Top.Mail.Ru
Чего ожидать от сотрудника, который пишет каллиграфическим...

Чего ожидать от сотрудника, который пишет каллиграфическим почерком

Не один раз приходилось сталкиваться с убеждением некоторых руководителей и HR-ов о том, что обладатель красивого каллиграфического почерка — хороший сотрудник. Действительно, обыденная логика подсказывает: «каллиграфическим, красивым почерком пишут хорошие, «положительные» и способные люди, а коряво и некрасиво пишут люди с недалеким интеллектом (умом) и отрицательными личностными качествами». Так ли это на самом деле? Действительно ли «почерк отличника» — свидетельство «хорошего работника (подчиненного, руководителя), и наоборот?

В своей статье «Каллиграфия и Графология: идеальное в реальном, порознь или вместе?» И. Гольдберг (руководитель нашего Графологического Агентства и школы научного графоанализа) уже затрагивала тему психологии каллиграфического почерка.
(http://grafologia.co.il/ru/index.php?option=com_content&task=view&id=297&Itemid=31)
Она пишет:

«Каллиграфичность обычного почерка – это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью. Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка (если это не задуманная художественность надписи каллиграфа или чертежника, не надпись на открытке) — нездорОво, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический почерк самобытным с художественной точки зрения), и, во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и полное замещение им (где главное — сознательное внимание, и оно направлено на соответствие Форме) беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности».

Таким образом, каллиграфичность как основная характеристика почерка, – отражает проявление усиленного Супер-Эго, нашего «Идеального Я» в ущерб индивидуальности и самобытности человека. К чему это приводит? К усиленному самоконтролю, четкому следованию инструкциям и правилам, шаблонному, стереотипному восприятию и мышлению.

С одной стороны, люди, обладающие правильным, каллиграфическим почерком руководствуются словами «Надо, Должен, Обязан». Они перфекционисты с большой буквы, ответственны, стремятся все сделать на оценку «отлично» (в психологии это называется «синдром отличника»), социально нормативные и «правильные», с точки зрения общества, люди.

Вроде бы отличные качества для работника. Но у всего этого есть и оборотная сторона медали. И с другой стороны — эти люди зажимают в себе проявление самобытности, индивидуальности (нестандартные задачи поставят их в тупик, как и необходимость разрулить возникшую ситуацию).
Поскольку стабильность, потребность к перестраховке страх оступиться – для них важнее всего, то настолько же чужды и неприятны для них будут любые моменты неопределенности или необходимости принятия самостоятельного решения, проявления инициативы.

Им крайне важна оценка со стороны (авторитеты имеют для них огромное значение, при этом они обидчивы и ранимы, чувствительны к критике в свой адрес), все свои и чужие действия соизмеряют с жесткими нормами и правилами поведения (очень критичны по отношению к другим людям, завышают планки (идеализм, незрелость личности), им трудно быть снисходительными, терпимыми к недостаткам окружающих).

Многие руководители делают большую ошибку, думая, что такой «оловянный солдатик» или «отличник-исполнитель», который был на своем месте и справлялся с нехитрыми правилами и функциями «на отлично», будет отлично справляться или функционировать на более высокой, ответственной или самостоятельной должности, требующей проявления инициативы, Личности, гибкости, импровизации, креатива или лидерства в управлении.

«Каллиграфы» также испытывают трудности в адаптации, так не обладают необходимой для этого гибкостью. Жесткий самоконтроль приводит к накоплению отрицательных эмоций, которые периодически выплескиваются на окружающих, когда «терпение кончилось», либо приобретают застойный характер и проявляются в виде психосоматических расстройств здоровья.

Стрессоустойчивость таких людей тоже небезгранична. Не умея расслабляться как физиологически, так и психологически, а этот процесс крайне важен для восстановления затраченных усилий, они держат удар, пока хватает энергетических резервов, постепенно истощая их.

Излишний перфекционизм сдерживает их от проявления инициативы, смелости, решительности (они крайне опасаются совершить ошибку, сделать что-то не так, перестраховываются по любому поводу).

