Top.Mail.Ru
Экономия на пороге ФАС хочет ужесточить закон «О госзакупках»

Экономия на пороге ФАС хочет ужесточить закон «О госзакупках»

ТЕКСТ: ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВА, РУСТЕМ ФАЛЯХОВ
ФОТО: ИТАР-ТАСС
ФАС намерена сделать закупки для государственных нужд более прозрачными. Госструктуры обяжут обосновывать стоимость закупок уже при цене контракта выше 10 млн рублей вместо нынешних 50 млн. Кроме того, исполнители заказа будут обязаны подтвердить свою финансовую состоятельность. Инициатива правильная, соглашаются эксперты, но оптимизировать исполнение госзаказов вряд ли получится.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступает с новыми инициативами по госзаказу. Ведомство планирует ввести обязательное финансовое обеспечение госзаказа с ценой контракта выше 10 млн руб., сообщает пресс-служба ФАС со ссылкой на начальника управления контроля за размещением госзаказа Михаила Евраева. Сейчас обеспечение обязательно только при цене контракта свыше 50 млн руб. Согласно закону «О госконтрактах», финансовое обеспечение в виде средств, зарезервированных на депозите, предоставляет исполнитель (поставщик) товаров или услуг. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Как выяснила «Газета.Ru», размер контракта в 10 млн руб. был согласован в рабочем порядке с Минэкономразвития. Было установлено, что у контрактов, превышающих эту сумму, как правило, увеличивается риск неисполнения госзаказа.

«Предложение о понижении цены контракта, требующего финансового обеспечения, до 10 млн рублей направлено на увеличение гарантий надлежащего исполнения контракта и экономию бюджетных средств. 10 млн — это уже приличная сумма, в ряде случаев для реализации такого контракта возникает необходимость в посредниках, поэтому риск неисполнения контракта повышается», — пояснила «Газете.Ru» заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Татьяна Демидова. По ее словам, неисполнение контракта при отсутствии финансового обеспечения может повлечь потерю бюджетных средств, в то время как применение указанного способа защиты позволяет этого не допустить.

«Финансовое обеспечение помогает отбирать добросовестных предпринимателей для исполнения контракта и снижает риски разворовывания бюджетных средств», — согласен эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Петр Клюев.

Правда, сейчас

размер контракта на закупку имущества для госнужд фактически остается на совести самого госзаказчика. ФАС имеет полномочия контролировать лишь прозрачность процесса госзакупок, следит за тем, чтобы в ходе торгов не ущемлялись права конкурентов. Но предъявить госстуктурам претензию по поводу завышенной цены ФАС не вправе. Это прерогатива Счетной палаты и Генпрокуратуры. Но проверить обоснованность бюджетных расходов они смогут лишь после того, как торги состоялись, либо и вовсе по итогам календарного года.
Другая инициатива антимонопольной службы — поправки в законодательство, связанные с формированием начальной цены контракта. «Заказчик должен будет обосновать начальную цену контракта, объяснить, откуда он ее взял, почему он считает, что работа или услуга стоит именно столько», — объясняет Евраев.

Однако действенность инициатив ФАС вызывает у экспертов сомнение.

«Если бы конкурс на исполнение госзаказа проводился действительно честно и прозрачно, то никакого обоснования стоимости контракта не понадобилось бы. Цена контракта снизилась бы по итогам торгов. Последняя цена торгов и была бы рыночной. Но поскольку процесс госзакупок сейчас далек от совершенства, то завышение цены вдвое — обычное дело»,
— считает руководитель департамента госконсалтинга ООО «Бизнес решения» Алексей Калинин. Экономия бюджетных средств будет, но вряд ли она будет значительной: обосновать при желании стоимость госзакупок можно всегда, соглашается директор центра экономических исследований «BDO в России» Елена Матросова.Чтобы сбить цену контракта, необходимо еще больше формализовать процедуру госзакупок. «К конкурсной заявке должны быть приложены для изучения всеми желающими все необходимые расчеты по обоснованности цены. Обосновать цену можно несколькими способами — например, назвать цену аналогичного товара, которая фигурировала на торгах ранее, или вывести среднерыночную цену путем опроса нескольких поставщиков. Стоимость услуг достаточно точно рассчитывается, например, по нормочасам», — предлагает Калинин.

Экономию бюджетных средств дают лишь прозрачные и открытые процедуры проведения конкурсов и аукционов, солидарны эксперты. «А сейчас ситуация такова, что в большинстве случаев результаты и победители «конкурсов» известны заранее. Нужен постоянный мониторинг госзакупок, внедрение электронных процедур и разработка таких механизмов, при которых можно было бы устанавливать факты сговора», — говорит Клюев.

Впрочем, некоторые подвижки в этом направлении имеются. «Мы планируем упростить процедуру регистрации на электронных площадках: в будущем заказчик и предприниматель должны будут проходить аккредитацию только один раз для работы на всех 5 площадках», — сообщил Евраев. Он подчеркнул, что сейчас растет количество предпринимателей, участвующих в торгах. А увеличение конкуренции между предпринимателями за госзаказ повлечет за собой увеличение экономии бюджетных средств.

С 1 июля все федеральные заказчики обязаны размещать заказы в форме электронных аукционов на отобранных площадках. По состоянию на 15 сентября, прошло более 50 тыс. электронных аукционов, на площадках зарегистрировались более 30 тыс. предпринимателей. Общая сумма контрактов составила 255 млрд руб., средняя экономия — около 10%, или более 26 млрд руб., докладывает ФАС.

http://www.gazeta.ru/financial/2010/09/15/3419851.shtml

283
Комментарии (8)
  • 16 сентября 2010 в 22:45 • #
    Денис Аксенов

    Ну не будет откатов в идеале? И что? Вырастет качество? С нашей стабильностью, и с тем как платит государство по своим обязательствам, для него (государства) ничего в плане качества не измениться. А вот то что малый бизнес (Который в дискуссиях так активно поддерживают) опять получит в печень.

