1 февраля 2015 в 16:15

Я - экскурсовод.

Вот тебе и говорун — больше года молчала! А это от хорошей жизни — работа пошла! В прошлом году внутренний туризм заметно вырос, сейчас вопрос уже стоит не о том, где взять клиента, а о том, как удовлетворить его растущий спрос. И тут же ребром — вопрос о кадрах. Отсюда плавно вытекает первая тема моих «воспоминаний о будущем» — подготовка новых экскурсоводов.
ГЛАВА 1. КАК ЭТО БЫЛО.
В разгар Брежневской «эпохи застоя» стать внештатным экскурсоводом Бюро Путешествий и Экскурсий мог каждый человек с высшим или среднеспециальным образованием и без дефектов речи, закончивший курсы экскурсоводов и официально выпущенный на маршрут. Требование образования предполагало возраст более 20 лет, т.е. какой-никакой жизненный опыт и умение общаться, а также общее развитие и знания литературы, истории, географии (вы будете смеяться, но в те времена купить диплом было практически невозможно, так что приходилось учиться). На курсах нам читали лекции и принимали зачёты преподаватели местных вузов (в частности, по психологии и ораторскому искусству), работники музеев, архива, сотрудники местных НИИ и проектных организаций. Опытные экскурсоводы проводили нам учебные экскурсии по всем основным маршрутам, а методисты учили создавать метод. разработки экскурсий (сейчас их называют «технологическими картами»). После такой активной накачки нас делили по группам для выхода на конкретные маршруты и прикрепляли к шефам — лучшим экскурсоводам. К этому времени все сомневающиеся, туда ли они попали, уже отсеивались, так что группы были небольшими — от 2 до 5 человек. О том, чтобы пытаться водить «всё», как можно услышать сейчас, не могло быть и речи. Речь шла лишь об одном- разъединственном маршруте для каждого, но — текст нужно было написать самостоятельно, а не списать типовой, что жестоко каралось. Куратором давался список литературы, которую можно было взять тут же в библиотеке бюро, и по всем фактам, упоминаемым в тексте, делать ссылки на источники, знать разные версии и гипотезы того, о чём рассказываешь. Нынешние ссылки на интернет как источник не выдерживают никакой критики, это звучит примерно так: «я читал где-то…» или "кто-то говорил по ТВ… ", что равнозначно — «одна женщина в очереди рассказывала…» Сами понимаете. каков уровень информации. Интернет — носитель информации, не гарантирующий её истинности без ссылки на источник. Нас учили не толдонить выученный текст бездоказательно, а по каждому возникшему вопросу ссылаться на авторитеты учёных. авторов книг. научных работ. Но и написать текст, проверенный и одобренный, ещё не главное. Главным было прослушивание — не в кабинете методистом, а на маршруте уже с настоящими туристами, после чего следовал разбор полёта, исправление ошибок, новое прослушивание и наконец — допуск к работе, в процессе которой ты уже сам постепенно проверяешь и совершенствуешь свои знания, примеряешь на себя разные стили общения с людьми и выбираешь, вырабатываешь свой — неповторимый.
В год разрешалось выйти не более, чем на 2 новых маршрута, с соблюдением той же процедуры выхода. Считалось, что быстрый набор количества будет в ущерб качеству. Имея 3 маршрута, при условии хорошего качества работы (то есть без жалоб со стороны туристов, а также товарищей по работе — водителей, организаторов экскурсий, инструкторов по туризму и т.д.) можно было рассчитывать попасть в штат бюро. Но об этом в следующий раз.

109
Комментарии (1)
  • 19 февраля 2015 в 22:44 • #
    Марина Завадская

    ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИИ. Наша профессия - на стыке нескольких других, более известных и популярных. Это и артист, и учитель, и психолог, и коучер, и шоумен, а иногда и спасатель! Сразу хочу оговориться: я не берусь рассуждать об экскурсоводах музейных, у них своя специфика в рамках заданной экспозиции. Я же говорю о работе, связанной с передвижением на большие расстояния с использованием различных видов транспорта (автомобиль, катер, канатная дорога и т. д.), с посещением различных природных, археологических объектов, памятников культуры различных времён и народов, причём, часто это сопряжено с преодолениями каких-либо препятствий в пешеходной части маршрута, т. е. требует хорошей физической подготовки и элементарного умения оказать первую помощь в случае необходимости. Так что мы несём не только культуру и знания в массы, как музейщики, но и ненавязчиво даём нашему среднестатистическому туристу ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА, что в настоящее время вообще жизненно необходимо. Вот на этом хотелось бы заострить внимание.
    Считаю высшим пилотажем и показателем качества работы экскурсовода не эрудицию и красочную речь (это должно быть нормой!), а умение за несколько часов работы с группой превратить её в КОЛЛЕКТИВ, объединённый общими целями и интересами. А попробуй-ка их найти, если ещё утром эти люди разных возрастов, профессий, национальностей и социальных групп друг друга не знали!Однако, прощаясь, люди часто говорят, что им повезло сегодня с компанией - вот бы ещё собраться и поехать куда-нибудь вместе! И это как раз заслуга экскурсовода. А как этого достичь - вот об этом в следующий раз!


Выберите из списка
2015
2015
2013