С точки зрения стандартных компетенций, можно сказать, что сильные стороны человека, обладающего каллиграфическим (или близким к нему аккуратным, «прописным», стандартным письмом) являются:
-ответственность
-ориентация на качество
-нацеленность на результат
-тактическое планирование и организация процесса
-анализ проблем

Слабые же стороны заключаются в сниженном уровне, либо отсутствии:

  • адаптивности
  • позитивного мышления, легкости и непосредственности
  • инновационного и коммерческого мышления
  • системного мышления (умение отделять главное от второстепенного)
  • инициативности, смелости
  • гибкости и ассертивности
  • лидерства

Что же касается межличностных навыков (межличностное понимание, работа в команде, построение взаимоотношений), то они носят, как правило, формальный характер.

Таким образом, принимая на работу сотрудника с правильным, каллиграфическим письмом, Вы обезопасите себя в плане исполнительности данного человека, ответственного отношения сотрудника к выполнению своих обязанностей. Однако не ждите от него инициативы, креативности, умения быстро реагировать на изменяющиеся условия и перестраивать свою линию поведения сообразно им (что бывает крайне важно в кризисные времена).

Вспомните школьных «круглых отличников»: оценка «отлично» — прежде всего оценка четкого исполнения четко определенных заданий, умение соответствовать и исполнить, вот за что ставится высший балл в школе и институте.

Если Вы думали, что «отлично» — означает «отличие» или «индивидуальность», Вы ошибались. Именно «синдромом отличника» объясняется огромное несоответствие количества «подающих большие надежды» краснодипломщиков – количеству действительно реализованных, ярких и успешных личностей в условиях реальной жизни (почерк которых весьма далек от каллиграфичного).

*Описанные выше характеристики носят только тенденциозный характер, произвести профессиональную оценку почерка и указать степень проявления тех или иных личностных качеств может только профессиональный эксперт.

Дрыгваль Лариса,
http://grafologia-msk.ru
Эксперт-графолог, кандидат психологических наук,
специалист Графологического Агентства Инессы Гольдберг

2601
Комментарии (31)
  • Соглашусь с каждым словом:)
    Для читателей этой статьи и тех, кому была интересна данная тема, хочу сказать, что Лариса Дрыгваль - особенно близко занималась и исследовала вопросы каллиграфии. Хочу дать ссылку на фоторепортаж ее выступлений в Музее Каллиграфии:
    http://grafologia.co.il/ru/index.php?option=com_content&task=view&id=298&Itemid=30

  • 13 августа 2009 в 19:04 • #
    Иван Карнаух

    Дабавлю:

    Лариса очень серьезный, вдумчивый исследаватель и практик.

    С ув. К.И.

  • Иван, ну тут нельзя не согласиться:).
    И еще - единственный на сегодняшний день на всю Москву специалист в нашей области.

  • 14 августа 2009 в 08:52 • #
    Иван Карнаух

    Инесса!
    Не думаю, что в нашей огромной Москве больше нет специалистов в этой области. Может быть не такие профессиональные, но есть.

  • Иван, конечно же, дело не в конкуренции. Говоря о том, что Лариса Дрыгваль - действительно единственный в своем роде специалист в Москве, я подразумевала только то, что в России пока нет ни Школ Графоанализа (наша Школа - иностранная, Лариса обучалась в Израиле), ни какого-либо другого обучения, которое соответствовало бы графологическому образованию европейских стран. Лариса - обладатель такого образования.

    Это не только мои слова, об этом говорит и сегодняшняя международная выставка в московском музее Каллиграфии, где Лариса представляет (не первый год) наше Агентство. И, конечно, это и признание историков, которые именно ей доверили провести экспертизу почерка российского царя и другого лица, подтвердить или опровергнуть идентичность, а также описать его характер, - о чем готовится телевизионный документальный фильм.

    А вот с фразой "Может быть не такие профессиональные, но есть" - действительно, поспорить нельзя. Но если не профессиональные, то это уже не будет считаться, что "есть специалисты".:)

  • 14 августа 2009 в 17:33 • #
    Лариса Дрыгваль

    Иван, спасибо за ваш отзыв.
    Для нашего Агентства важно не соперничество с кем-либо, а возможность профессионально расти и развиваться.

    Вдвойне приятно, что нашу школу официально пригласили принять участие в праздновании годовщины Международного Музея Каллиграфии (единственный музей такого рода в нашей стране). Сегодня я была на этом мероприятии. Там присутствовали зам.министра культуры, представители Юнеско, различных посольств и конфессий.

    Нас также официально пригласили принять участие на 2 международной выставке искусства каллиграфии; провести несколько мастер- классов по графоанализу. Подробнее об этом мероприятии можно будет узнать на наших сайтах.

