Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Марианская впадина госзакупок Новое исследование Института...

Марианская впадина госзакупок Новое исследование Института Развития Свободы Информации

Свободный доступ к информации о государственных закупках дает возможность обеспечить общественный контроль за деятельностью ведомств в этой сфере. Аналитики Института Развития Свободы Информации провели исследование, позволяющее оценить возможность свободного доступа к данным на официальных сайтах по госзакупкам.

Мониторинг информационной доступности официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов проводился экспертами Института впервые, результаты были представлены вниманию СМИ на пресс-конференции 11 февраля.

Методика исследования базируется на требованиях соответствующих нормативно правовых актов по госзакупкам, очевидным потребностям физических и юридических лиц — потенциальных поставщиков — в предоставлении информации размещаемой на официальных сайтах по госзакупкам.

От ручек до стульев
Каждому конкретному чиновнику необходимо иметь собственный стул, стол, канцелярские принадлежности. Ведомствам в целом — средства на строительство, развитие инфраструктуры, устранение последствий стихийных бедствий и далее до бесконечности. Все вышеперечисленное приобретается через процедуру государственных закупок, на деньги, полученные из бюджета.

Чтобы выбрать наиболее выгодный вариант покупки из множества — проводится конкурс, победитель которого и обеспечивает ведомство необходимым. До недавнего времени отсутствие доступа к официальной информации о государственных закупках давало массу возможностей для коррупции и разворовывания бюджетных средств.

Сейчас получить информацию о проводимых закупках можно в интернете, на официальных сайтах. Но пока ситуация существенно не меняется — учитывая количество нареканий к работе этих самых сайтов.

К исполнению любого закона можно подойти формально, что и делают некоторые ведомства. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» требует для граждан предоставления бесплатного и открытого доступа к сведениям о госзакупках, опубликования всей необходимой информации на официальном сайте. Также есть ряд постановлений правительства, которые регулируют размещение данных о закупках в интернете. Случайно или намеренно, информация на сайтах действительно публикуется, но в таком виде, чтобы поиск нужных сведений в архивах превратился в крайне трудоемкое занятие.

Верхушка закупочного айсберга
Эксперты составили ряд параметров для оценки информации, размещаемой на официальных сайтах.

Первая группа параметров разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми актами в сфере доступа к информации о государственных закупках,
На сегодняшний день федеральные органы власти обладают единым сайтом, где должна быть размещена вся информация о закупках, каждый субъект Федерации должен иметь один персональный сайт. Впрочем, даже это простое требование не выполняется, например, Калининградская область является хозяйкой сразу трех информационных ресурсов по госзакупкам.

Вторая группа параметров — отображающие удобство визуального восприятия информации. Оценивается удобство навигационного меню, а также параметры удобства восприятия информации о закупках (наличие в общем перечне информации о закупках наименования заказа, сроков проведения, максимальной цены контракта и др.).

Эксперт Владимир Голубев: «Вся информация о госзакупках должна иметь логическую структуру; извещения, конкурсная документация, протоколы необходимо размещать с привязкой к конкретной закупке. Есть сайты, где информацию размещают просто по порядку составления документов: опубликовали сегодня извещение, через месяц протокол вскрытия конвертов, еще через три дня протокол рассмотрения заявок+. С учетом того, что за день в среднем публикуется 10–50 закупок, сложно определить, какая информация относится к конкретной закупке. Яркие примеры — порталы Республики Алтай, Республики Чувашия, Ярославской области».

Третья группа — параметры, отображающие удобство поиска или группировки информации. В день может публиковаться до пятидесяти новых извещений, среди которых крайне сложно найти нужные сведения. Один из параметров данной группы — подписка на новости, рассылку о поступлениях. Такую подписку обеспечили лишь пять сайтов из исследованных.

Четвертая группа — статистическая информация о госзакупках. Наличие хотя бы общих сведений по этому вопросу позволило бы провести интересный анализ и сделать выводы. Однако такую информацию найти крайне сложно.

Пятая группа включила в себя параметры, которые не регламентированы законодательством, но непосредственно связаны с процедурой госзакупок. Например, нет указаний, что на официальных сайтах должны располагаться официальные документы, законодательство региона, нормативно правовые акты, инструкция по пользованию сайтом, наконец.

Сайт есть, но не про вашу честь
Налицо ограничение доступа к информации: так, не все проанализированные сайты госзакупок поддерживают форматы наиболее популярных веб-браузеров. В результате чего некорректное отображение данных, невозможность использовать поисковые системы. Ряд сведений — в частности, реестры государственных контрактов — размещаются единым файлом огромного размера (на сайта закупок Воронежской области архивный «кирпич» весит 31,5 Мб).

Или другой пример: на сайте госзакупок Московской области эксперты не смогли открыть протоколы, сохраненные в неизвестном формате. Некоторые регионы поступают еще проще — они просто не размещают подобные сведения.

Сайт федеральных органов государственной власти занял в рейтинге 26-е место, хотя именно это официальное виртуальное представительство должны было стать примером для остальных.

Существует всего пять способов размещения заказов: аукцион, аукцион в электронной форме, предварительный отбор, открытый конкурс, запрос котировок. На сайте федеральных органов государственной власти эксперты в течение недели, используя разнообразные поисковые запросы и веб-обозреватели, пытались получить информацию об аукционах, проводимых в электронной форме, и предварительном отборе. Не получилось. Хотя искомая информация должна быть размещена на сайте — закупки производились, государственные контракты были заключены.

Более того, на федеральном уровне не решен простой вопрос: актуальность ссылок на сайты субъектов Федерации.

Впрочем, есть и плюсы. Эксперты отметили нововведение: ряд сайтов предоставляют возможность видеотрансляции в интернет процесса проведения аукциона (сам процесс заседания, вскрытие конвертов). Это необязательная опция, но крайне удобная в том случае, если нет возможности лично присутствовать на заседании. Возможность видеотрансляции обеспечивают сайты госзакупок по Санкт-Петербургу, Калининградской области, Тверской области.

Анастасия Пестова
http://www.svobodainfo.org/info/page/?tid=633200171&nd=458219635

188
Комментарии (0)

Выберите из списка
2020
2020
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008