  • 18 сентября 2010 в 07:04 • #
    Елена Цыганова

    Чтобы не придумали, а качество везде страдает !

  • 20 сентября 2010 в 02:34 • #
    Валерий Чурилин

    Интересное и актуальное желание ФАС. Как всегда есть "минусы", но больше "плюсов" в этом предложении.

    Из аспектов, влияющих на создание конкурентной среды при отборе претендентов, можно назвать необходимость обязательного обеспечение исполнения контрактов от 10 млн. руб. Для этого потребуется участникам размещения заказа отдавать деньги из "оборотки", которых почти всегда не хватает у предприятий. Или заботиться о наличии ликвидного обеспечения для получения кредитов (банковских гарантий). Поэтому явно снизится количество претендентов на борьбу за госконтракты, которые требуют и обеспечения подаваемых заявок на электронный аукцион (до 5-ти % от величины контракта) и обеспечения его исполнения (до 30% от макс. величины контракта). Я говорю здесь о малом бизнесе. Им явно не будет места в таких аукционах.

    С другой стороны, такое предложение ФАС подчинено решению проблем, о которых твердят и заказчики и сам регулятор - управляемость и прозрачность процессов выбора победителя, беспроблемность организации и проведения аукционных процедур и увеличение гарантий исполнения госконтрактов со стороны победителя.
    На обучающих семинарах, которые я провожу для участников аукционов (заказчики и участники размещения заказов) на площадке "Сбербанка-АСТ" www.erc-spb.ru, часто поднимаются именно эти вопросы. Особенно активны представители строительного бизнеса, точнее их СРО. Эти общественные объединения берут на себя функции проверки дееспособности претендентов, выдачу проверенным кандидатам доп.гарантий для банковского кредитования, стремятся войти в аукционные комиссии заказчиков для контроля правильности при рассмотрении 1-й или 2-й части протокола электронного аукциона. Надо сказать, что ФАС поддерживает их в этом стремлении.

    Кроме того, потенциальных участников аукционов отпугивает неинтересная начальная цена госконтракта. Поэтому требование регулятора к заказчикам обосновать стартовую стоимость аукциона, заставит их пристальней изучать рынок, его действующие ценовые тенденции, стоимость нормочасов и пр. и, таким образом, позволит оживить у поставщиков интерес к новым формам организации распределения госконтрактов - электронным аукционам

    Т.к. в текущем моменте 94-ФЗ не может это обеспечить, то нас ждет дальнейшее изменение законодательства...Не так ли, уважаемые Профессионалы?

  • 5 октября 2010 в 04:18 • #
    Виктор Лавренцов

    Малому бизнесу, если он действительно малый, сумма в 10 млн. слишком велика для переваривания. Большинство работ в строительстве заказчик не авансирует. Да и получение допуска СРО для малого предприятия тоже роскошь. Для них есть масса аукционов на меньшие суммы 1-5 млн. рублей (отделочные работы, внутренняя электрика и др.). А затратным производством тех же строительных работ, реконструкцией или капитальным ремонтом должны заниматься только специализированные крупные компании. Одним законом о госзакупках ничего в отношении малого бизнеса не решить. Нужно как в Японии: выигрывает госзаказ только та крупная компания, которая в заявке обязуется привлечь максимальное количество малых субподрядчиков. У них обязательное условие, чтобы в учредителях, руководителях не числились лица, имеющие контакты с крупным предприятием. Это один из видов государственной поддержки малых предприятий через госзаказ.

  • 15 октября 2010 в 07:24 • #
    Андрей Тарубаров

    Ага - крупным заказом должен заниматься крупный посредник, еще и специализированный - это как с банками....

  • 18 октября 2010 в 04:06 • #
    Виктор Лавренцов

    В отличие от России в Японии аукционов на госзаказы нет. Там конкурсы, подразумевающие квалификационные требования. Поэтому у них все развивается. А крупный посредник нужен для целевой передачи бюджетных средств малым предприятиям, для контроля выполнения предприятиями работ, для возможности нести реальную ответственность перед бюджетом за неисполнение заказа. И потом, в Японии одиночное малое предприятие редкость. Все объединены в кооперативы по отраслевому признаку, по полной технологической цепочке и даже по улицам и кварталам. В одиночку никто ничего не делает.

  • 18 октября 2010 в 15:17 • #
    Андрей Тарубаров

    Для того, что бы жить как в Японии - необходимо японцев пересилить сюда.... Клановость общества у нас своя присутсвует и довольно развитая... Предложение о посредничестве - "волшебно честном рапределительстве" - еще одна попытка строительства пирамид - всем горе строителям этих пирамид прямая дорога в Египет - для разгадки тайн целесообразности. Единственное, с чем невозможно не согласиться - это отсутсвие торгов - взамен - организация конкурсов на предмет проф пригодности. НО!!! - смысл развития зарубежных стран не в схеме организации. Схема сама по себе не работает - работают люди со своим менталитетом..... Вспоминается рассказ Задорнова - когда англичане уходили из своих колоний в Африке - негры радовались оставленным заводам и предприятиям и в открытую говорили англичанам как они чудненько заживут без них... На что англичане сказали, что жизнь аборигенов только ухудшится - ответ на вопрос "почему" - был очень прост: "Вы же негры..."
    С уважением Андрей.

  • 20 сентября 2010 в 08:53 • #
    Василиса Литовкина

    Я с вами согласна, что светлое будущее у нас, как всегда впереди :):):) И России до него идти и идти :) Ну по крайней мере это интересно!


Выберите из списка
2020
2020
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008