  • 14 августа 2009 в 18:33 • #
    Руслан Алиев

    Маленькое «но». Как обладатель "каллиграфического почерка", могу уверить господ экспертов, далеко не всегда "каллиграфичность" - признак репрессивного самоконтроля. В моём случае я умышленно вырабатывал этот навык (ещё в школе, когда писал стихи) и тогда это целиком был для меня "шанс" выделиться среди сверстников. Вся концепция рушиться на этом самом маленьком "но": что бы быть экспликацией репрессивного влияния супер-эго, "нечто" должно уже быть оформившейся частью "Я-идеал". В современном культурном контексте "каллиграфичность" почерка вовсе не является атрибутом "престижности", "социентальной адаптивности". Так, может быть, и это лично моё, "не-экспертное" мнение, каллиграфичность почерка скорее черта "поэтичных", "неординарных" натур, а не несчастных жертв кастрационного комплекса с вождистскими замашками?

  • 14 августа 2009 в 19:58 • #
    Лариса Дрыгваль

    Сам стиль каллиграфичности может быть разнообразным. Я писала в статье, что только специалист может увидеть нюансы этого стиля.

    Но, если этот стиль стал непосредственным письмом ( его используют постоянно, повседневно), то в нем будет отражаться высокая степень перфекционизма (быть лучшим, быть на высоте, не прощать себе ошибок).

    Такой повышенный самоконтроль, искусственность, продуманность поведения становится уже частью человека, своеобразной маской, и человек вполне может этого уже не замечать, принимая за свою сущность(ЭГО).

    Зная многих каллиграфов лично (а это очень творческие люди и многие из них не только каллиграфы, но и поэты, художники), могу Вас уверить, что обыденное письмо у них далеко не каллиграфично, а вполне спонтанно, с индивидуальным стилем и упрощениями.

    Что же касается Вашего почерка- я его не видела, чтобы судить о степени его каллиграфичности. Возможно, он имеет скорость и индивидуальные, оригинальные, упрощенные элементы, которые будут трактоваться уже несколько иначе. Но, доля демонстративности и высокая зависимость от мнения социума при этом остается.

  • 14 августа 2009 в 21:09 • #
    Иван Карнаух

    Лариса!
    А что по анализу почерка царя?
    Мне интересен его психологический тип. Куда только его не относят.
    С ув. К.И.

  • Иван, а про какого из них речь?? Которого относят?
    Пока, возможно, это секрет, мы только что почерки получили. В личке можно поговорить;)

  • 14 августа 2009 в 21:16 • #
    Иван Карнаух

    ок!

  • Руслан, ничего личного.
    Не могу не обратить внимание на Ваш стиль речи:

    "....господ экспертов",
    "....каллиграфичность почерка скорее черта "поэтичных", "неординарных" натур, а не несчастных жертв кастрационного комплекса с вождистскими замашками?" и др.
    Почему - вот так? :))

    И еще, масса Вашего сообщения - например, отдельные мысли не отделены новыми строками, не говоря - абзацами.

    Впрочем, даже если это (стиль речи) относится к Вашему почерку, к делу это не относится. Этих понятий никто не говорил, и не мог так сказать - Вы утрировали не совсем, по-видимому, верно понятую до конца концепцию. Не спешите обижаться за "красивость" своего почерка.

    Своей фразой "умышленно вырабатывал этот навык (ещё в школе, когда писал стихи) и тогда это целиком был для меня "шанс" выделиться среди сверстников" Вы подтвердили все, сказанное в статье. Повышенное внимание Форме (содержание в почерке - спонтанность, скорость, динамика, проявление себя) - есть повышенное внимание Форме.

    Это и привнесение сознательного, контролирующего, ограничивающего свободу (контрактирующего) начала. И "выделиться" красивостью - а не, например, позволяя себе особую небрежность или "корявость", это потребность выделиться хорошестью, даже если сам человек этого не хочет признавать.
    Это крик об одобрении и признании. Верно, казалось бы, это крик "о себе и своем Я", но это призыв к одобрению и вниманию общества к себе именно как исполнителю роли, к которой приучали себя и которая специально исполняется.

    Поэтичность - вполне может быть, и чувствительность тоже, - более того, она часто и бывает, даже повышенная, субъективная, поскольку хорошо развита при каллиграфичности или красивости - именно средняя зона почерка (Эго, Фрейд).
    Но горячиться и сразу думать самое ужасное не нужно, ни "кастрации", ни "вождистских замашек" никто не обещал:)

    Предлагаю Вам просто показать свой почерк.

