Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Субъекты малого предпринимательства. УСН и НДС.

Субъекты малого предпринимательства. УСН и НДС.

Доброго вам времени суток.
Уважаемые коллеги прошу вашего профессионального совета, причем интересно как мнение поставщиков, так и мнение государственных заказчиков.
Ситуация такова:
Заключается муниципальный контракт на проектирование. Начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании сметы которая содержит в себе НДС.
Победитель аукциона проинформировал заказчика о том, что он применяет УСН. Контракт был с ним заключен по цене победителя аукциона, отдельной строкой НДС в окончательной цене контракта не выделен. Имеется оговорка в контракте что цена фиксированная на весь период действия контракта.
На этапе подписания актов выполненных работ заказчик настаивает на уменьшении цены контракта на сумму НДС, либо на выделении суммы НДС в актах выполненных работ. Возникают следующие вопросы на которые никак не могу найти однозначный ответ. А именно:

  1. Вправе ли Заказчик по государственному (муниципальному) контракту при расчете с Исполнителем, не являющимся плательщиком НДС (в т.ч. применяющим упрощенную систему налогообложения), удерживать сумму НДС, если при заключении государственного (муниципального) контракта начальная (максимальная) цена контракта согласно предварительной смете указана с НДС, а окончательная цена контракта (цена победителя аукциона) указана без выделения НДС и является фиксированной на весь период действия контракта (т.е. фактически Заказчик уменьшает стоимость оплаты за фактически выполненные работы по заключенному контракту на сумму НДС)?
  2. Вправе ли Заказчик требовать от Исполнителя по заключенному государственному (муниципальному) контракту выделять НДС в актах выполненных работ (оказанных услуг), иных расчетных или первичных документах при использовании Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
  3. Правомерно ли требование Заказчика о предоставлении ему исполнительной сметы, если государственный (муниципальный) контракт не устанавливает подобного требования?
  4. Определена ли органами власти методика перерасчета предварительной сметы (с НДС) на смету (без НДС) по цене победителя для организаций, не являющихся плательщиками НДС (в т.ч. применяющих упрощенную систему налогообложения), оказывающих услуги в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и смежных областях?
  5. В случае применения к предварительной смете, являющейся неотъемлемой частью государственного (муниципального) контракта, методики перерасчета, является ли необходимым заключение дополнительного соглашения и признание уточненной сметы неотъемлемой частью государственного (муниципального) контракта?
13888
Комментарии (15)
  • 15 декабря 2010 в 16:50 • #
    Виктория Эрисе

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМА
    от 27 сентября 2010 г. N Д22-1740, от 27 сентября 2010 г. N Д22-1741

    Департамент развития конкуренции рассмотрел обращение о разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое мнение.
    В соответствии со ст. 8 Закона участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
    Таким образом, любой участник размещения заказа, в том числе который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в торгах.
    В соответствии с положениями Закона государственный контракт по результатам торгов заключается на условиях, указанных в извещении о проведении торгов и документации к торгам, по цене, предложенной победителем торгов.
    В соответствии с ч. 4.1 ст. 9 Закона цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2 - 6.4 ст. 9 Закона. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст. 56.1 настоящего Федерального закона. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта.
    Государственный (муниципальный) контракт, заключаемый по итогам проведения торгов, должен содержать перечень работ, установленных заказчиком, а также итоговую цену контракта (итоговую стоимость этапов выполнения контракта). При этом установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт (этапы выполнения контракта) в установленном размере при надлежащем его исполнении.
    Таким образом, с учетом положений Закона контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере.

  • 15 декабря 2010 в 19:24 • #
    Анастасия Завацкая

    Прошу прощения, но тогда поясните - каким образом Заказчик отчитывается по НДС перед бюджетом, если Поставщик на УСН - конфликт из-за этого? Практики нет. Соглашусь, что, согласно ФЗ-94 цена контракта фиксирована и не подлежит пересмотру, но если Заказчиком заложен НДС, а у Поставщик не является плателщиком НДС, то резонно, что Заказчик вправе вычесть сумму налога и уменьшить сумму контракта на сумму налога. В связи с чем рекомендую малому предприятию сразу применять при расчете стоимости работ+услуг выбрасывать сумму НДС - это Ваша цифра участия в торгах и минус еще что-то там, на что вы готовы подвинуться в торгах - это и будет бесспорная для всех цифра и для Заказчика, и для Поставщика...

