Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Ни капли мимо: РЖД собрало все сливки из бюджета на Сочи-2014

Ни капли мимо: РЖД собрало все сливки из бюджета на Сочи-2014

Подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи 2014г. идет полным ходом. Город представляет собой гигантскую стройку, широкой рекой текут бюджетные деньги, день и ночь работают пилы, строители и техника. Не остаются в стороне и железнодорожникик соревнованиям готовятся шесть сложных объектов, крупнейшим из них является совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер — курорт «Альпика-Сервис», на строительство которой государство выделило 227 млрд руб.

В случае с последней РЖД демонстрирует несколько неспортивное поведение. Вопреки обещаниям привлекать подрядчиков на конкурсной основе, предоставляя всем равные права, самый жирный кусок олимпийского пирога пока недоступен простым смертным. К бюджетным средствам допускаются исключительно аффилированные с РЖД структуры, и заинтересованных чиновников здесь можно по-человечески понять – речь ведь идет о десятках миллиардов рублей прибыли.

Олимпийский размах

Еще на стадии подготовки проекта к строительству РЖД сразу заложило вектор своих последующих действий. Все подготовительные работы без конкурса были отданы старым друзьям компании — «УСК Мост» (входит в холдинг СК «Мост») и «Трансюжстрой». Первая получила долгосрочный контракт на 25 млрд руб., второй достался «кусок» бюджетных средств на 29 млрд руб. В сумме — почти четверть всех средств, выделяемых государством на проект.

Примечательно, что в числе учредителей «Трансюжстроя» (по данным ЕГРЮЛ) числится ни кто иной, как вице-президент РЖД по строительному комплексу Олег Тони.

Поставив рынок перед фактом, железнодорожники пообещали устраивать честные и открытые конкурсы на непосредственно строительство дороги Адлер — «Альпика-Сервис». Более того, даже дочернюю структуру «РЖДСтрой» руководство компании твердо пообещало допускать к конкурсам только на общих с другими участниками основаниях.

Однако обещать – не значит жениться. На деле частным компаниям практически ничего и не досталось, зато к середине прошлого года объем контрактов уже упомянутых «УСК Мост» и «Трансюжстроя» вырос до 57 млрд руб. и 33 млрд руб. соответственно, т.е. до 40% от всей стоимости проекта. На других подрядчиков (имена счастливцев РЖД хранит в секрете) пришлось контрактов в совокупности на 11 млрд руб.

Тендер такой тендер

Нельзя сказать, чтобы РЖД обошлось вовсе без конкурсных процедур. Однако тех, кто решился-таки в них участвовать и при этом не имел отношения к этой госструктуре, ждало жестокое разочарование.

Так, 19 мая этого года РЖД объявило открытый конкурс на комплекс работ на участке трассы Адлер — «Альпика-Сервис». Победителю тендера достались бы проектирование и строительство объектов внешнего электроснабжения, монтажные работы, а также возведение железной дороги на участке Северный портал тоннеля № 3 — Южный портал тоннеля № 4. Предельная стоимость контракта — 23,5 млрд руб.

Однако за три дня до окончания тендера он был неожиданно отозван. Причины, по традиции, не назывались, однако вопросы у участников конкурса остались.

Сейчас заказ 133-ДРСК/2011 снова появился на электронной торгово-закупочной площадке РЖД, и теперь сроком окончания открытого конкурса назначено уже 26 августа. Однако не исключено, что достанется он кому-нибудь из тех, кто уже получил вне конкурса самые лакомые контракты — вроде готовящегося к приватизации «РЖДСтрой», ОАО «Строй-Трест» (входит все в ту же СК «Мост») или «Трансюжстрой». Опять же не очень понятно, зачем конкурс вообще проводится, если, согласно графику строительства объектов, приведенному на официальном сайте ДРСК-Сочи, описанные в тендерной документации работы должны вестись уже около года. Более того, генеральными подрядчиками по ним уже выступает целая плеяда компаний: все тот же ООО УК «Трансюжстрой», ЗАО «Сетьстрой», ЗАО «Бамтоннельстрой», ОАО «УСК Мост».

Успеть освоить

Зачастую конкурсы вообще не проводятся и отменяются под благовидными предлогами. Так, 25 июля 2011г. было принято решение об отмене конкурсов и передаче функции по поставкам оборудования, планируемого к размещению на конкурсах, генподрядным организациям.

Официальной причиной приказа стало «недопущение срыва сроков ввода объектов в эксплуатацию» и выполнение инвестпрограммы РЖД. Подобная мотивация выглядит довольно странно, особенно для объектов в Сочи — ведь буквально весной этого года глава РЖД Владимир Якунин заявлял, что строительство олимпийских объектов идет с весомым опережением графика.

Это подтверждают и финансовые потоки: в прошлом году РЖД не хватило выделенных на олимпийскую стройку 60 млрд руб., и оно запросило дополнительные 20 млрд руб. в счет будущего года. Получив 40 млрд руб. в этом году, железнодорожники тоже освоили их с опережением графика и несколько дней назад снова обратились к правительству — за добавкой.

Еще более странным на фоне «срыва сроков» выглядит политика «РЖДСтроя», сплошь и рядом занятого на строительстве олимпийских железнодорожных проектов. Несмотря на занятость, руководимая вице-президентом РЖД компания дополнительно получила от «Олимпстроя» заказ на возведение 600 тыс. кв м жилья в Сочи — для волонтеров, персонала и сотрудников безопасности.

Больная тема

В принципе организация конкурсов на поставки РЖД давно вызывает нарекания у участников рынка. Многие из них в открытую обвиняют железнодорожников в коррупции и многомиллионных откатах.

Так, в письме на имя главы госкомпании Владимира Якунина ЗАО «П.Л.Р Санкт-Петербург» прямо говорит о том, что контракты на поставки достаются «карманным» фирмам чиновников РЖД. По данным компании, 80% государственных средств распределяются по аффилированным структурам, а оставшиеся 20% выставляются на свободные торги с заведомо убыточной для участника размещения заказа цене.

«Таким образом, существует отлаженная схема разворовывания денежных средств в особо крупных размерах»,— резюмирует гендиректор компании Г. Ушаков, замечая, что все строительные объекты стоимостью выше 200 млн руб. уже распределены без конкурса.

В некоторых случаях предприниматели безответными письмами не ограничиваются — группе компаний «Стайер» даже удалось довести дело до суда. Глава компании Александр Жарков разместил в Сети видеообращение, где заявил, что в 2008г. руководители Западно-Сибирской железной дороги предложили ему завышать стартовые цены ради откатов и другие мошеннические схемы, а когда тот отказался — перестали допускать к конкурсам, фактически поставив предприятие с 14-летней историей на грань банкротства.

Сейчас стороны судятся: «Стайер» пытается вернуться на рынок, а чиновники — засудить его главу за клевету.

25 августа 2011 г.

http://top.rbc.ru/economics/25/08/2011/612161.shtml?print

290
Комментарии (1)

Выберите из списка
2020
2020
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008