Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Построить в три дня Как мошенники обходят правила торгов по...

Построить в три дня Как мошенники обходят правила торгов по госзаказу

Нарушение правил торгов по госзаказу стало бичом для бизнеса. Выработался целый комплекс приемов, позволяющих заказчику ограничить доступ участников торгов к своему лоту. Это и нереальные сроки выполнения работ, и необоснованная детализация заказа, и объединение в один лот разнородных товаров и услуг.

Бесчестные приемы по просьбе «РБГ» анализирует руководитель Московского управления Федеральной антимонопольной службы России Владимир Ефимов.

  • Много ли жалоб получают антимонопольные органы на нарушение в ходе госзаказа?
  • Количество жалоб на госзаказчиков растет ежегодно в два раза. Только за прошлый год мы рассмотрели 1800 жалоб. Что касается заказчиков города Москвы, то только 30 процентов поступающих к нам жалоб — это жалобы на действия заказчиков города, остальные 70 — на действия федеральных заказчиков — бюджетных учреждений, территориальных органов федеральных органов власти.
  • Какой процент обоснованных жалоб?
  • Около 60 процентов. При этом на федеральных заказчиков — еще больше. На мой взгляд, это следствие того, что в Москве создана централизованная система во главе с тендерным комитетом, который разрабатывает единые правила проведения торгов, единую унифицированную документацию, единые требования. Все это существенно минимизирует количество нарушений, которые может совершить заказчик. К сожалению, этого не скажешь про множество федеральных заказчиков, каждый из которых, проводя торги, самостоятельно готовит документы, не учитывая ошибок своих коллег.
  • Какие виды нарушений вы фиксируете?
  • Основным нарушением является необоснованный недопуск к участию в торгах. При этом для сокращения количества участников используют не только незаконные основания для отказа, но и выставляют незаконные требования к участникам торгов, либо составляют техническое задание таким образом, что принять участие в торгах могут единицы, а порой и вовсе только один участник. Часто бывает, что описывают товар, который необходимо поставить, таким детальным образом, ну с точностью до миллиметра, либо указывают вес с точностью до грамма, заранее зная, что другой товар под указанные требования не подойдет. Встречаются случаи, когда заказчики устанавливают нереальные сроки выполнения контракта, когда речь идет о больших объемах либо строительных работ, либо поставки сложного оборудования.
  • О каких сроках идет речь?
  • Устанавливается срок поставки один, два или три дня. Ну, может быть, неделю-другую. В общем, понятно, что сроки нереальные. Например, разыгрывается контракт на выполнение строительных работ стоимостью несколько миллионов, а иногда и десятков миллионов, при этом срок выполнения работ — один месяц. Понятно, что работы либо уже выполнены, либо будут подписаны фиктивные акты. Во всех таких случаях мы работаем в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. Несколько нарушений закончились уголовными преследованиями. Также часто сталкиваемся с тем, что в один лот заказчики объединяют товары, совершенно между собой не связанные. Например, когда речь идет о закупке медицинского оборудования. Некоторые умудряются одним лотом закупать и медицинские инструменты, и медицинскую мебель, и сложные диагностические комплексы — диагностические лаборатории для анализов, рентгенооборудование, комплексы для ультразвуковых исследований и многое другое. Указанные действия существенно сокращают количество участников и приводят к тому, что на такие торги приходят только перепродавцы, что сказывается не только на конкуренции, но и на итоговой цене.
  • И что же вы делаете, получив такую жалобу?

-Мы рассматриваем ее на предмет наличия нарушений, и в случае их подтверждения либо восстанавливаем в правах потерпевшего — предписываем допустить его к участию в торгах, либо, если речь идет об объединении в один лот невзаимосвязанных товаров, работ и услуг, выдаем предписание об аннулировании торгов или о внесении изменений, предусматривающих выделение нескольких лотов.

  • Как вы думаете, внедрение электронных торгов сократит количество нарушений?
  • Главное — это реальная борьба со сговорами на торгах, которые приводят к минимальному снижению цены. Мы с этим уже боремся, возбуждаем дела, несколько дел находятся у нас на рассмотрении. Но все наши усилия можно сравнить с тушением уже разгоревшегося пожара. Наша задача — поставить препоны, предпринять превентивные меры, которые позволят избежать возникновение «возгорания». Как мы полагаем, выход — в электронных торгах. Потому что их участники не знают друг о друге ровным счетом ничего. Как, впрочем, и заказчик не знает о том, кто к нему пришел на торги.