  • 14 августа 2009 в 21:24 • #
    Лариса Дрыгваль

    Иван, про почерк Александра 1 напишем обязательно, а пока этот проект только в стадии разработки свовместно с Рен-ТВ.

  • Вот, выдала (почти) всё. Но раз разрешаешь говорить имена... ;)

  • 14 августа 2009 в 21:43 • #
    Лариса Дрыгваль

    Музей каллиграфии предоставил на этот почерк ( в этом секрета нет особого). Спасибо им большое за эту возможность!

  • Но я не знала лично твоего мнения - может быть, ты хотела, чтобы это оказалось секретом до выхода твоего интервью:)

  • 14 августа 2009 в 23:51 • #
    Ольга Дробязко

    Всем, здравствуйте!

    Очень интересную тему начала Лариса.

    На днях работала с клиентом, "попался" каллиграфический почерк. С первого взгляда (обывателя) - все очень "красиво".

    Но при более глубоком рассмотрении оказалось, что человек очень много себе запрещает, много усилий уходит на поддержание "красивой картинки" в жизни, что зафиксировалось и в почерке.

    Как выяснилось, у автора почерка были очень непростые отношения в прошлом (в основном с родителями). Постоянные требования быть "хорошим, правильным" cо временем привели к тому, что с помощью установок: "красиво", "лучше, чем у других" - стало вырабатываться четкое понимание того, что надо быть "лучше всех".

    В подсознании это зафиксировалось определенным образом. Там не было места индивидуальности, казалось бы, стало все как у всех, и даже лучше, но при этом автор почерка со временем стал испытывать большое неудовлетворение от жизни.

    ....к чему это привело? Потеря индивидуальности, нерешенные внутренние проблемы, потеря настоящего интереса к жизни.

  • Ольга, спасибо за "иллюстрацию" к статье Ларисы!
    Да, такое нередко бывает.

  • 15 августа 2009 в 00:19 • #
    Лариса Дрыгваль

    Интересно, что это "лучше, чем у всех" принимается за свою индивидуальность. Но это не более, чем установка Супер-Эго (Имидж, маска), которая постоянно требует оценки со стороны, опосредованности своих действий (соответствую я образу, который выбрал?).

    Настоящая же индивидуальность (ЭГО) не требует таких подтверждений, она расслабляет личность (в противовес постоянному контролю Супер-ЭГО), делает человека самодостаточным (не нужно оценки со стороны, внешнего подтверждения своему стилю и имиджу).

  • "...Настоящая же индивидуальность (ЭГО) не требует таких подтверждений,..."
    ________________________________

    Тут все же хочу уточнить, чтобы мы не запутали читателя - это в случае "здорового" Эго. Здесь (в каллиграфическом, или красивом, или стильном) почерке, как правило, особенно выразительна (акцентируется) средняя зона.

    Эта зона в почерке - формально связана с зоной Эго. И я хочу подчеркнуть, чтобы не было разночтений, кто прочтет: не любое Эго - хорошо:).

    В данном случае речь пойдет не об умеренном, свободном и независимом Эго ("здоровый Эго-изм"), а именно о сосредоточении на запросах Эго, оно постоянно просит "пищи" в плане внимания и дивидентов. И супер-эго, конечно, способствует выстраиванию перфекционизма и оценочности.

  • 16 августа 2009 в 17:52 • #
    Инна Свириденко

    Лариса, многое из того, что написано в статье, соответствует моим не специальным наблюдениям. Но есть моменты, которые, думаю, следует уточнить.

    Например, я бы развела понятия ответственность и исполнительность. Согласна, человек с каллиграфическим почерком м.б. очень исполнительным, но не обязательно ответственным.

    Еще, полагаю, не все все отличники и "краснодипломники" стремятся к обретению каллиграфического почерка. Я закончила школу с золотой медалью, красный диплом по окончании академии госслужбы, кандидатские экзамены сданы на отлично. Мой почерк всегда был сложным, а после того, как в 9-м классе я освоила стенографию, я легко понимаю почерк врачей, но они не всегда - мой.

    Мой сокурсник - школьный отличник, на медаль не потянул, закончил техникум, 2 вуза, президентскую программу - все с красными дипломами, хотя пересдавал для этого ряд дисциплин, стремится во всем быть лучше, действительно с комплексом отличника, но видели бы Вы его почерк. В группе кроме меня его конспекты мог читать только он сам.