  • 16 декабря 2010 в 09:16 • #
    Анна Стратула

    Уважаемая Анастасия.
    Судя по информации, вы работайте в строительном бизнесе. В вашей сфере применение УСН категорически не выгодно (НДС по материалам и пр.) Однако мы оказываем УСЛУГИ (по проектированию) у нас нет как таковых накладных расходов, нет материалов и пр. где мы могли бы взять к возмещению этот НДС. Нам удобнее работать на УСН.
    Меня, как юриста, больше всего возмущает неоднозначный подход к субъектам малого предпринимательства применяющим УСН, в том числе и со стороны СМП применяющих общую систему налогообложения. В нас почему-то видят конкурентов, которые уходят от налогов (все того же НДС), однако не забывайте, что мы платим другие налоги, и в целом налоговое бремя у нас ничуть не меньше чем у вас.
    Ваше мнение, извините, могу расценить как мнение одного обиженного бухгалтера – «ах, какие они не хорошие, вон их с торгов, пусть крохи где-нибудь еще подбирают. УСНщики, вообще в торгах участия принимать не могут, кто их туда пускает…». Мнение это было услышано мной, от одного расстроенного участника размещения заказов, после того как мы выиграли у них конкурс, предложив более выгодные для Заказчика условия, как по цене, так и по срокам оказания услуг.
    УСН изначально задумана как преимущество, даваемое государством малому бизнесу. Если она оказывается преимуществом на торгах - она лишь оправдывает свое предназначение. Вообще удивительная попытка бизнеса среднего обидеться на бизнес малый, за то, что последний получил государственную поддержку (о реальности этой поддержки сейчас не говорю - отдельная тема).

  • 16 декабря 2010 в 10:14 • #
    Анна Стратула

    В дополнение.
    Заказчик в рассматриваемой проблеме является бюджетополучателем и по НДС в бюджет не отчитывается. Самое забавное в этой ситуации то, что с коммерческими Заказчиками (которые применяют НДС и соответственно ставят его к зачету), у нас проблем не возникает. Они четко усвоили, что по УСН им НИКОГДА ФНС НДС не вернет и к зачету не примет (кроме как в судебном порядке). ФНС не признает НДС принятый от УСНщика, т.к. согласно НК РФ последний не является его плательщиком.

  • 16 декабря 2010 в 08:59 • #
    Анна Стратула

    Виктория спасибо за ваш ответ.
    Радует, что хоть где-то в нашей стране есть адекватные представители органов власти.
    Прежде чем выложить свое письмо в профессионалах излазила весь интернет, мнения госзаказчиков и поставщиков относительно СМП и применения УСН делятся примерно 50/50. Причем как у тех, так и у других.
    Странно то, что при работе в других субъектах РФ таких проблем у нас, чаше всего, не возникает.
    Да что там говорить даже в рамках одного субъекта РФ практика различна, кроме того она разниться даже при работе в одном муниципальном образовании с разными его структурами.
    Но что самое удивительное, ни с одним коммерческим заказчиком таких проблем не возникает. Все спокойно относятся к тому, что у них не будет возмещен НДС и спокойно подписывают договоры без НДС.
    Видимо остается только один выход – судебное разбирательство.

  • 15 декабря 2010 в 17:04 • #
    Виктория Эрисе

    Добрый день.
    При применении подрядчиком упрощенной системы налогообложения Заказчик не вправе требовать выделения из суммы контракта НДС. Предложите Заказчику еще раз почитать Налоговый кодекс. Контракт заключается по цене, предложенной победителем. Согласно п. 4.1. ст.9 ФЗ-94-ФЗ цена в процессе исполнения контракта может быть снижена по соглашению сторон. Этой нормой пользуются при уточнении сметных расчетов, но при этом объемы работ менять нельзя.

