Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Госабсурд растет из госзакупок

Госабсурд растет из госзакупок

Чиновники находят самые бессмысленные способы освоения бюджетных денег
2011-03-10 / Анастасия Башкатова
Система откатов превращает государственную машину в генератор абсурдных инициатив. Чиновники готовы тратить миллиарды бюджетных рублей на бессмысленные и даже вредные проекты — лишь бы была возможность получать откаты и «правильно осваивать» казенные средства. Последний пример бессмысленной растраты бюджетных средств — установка дорогостоящих турникетов в столичном общественном транспорте. Московские власти признали на прошлой неделе, что турникеты нанесли вред городскому бюджету и транспортным организациям. Эксперты «НГ» называют еще десятки столь же сомнительных госпроектов, которые щедро финансируются из бюджета.
В следующем году столичный транспорт освободится от неудобных и экономически бессмысленных турникетов. Московские власти на прошлой неделе признали абсолютную бессмысленность дорогостоящей кампании по установке валидаторов (турникетов) в автобусах, трамваях и троллейбусах. «Мы с введением турникетов потеряли 30% пассажиров. Если раньше на посадку-высадку пассажиров уходило 30–40 секунд, то с турникетами счет идет на минуты»,— так объяснил отмену турникетов заместитель столичного мэра по вопросам транспорта Николай Лямов. Он добавил, что сейчас специалисты работают над созданием альтернативного устройства контроля, которое наносило бы меньший ущерб пассажирам и транспортным потокам.
Печальная история московских турникетов — лишь один пример из длинного списка экономически абсурдных инициатив местных и федеральных властей. Чиновники разных уровней готовы тратить бюджетные деньги на сомнительные проекты, единственным оправданием для которых является возможность получать откаты и «правильно осваивать» казенные средства.
Неудачная попытка внедрения энергосберегающих ламп, печально известная система контроля торговли алкоголем (ЕГАИС), сомнительная социальная реклама или постоянное изменение форм бухгалтерской отчетности, которая обходится экономике в миллионы человеко-часов рабочего времени,— все это примеры государственного экономического абсурда, который расцветает на благодатной почве откатов.
Экономисты находят примеры спорных с экономической точки зрения инициатив не только на местном, но и на федеральном уровне. Так, много вопросов вызывает навязывание потребителям дорогостоящих энергосберегающих ламп. Да и заметного эффекта от госпрограммы энергосбережения, которая финансируется из бюджета, пока не наблюдается. В 2010 году ВВП РФ вырос, по данным Росстата, на 4%, а потребление электроэнергии — примерно на 4,5%, бензина — на 4,3% (за девять месяцев), да и потребление газа в стране выросло больше, чем на те же самые 4%, рассуждает директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. Возможно, бюджетная поддержка энергосбережения когда-то окупится, но пока никакого снижения энергоемкости экономики не видно.
К примерам глобального государственного абсурда эксперты относят и налоговые реформы последнего десятилетия. В 2001 году все взносы во внебюджетные фонды заменили на единый социальный налог, но с 2010 года чиновники вернулись к прежнему порядку. «Оба раза менялись программы, бланки, реорганизовывались подразделения соответствующих учреждений»,— замечает ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. Теперь то же самое случится, по словам эксперта, и в связи с переименованием милиции в полицию. «Среди необоснованных расходов стоит выделить всю неэффективную структуру госуправления, наличие откровенно избыточных государственных функций, вызванных излишней степенью бюрократизации»,— добавляет руководитель юридического департамента компании Penny Lane Realty Сергей Поправка.
Некоторые госпроекты не так уж плохи по своей первоначальной идее, но их реализация часто приводит к негативным результатам. Обещания улучшить жизнь граждан за счет внедряемых новаций — это на самом деле лишь красивый повод для «правильного» выделения бюджетных денег, предполагают эксперты. Ответственности же за неэффективную растрату средств сами чиновники обычно не несут. «Система госуправления в России так скроена, что чиновник при наличии минимальной сообразительности и осторожности материальной ответственности сегодня ни за что не несет. Поэтому ему в принципе все равно, какие результаты покажет профинансированный проект»,— рассуждает соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. В список бессмысленных новаций он включает столичную монорельсовую дорогу, вместо которой можно было построить несколько станций метрополитена, а также установку на дорогах камер видеонаблюдения, которые часто оказываются обычными муляжами.
Характерная особенность абсурдных госпроектов состоит в том, что неэффективные расходы обычно сопряжены с закупками оборудования или программного обеспечения. «Из-за неэффективности госзакупок и чрезмерности расходов нам них государство повышает налоги на бизнес и население»,— уточняет Ширяев. Поэтому самым правдоподобным объяснением такой ситуации, когда власть разворачивает дорогостоящую кампанию по внедрению новаций, а потом — по их ликвидации, является стремление чиновников освоить бюджетные средства.
К вопиющим примерам экономического абсурда эксперты относят и социальную рекламу на улицах городов. «Работа дизайнеров, рекламное место и сопутствующие откаты оплачиваются из кармана самих налогоплательщиков, причем без их ведома»,— отмечает гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. Судьбу бессмысленных турникетов в скором времени могут повторить и рамки металлодетекторов, предполагает Дмитрий Ширяев. «Установка рамок на объектах транспорта сначала приведет к дезорганизации, как и в случае с турникетами, а потом — к постепенному прекращению их использования»,— считает он.
http://www.ng.ru/economics/2011-03-10/4_goszakupki.html

375
Комментарии (6)
  • 15 марта 2011 в 19:57 • #
    Олег Лопушенко

    посмотрите на протокол подведения итогов эл. аукциона и посмейтесь (или наоборот...) :
    http://etp.roseltorg.ru/trade/view/?id=0368100000611000027

  • 15 марта 2011 в 22:01 • #
    Константин Казанцев

    ФАСС по ним плачет...

  • 16 марта 2011 в 03:33 • #
    Дмитрй Медведев

    Ну хорошо, поняли где собака порылась. Вопрос, однако, остался не решённым. Предложите такую систему, которая не позволит воровать. Вот это действительно интересно.

  • 16 марта 2011 в 11:53 • #
    Александр В .

    Про турникеты ,--когда поднималась тема,
    уже тогда было сказано ,что это бред и не удобства пассажиров,
    потеря времени и денег,
    что те кто предложил это никогда не ездил на автобусе.

  • 19 марта 2011 в 23:38 • #
    Гореин Николай

    А что в столице в каждом автобусе, троллейбусе, трамвае уже турникеты установили?! Как выглядят, как в Метро?
    Тогда это сделано с благими намерениями... Чтобы примерно от 30 до 50% пассажиров ходили бы пешком, для здоровья, лекарство от гиподинамии. Скажите же спасибочки властям за заботу о населении! А вы...
    Нет, неблагодарные у нас подданные.

  • 21 марта 2011 в 13:11 • #
    Ильдар Ахтареев

    Гореин Николай. Вы неправы.
    Неудобства и очереди на входе. Сделано не для людей. Есть множество других интересных систем рассчитанных на поток.


Выберите из списка
2020
2020
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008