Заявка на аукцион состоит из двух частей: первая часть — исключительно техническое предложение о предлагаемом товаре, работе, услуге. В документе не указывается, кто является поставщиком. Получая первую часть заявки, заказчик может проверить только тот ли товар предлагают, который он закупает, или не тот. Соответствует он или нет техническому заданию. При этом, кто делает это предложение, заказчик не знает, у него есть только порядковый номер участника. Кто под каким кодом — тайна. На сайт просто вывешивается информация о том, что участник с таким-то номером допущен или не допущен к участию в аукционе. Только после того, как аукцион состоялся, когда определился победитель, предложивший наименьшую цену, заказчик получает вторую часть заявки, где, соответственно, раскрывается информация о том, кто же является поставщиком, кто является победителем на аукционе. Я убежден: как только мы максимально перейдем на электронные аукционы, у нас появится реальная защита от сговоров на торгах, реальная защита от недобросовестных поставщиков, которые эти сговоры организовывают, и самое важное — реальная возможность малому бизнесу, крупным компаниям-поставщикам участвовать в торгах, проводимых в разных регионах. Сейчас, для того чтобы поучаствовать в аукционе, надо ехать в командировку, подавать документы. Бывают случаи, когда заказчики творят просто «чудеса», когда тех или иных участников физически не пускают на проведение аукциона. Электронные торги всего этого позволяют избежать, минимизировать те многочисленные нарушения, которые имеют место быть сегодня. По нашим оценкам, это позволит не только повысить прозрачность процедуры, но и дополнительно сэкономить существенную часть бюджетных средств. Сейчас у нас на обычных аукционах экономия составляет порядка 10 процентов. Ожидается, что на электронных будет порядка 15–20.

  • Саботировать электронные аукционы вряд ли будут…
  • Не получится, потому что есть норма закона, которая обязывает проводить торги в электронном виде. Как только заказчик объявит обычный аукцион, любой участник размещения заказа может обратиться к нам с жалобой. Мы такие торги аннулируем, уже сейчас достаточно много приходит таких жалоб. С начала нынешнего года было рассмотрено несколько десятков подобных жалоб на федеральных заказчиков. По результатам их рассмотрения мы торги аннулировали и предписали провести соответствующую закупку в электронном виде.

Опубликовано в РГ-Бизнес N747 от 27 апреля 2010 г.

http://www.rg.ru/printable/2010/04/27/zakaz.html

383
Комментарии (7)
  • 27 апреля 2010 в 13:33 • #
    Денис Морозов

    интересная статья.

  • 27 апреля 2010 в 13:47 • #
    Олег Блинов

    Кто-то работает в надежде выиграть тендер, а кто-то на кнопки жмет чтобы его не пустить...
    Чем ближе к деньгам Российским, тем больше народу чтобы их "делить на халяву"!

  • 28 апреля 2010 в 08:40 • #
    Оксана Рисова

    ничего нового.
    ..только сегодня читала о том, как три компании из четырех знали о своей встрече на оаэф и вели переговоры параллельно делая ставки

  • 28 апреля 2010 в 23:08 • #
    Алексей Седых

    В таком случае у трех компаний есть риск - четвертая неизвестная компания спутает все карты :)

  • 29 апреля 2010 в 09:06 • #
    Michael Tokarev

    Психология у русских такая: надо все через свою Ж попробовать.
    Во всем мире такие торги ведутся 100 лет уже. И все процедуры проработаны и способы борьбы известны и даже в стандартах определены.
    Например, американское консульство обязано менять поставщика услуг (по сбору заявок на визы). Раньше работали DHL, теперь PONY.
    Есть выделенный список добросовестных поставщиков, потом они меняются с целью исключения сговоров между сторонами.

  • 4 мая 2010 в 12:47 • #
    Гореин Николай

    Тут пекутся о малом бизнесе. А обеспечение исполнения контрактов в виде страхования ответсвенности исключено в прошлом году еще. Хорошо, что малые как -то иногда договариваются с заказчиками, чтобы те приняли страхование.
    Все остальные виды для малых предприятий в несколько раз дороже. А авансов не дают.
    Прокукарекав в 94-ФЗ о страховании, законодатели уже тогда начали рыть ему яму. Т.к. никаких напрвляющих косинусов не было заложено. А страхование ответственности -многолико. потом говорят, что страховщики и заказчики не могут догогвориться насчет страхования. Но никто не должен договариваться, если это вводится законом. Определите основные параметри и все!
    На проходившем в апреле в Питере на пл. Островского,11 круглом столе по СРО было сделано сообщение, что уже началось обратное движение. Малые вышли с инициативой в правительство о пересмотре этого безобразия и предлогают возвратить страхование в госзаказ. А то видите ли благодетели. Душат малых и все.
    Это ремарка к этим электронным торгам, т.к. все на них спихивают, а именно после них страхование исключили.

  • 5 мая 2010 в 18:20 • #
    Вадим Чеха

    Странно, почему все так "пекутся" о правах участников торгов в таком контексте, чтобы заказчик ни дай бог ничего бы там не нарушил и не "ограничил" как -либо нормы о конкуренции. ПОчему бы УФАС не заняться недобросовестными поставщиками, представляющими как минимум не меньшую проблему (примеров можно привести огромное множество начиная от предварительного сговора участников и кончая откровенно полууголовными методами запугивания иных участников). Огромную проблему представляет собой невыполнение контрактов со стороны поставщиков обрекающее государственное учреждение на длительные судебные тяжбы. При этом поставщики прекрасно знают что для бюджетного учреждения важным является отсутствие остатков на счетах к концу года в результате чего учреждение вынуждено подписывать акты приемки некачественно проведенных работ, окончание которых приходится на конец года и выплачивать бюджетные средства ) . Так называемые поставщики знают, что они всегда могут пожаловаться в УФАС, которое (при наличии каких-либо возможностей для субъективного усмотрения) , как правило, будет выступать на их стороне. ПОявился даже такой специфический метод давления на участников торгов и заказчика как "написание жалобы" (вне зависимости от наличия или отсутствия реальных оснований)...


Выберите из списка
2020
2020
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008