  • 15 декабря 2010 в 19:30 • #
    Анастасия Завацкая

    Но ведь речь идет тольк о 10%, которые могут быть пересмотрены по соглашению сторон - что, кстати сказать, не так просто на практике, как в законе писано.... НДС у нас 18%, так что, предусмотренные ФЗ-94 "10% головной боли" ни как не решают вышеобозначенную проблему. Увы.

  • 16 декабря 2010 в 15:05 • #
    Виктория Эрисе

    10 % установлены в ч. 6 ст. 9 94-ФЗ, согласно которой установлена возможность уменьшения объема работ и услуг (только в строго определенном случае) и с соответствующим пропорциональным изменения цены. Данная норма закона применяется только при проведении открытых конкурсов (и при проведении аукционов - только в отношении товаров). Однако ч.4.1. ст. 9 содержит норму позволяющую снизить цену контракта по соглашению сторон без изменения объема, при этом % снижения данной цены не установлен.

  • 17 декабря 2010 в 10:40 • #
    Анна Стратула

    Виктория добрый день.
    Согласна с вами, но лишь отчасти.
    Да, действительно, цена контракта может быть снижена по п. 4.1. ст. 9 94-ФЗ, но лишь по СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН.
    Разве возможно назвать соглашением сторон, ситуацию когда государственный (муниципальный) заказчик, безосновательно, не мотивируя ничем и не подкрепляя ни одним документом своего решения, НЕ ПОДПИСЫВАЕТ акты выполненных работ исполнителю.
    На мой взгляд это просто очередной беспредел некоторых представителей органов власти и местного самоуправления.
    При этом, со стороны заказчика, частенько поступают "угрозы" типа: "не подпишете акты как мы хотим вообще денег не дождетесь." При этом все работы выполнены, все услуги оказаны, все документы разработанные исполнителем заказчику переданы.
    Кроме того, существует еще масса уловок со стороны заказчика, как например, требование сдавать оказанные УСЛУГИ по формам КС-2, КС-3.
    НО, эти формы применяются при заключении договоров строительного ПОДРЯДА и унифицированы именно как формы отчетности по строительным и монтажным работам. Как, простите, отнести их к УСЛУГАМ по проектированию? Приходится притягивать расценки " за уши", сознательно идя на нарушение закона.
    По моему мнению, единственное, что может помочь в разрешении данной ситуации, внесение в 94-ФЗ отдельных положений, касающихся субъектов малого предпринимательства, в том числе не являющихся плательщиками определенных налогов. Причем положения закона должны быть таковы, чтоб не допускались расширительные толкования.
    В противном случае эти бесконечные споры никогда не закончатся.

  • 16 декабря 2010 в 23:37 • #
    Анастасия Дегтеревская

    Анна, вот моя позиция по НДС (в конкурсах):
    Если заказчик применяет НДС, а участники конкурса могут быть как на общей системе налогообложении, так и на УСН, то при сравнении цен (критерий "цена") в формулу я ставлю цифры реальных затрат для заказчика (то есть у упрощенцев - цена, указанная в заявке. А у тех, кто работает с НДС - цена без НДС). Соответственно, когда определяется победитель, то с ним заключают договор по той цене, которая указана в заявке. Данная цена как правило фиксирована.
    Стараемся при этом начальную цену в конкурсной документации указывать в формате "без НДС".

    Я считаю, что упрощенцы не могут в своих документах выделять суммы НДС. Это нарушение. Тем более, заказчик не имеет права брать такой "выделенный" НДС к вычету. Хотя на практике всякое бывает.

