Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Молоток в режиме онлайн Более 70% товаров и услуг государство...

Молоток в режиме онлайн Более 70% товаров и услуг государство купит на электронных аукционах

госзаказ планы
Юлия Васильева
Около 5 триллионов рублей собирается потратить государство в этом году на закупку товаров и услуг для своих нужд. По данным минэкономразвития, объем средств, размещаемых в виде государственного и муниципального заказа, в 2010 году составит примерно 15% к ВВП. При этом более 70 процентов заказа государство будет размещать в режиме онлайн.

Выступая на шестом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ-2010» Анна Попова, статс-секретарь — замминистра экономического развития, заявила, что с начала года на электронных торгах было размещено более 40 миллиардов рублей. И это только начало — в дальнейшем более 70% заказов будет размещаться на утвержденных правительством электронных площадках.

Напомним, что два месяца осталось федеральным закупкам до перехода в электронный формат. С 1 июля обычные аукционы перестанут функционировать, и все федеральные заказчики в обязательном порядке перейдут на электронный аукцион. Уже сейчас им предстоит определиться, на какой электронной площадке они будут проводить торги. У регионов времени для принятия решения чуть больше. Они присоединятся к федералам позже — с 2011 года.

Известно, что выбор у госзаказчиков небольшой. Всего пять площадок решило оставить себе государство для проведения торгов, это две правительственные площадки — Москва (ОАО «Единая электронная торговая площадка») и Татарстан (ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»), две биржи — ММВБ и РТС, и Сбербанк. Именно эти площадки займутся всеми закупками, которые по предварительным данным минэкономразвития составят около 3 триллионов рублей. Правда, здесь необходимо добавить, что, как заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, позднее к ним присоединится шестая площадка Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, на которой будут проводиться госзакупки только нефтепродуктов. По мнению главы антимонопольной службы, будущее госзаказа именно в электронных торгах. Выход системы электронных аукционов по госзакупкам на проектную мощность позволит государству экономить до 1 трлн рублей.

Как отметила Анна Катамадзе, заместитель директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, это будет очень серьезный перелом в системе государственных закупок. Электронные аукционы призваны сделать процесс размещения госзаказа наиболее прозрачным и открытым для конкуренции. «Наша задача, чтобы к участию в нем получил наиболее широкий круг предпринимателей, в том числе и малый бизнес,— отметила представитель минэкономразвития.— По статистике, если проводятся торги, то малые компании побеждают в 25 процентах случаев, а если конкурсы, то только в 12 процентах. Запуск такой глобальной системы электронных торгов позволит сделать доступ к государственному и муниципальному заказу малому и среднему бизнесу». По словам Анны Катамадзе, опрос, проведенный минэкономразвития среди малого бизнеса по отношению компаний к реформе госзаказа, показал, что 74% предпринимателей проголосовали за новую идеологию госзаказа.

Ограничения на стоимость лотов сняты. Изначально государственные заказы, размещаемые через электронные аукционы, не могли превышать 1 миллиона рублей. Теперь на электронные торги будут выставлены госзаказы стоимостью в несколько миллиардов рублей, это означает, что необходимо обеспечивать безопасность торгов. Поэтому минэкономразвития решило, что количество площадок для размещения госзаказа должно быть ограничено.

Как рассказал «РГ» Николай Андреев, председатель Совета директоров ЗАО Сбербанк-АСТ, чтобы в результате конкуренции площадок друг с другом сложились высокие стандарты предоставления данной услуги государственным заказчикам и поставщикам, пяти площадок более чем достаточно. При этом ограниченное количество площадок позволяет решить такие задачи, как единое пространство доверия Удостоверяющих центров, выдающих электронную цифровую подпись, функционирование единой базы данных (независимого регистратора) для поставщиков — ведь для участия в торгах поставщику нужно пройти аккредитацию на каждой площадке отдельно. «Трудностей возникнуть не должно,— говорит эксперт.— Параметры электронных площадок, заложенные в требованиях к их функционированию, предусматривают возможность обслуживания всего объема аукционов в России на каждой площадке».

Такая заложенная избыточность, по мнению Николая Андреева, является надежной защитой от любого рода технических проблем. Поскольку весь документооборот при проведении торгов происходит в электронном виде, место расположения площадки также не имеет значения. Для заказчиков и поставщиков не будет видна разница, располагается ли электронная площадка, на которой они проводят торги, в соседнем здании или в другом регионе.

