялись сажать "своих". Скорее бы все мониторить начали, а то из-за коррупции, Россия не развивается. Сколько раз сталкивался, когда был отказ от ультрасовременного оборудования, только из-за того что там нечего было отпилить, в итоге ставится старье НА НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ.

  • 9 февраля 2011 в 16:52 • #
    Борис Письменный

    "Скорее бы все мониторить начали, а то из-за коррупции, Россия не развивается."
    Точнее, развивается, но не вперёд, а назад. Кто же будет мониторить все цепочки платежей, а потом решать, оправданы они или нет? На такую работу всего населения страны не хватит, ведь здесь не просто перепродажа алкоголя, как с ЕГАИС.
    Бороться с коррупцией только методами контроля - все равно, что лечить пневмонию только аспирином. Мне кажется, главная причина коррупции - разрыв между интересами государства и интересами конкретных людей. Поэтому на государство всем его работникам, в общем, наплевать. А самые большие начальники (которые тоже госслужащие) показывают убедительные примеры.
    Все это напоминает, увы, Советский Союз. Тогда были и Госснаб, который всё всем обеспечивал, и Госкомцен, утверждавший "обоснованные" цены на каждую спичку. Чем вся эта лепота закончилась, помните?
    Вот такие у нас перспективы.

  • 11 февраля 2011 в 16:22 • #
    Александр Титов

    На мой взгляд необходимо создавать как минимум 2 независимые или даже конкурирующие контролирующие структуры.

  • 11 февраля 2011 в 18:31 • #
    Дмитрий Пархоменко

    Мониторинг предпринимателя в настоящее время - область доступная исключительно следственным органам. Вы можете развернуть хоть десяток систем, только доступ к коммерческой информации все равно будет закрытым для общественности.
    Вот если госзакупку законодательно обособить от предпринимательской деятельности, лишить конституционной (и по низходящей...)неприкосновенности участников экономических отношений в госзакупке, определить норму прибыли. Тогда счетная палата будет свободно публиковать в каком нибудь "вестнике госзакупа" итоги закупок, все цепочки, прибыль каждого участника.


Выберите из списка
2020
2020
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008