  • 28 декабря 2010 в 22:40 • #
    Алексей Головин

    Анастасия, добрый день. Я считаю, что так поступать не совсем верно, Ведь, по-сути, Вы берете к оценке НЕ заявленную стоимость заявки!!! Лично мне Вы ни за что не докажете, что заявка на ГОСторги!! стоимостью 100 тыс с НДС в тч, выгоднее чем 98 без НДС. Как Вы мне ответите на вопрос: почему 100 тыс из ГОСбюджета выгоднее 98-ми? Хотя для коммерческих торгов, это действительно ТАК, если заказчик на НДСе и мы зачастую пользуемся этим, если на переговорах присутствует бух-р. Единственный вариант, на мой взгляд, это ГРАМОТНОЕ описание метода оценки заявки. А ведь там зачастую указывается 1)соответствие извещению и 2) минимальная цена контракта......Кстати, многие крупные конторы, например УФПС, выставляет на торги заявки именно без НДС-потому как все хорошо понимают, но они не бюджетная сфера и к 94-му закону отношения прямого не имеют

  • 28 декабря 2010 в 22:58 • #
    Алексей Головин

    Анна, добрый день. Я считаю, что вы абсолютно правы, если в контракте нет слов "с НДС в том числе". Я с каждым годом все больше в ужасе от лени, непроф-ма, упертости и чувства личного превосходства чиновников. Отправляйте им акт письмом с уведомлением и сопроводительным письмом, дождитесь ответа и в ФАС...за разъяснением. А лучше просто напишите письмо в ФАС с просьбой разъяснить нежелание Заказчика платить - часто этого бывает достаточно. По моему мнению Вам "взрывает мозг" чиновник, у которого "есть инструкция" (но он ее не дочитал) или "ему так велели" (но он не допонял). Даже если обнаружится, что "Вас надо было отклонить" - это их ошибка!!! А еще озвучте председателю их комиссии суммы штрафов. Хотя, как вариант, может быть Вам намекают на банальный откат

  • 28 декабря 2010 в 23:03 • #
    Алексей Головин

    Анна, я несколько "припозднился" с советами. Как разрешилась ситуация на сегодняшний день - ОЧЕНЬ интересно. Не откажите в информации, как говорится с мира по нитке....

  • 29 декабря 2010 в 08:22 • #
    Анна Стратула

    Алексей спасибо за внимание к теме.
    На сегодняшний день ситуация изменилась не намного. Заказчик вернул акты без НДС, сопроводив свои действия письмом, (теперь у меня есть все основания идти в арбитаж.) мы изменили их на ту редакцию которая была ему нужна., фактически уменьшив сумму выполненных работ на сумму НДС. Ждем только когда закроем проект целиком и пройдем госэкспертизу, тогда уже по финальным актам пойдем на конфликт.
    НО СИТУАЦИЮ НУЖНО РЕШАТЬ В ПРИНЦЕПЕ
    . Отсутствие единообразной практики применения норм 94-ФЗ даже у одного заказчика приводит в бешенство. При обращении в территориальный ФАС за разъяснениями (без указания заказчика, с текстом который выложен в начале дискуссии) и получили стандартную отписку - "обращайтесь в центральный ФАС".
    Кроме того, занимаюсь "голубиной почтой" запрашиваю региональные и местные власти (департаменты экономики, финансов, правовое управление) за разъяснениями по данному вопросу. К сожалению от органов госвласти Субъекта РФ еще ничего не поступило. Но надежды мы не теряем.

  • 9 января 2011 в 10:21 • #
    Марина Морская

    Прошу прощения , прочитала Ваши рассуждения ... я работаю от имени Заказчика и очень обидно слышать ,что так многие поступают.Конечно в вашем случае Заказчик не прав и поверте есть разъяснения по этому поводу Минэконом развития, простите сейчас под рукой нет их не могу дать ссылку.Но на словах могу сказаать, смета пересчитывается с учетом аукционного коэффициента= цена победителя/НМЦ по всем позициям или к о всей смете если нет этапов работ, а НДС которую указал заказчик относят в строку непредвид.-прочих расходов(если была выставлена заказчиком , а он должен был это указать) в итоге у вас получится ваша цена предложенная и победившая при аукционе.КС-2 и КС-3 соответственно смете.


Выберите из списка
2020
2020
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008