«Если сравнивать электронный аукцион с обычным, очным, мы увидим выгоду для всех,— отметил Николай Андреев.— Заказчику эта процедура выгодна в силу своей простоты и технологичности, провести электронный аукцион в разы проще и дешевле, нежели обычный. Поставщику процедура также выгодна — не нужно выезжать к заказчику на участие в аукционной процедуре, все документы подаются в электронном виде. Статистика показывает, что среднее снижение цены на электронном аукционе превышает снижение цены на аукционе обычном, так что процедура выгодна и для государства».

Сам аукцион делится на несколько этапов. Во-первых, все участники аукциона аккредитуются. Далее проверяется правоспособность юридического лица, устав, полномочия. Затем участник подает первую часть заявки. Она не предполагает наименования компании (конечно, если участник хочет указать название компании — пожалуйста). Получая первую часть заявки, заказчик может проверить только, тот ли товар предлагают, который он закупает, или не тот. Соответствует он или нет техническому заданию. При этом, кто именно делает это предложение, заказчик не знает, у него есть только порядковый номер участника. Кто под каким кодом — тайна. На сайт просто вывешивается информация о том, что участник с таким-то номером допущен или не допущен к участию в аукционе. Далее проводятся торги, и только после того как определился победитель, открывается информация о самом участнике, ранжируются остальные участники аукциона.

На втором этапе участник подает вторую часть заявки, где прикладывает необходимый пакет документов, лицензию, акты о вводе в эксплуатацию и так далее. Если он не предоставляет эти сведения, его заносят в реестр недобросовестных поставщиков и вычитают пять процентов задатка от стоимости контракта. Аукцион еще раз не проводится, а победителем в таком случае становится второй участник, третий и т.д.

Однако по мнению Кирилла Кузнецова, руководителя Центра эффективных закупок Тендеры.ру, сама идея тотальных открытых электронных аукционов не вполне верна. «Электронный аукцион — идеальный инструмент для выбора поставщика в условиях детального определения всех требований заказчика,— говорит эксперт.— Т.е. для закупки простой серийной продукции. Иначе будет получено, безусловно, самое дешевое, но вовсе не самое эффективное предложение. Электронный аукцион снижает риск сговора участников, чем ценен и для заказчика, и для добросовестного поставщика».

Как пояснил эксперт, в соответствии с 94-ФЗ заказчики пока еще имеют возможность, по желанию, проводить электронные аукционы на выбор — по «новым» или «старым» правилам. Соответственно «старые» площадки по госзакупочным аукционам будут существовать указанное время, а в дальнейшем — закрываться или перепрофилироваться, например, на корпоративные закупки. Для «старых» аукционов действует ограничение по допустимой начальной цене контракта — 1 млн руб., «новые» же можно проводить на любую сумму, однако их процедура для поставщика заметно более сложна и дорога (придется вносить солидные суммы на счет оператора площадки для обеспечения заявки и платить оператору в случае победы). Однако разработчики надеются, что новые правила позволят значительно увеличить прозрачность закупок, усилить конкуренцию и снизить риски недобросовестности как заказчиков, так и поставщиков.

Кстати, электронные торги популярны не только у госзаказчиков. Как рассказал Александр Бойко, председатель совета директоров компании «Центр развития экономики» (В2В-Center), в последнее время многие крупные компании выходят в интернет-пространство, переводя свои закупки в открытый электронный вид. Это хорошая и правильная тенденция. В качестве примера он привел компанию «Башнефть», которая приступает к осуществлению торгов с использованием инструментов электронной торговли.

«Мы рассчитываем, что электронные торги позволят повысить эффективность закупок и продаж, обеспечить их прозрачность, а также расширить круг деловых партнеров компании,— сказал президент ОАО АНК „Башнефть“ Виктор Хорошавцев.— В планах „Башнефти“ — активное наращивание доли электронных торгов в общем объеме закупок и продаж, осуществляемых компанией».

Вообще, введение электронных аукционов, по мнению Александра Бойко, выгодно всем. «Государству — потому что оно создаст конкурентную среду и будет оптимизировать свои издержки, бороться с коррупцией. Бизнесу — потому что он получит недискриминированный доступ к государственным закупкам и равные конкурентные возможности»,— отметил эксперт.

Опубликовано в РГ (Экономика) N5179 от 12 мая 2010 г.

http://www.rg.ru/printable/2010/05/12/goszakaz.html

155
Комментарии (0)

Выберите из списка
2020
2020
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008