    Вывод: человек с каллиграфическим почерком, как правило, исполнительный работник, но не обязательно ответственный. Каллиграфический почерк не является гарантом высокого уровня интеллекта.

    Лариса, в статье меня особенно заинтересовала фраза:
    "Им крайне важна оценка со стороны (авторитеты имеют для них огромное значение, при этом они обидчивы и ранимы, чувствительны к критике в свой адрес), все свои и чужие действия соизмеряют с жесткими нормами и правилами поведения (очень критичны по отношению к другим людям, завышают планки (идеализм, незрелость личности), им трудно быть снисходительными, терпимыми к недостаткам окружающих)".
    Есть ли практические исследования корреляции недостаточного уровня личностной зрелости и особенностей почерка?

  • 16 августа 2009 в 19:35 • #
    Лариса Дрыгваль

    Инна, спасибо за Ваши уточнения и комментарии. Отлично, что разворачивается дискуссия.

    Отвечаю на Ваши уточнения и вопросы:

    1. Говоря про ответственность, наверное, стоит ввести понятие "уровень ответственности", тогда становится понятно, что люди с высоким уровнем перфекционизма (часто именно этот стиль мировоззрения и восприятия передается через каллиграфический почерк- но это обобщенно) затрудняются брать на себя повышенную ответственность. Но не потому что "безответственны" по причине расхлябанности, непредсказуемости поведения или лени, а из-за страха совершить ошибку, сделать не так как положено, получить в свой адрес критические отклики начальства или коллег.

    2. В статье рассматривается только тенденция писать каллиграфично (стандарт), и чаще всего именно отличники имеют такой почерк, но не все и не всегда. В этом случае ( в случае каллиграфического почерка вообще) желание получить оценку "Пять" продиктовано завышенными к ребенку стандартами, критическим и оценочным воспитанием со стороны родителей. Ребенок боится получить другую отметку из-за страха, старается учиться на "отлично", не потому что учиться интересно и приятно, а потому что "Так Надо", "Я должен быть лучшим", иначе меня не примут, накажут, расстроятся, что "Я не смог". В этом случае и воспитывается усиленное Супер-эго, установочность перфекциониста, о которой шла речь в статье.

    В приведенном Вами примере отличники "состоят совсем из другого теста": судя по-всему скорость почерка Вашего друга, да и Вашего почерка высока, форма нестандартна, упрощена (стенография только помогла в этом). Все это показатели высокого интеллекта, проявления индивидуальности ( и это отнюдь не стандарт школьных прописей, который не является показателем ума). Подробнее о связи ителлекта, индивидуальности и почерка можно почитать в наших статьях "Ум и почерк" , "Писать каллиграфично-быть хорошим, писать коряво-быть плохим?"

    3. Насчет исследований, подтверждающих выводы, описанные в статье: Да, конечно такие исследования проводились, и не один раз, более того научная графология имеет достаточно эмпирического материала, чтобы быть признанной как научная дисциплина (что уже произошло в ряде Европейских стран, наши друзья - Государственный институт графологии в Венгрии). Ознакомиться с этими исследованиями, диссертациями и монографиями можно на нашем портале www.grafologia.co.il

  • 16 августа 2009 в 20:32 • #
    Инна Свириденко

    Лариса, спасибо за ответ. Не сомневаюсь, что графология основана на большом эмпирическом материале, включающем в себя различные аспекты личности.

    Конкретизирую свой вопрос: проводились ли исследования, в ходе которых была бы выявлена связь между особенностями почерка и уровнем зрелости личности?

    Если да, то на основе каких методик определялся уровень зрелости?

    В своем диссертационном исследовании я, опираясь на теорию Хосе Стивенса (книга Приручи своих драконов), анализировала проявления у лиц зрелого возраста 5-ти уровней личностной зрелости. Был разработан опросник "Уровень зрелости личности" в 2-х модификациях. Еще один - поведение личности в проблемных ситуациях (конфликтность). Далее были установлены устойчивые корреляции между уровнем зрелости личности и особенностями поведения в проблемной, конфликтной ситуации.

    В цитируемой фразе содержится описание личности, во многом соответствующее уровню зрелости, условно названному Дошкольник-Младший школьник. Действительно, в этом возрасте ребенок учится писать и старается делать это аккуратно.

    Если подобные исследования проводились, можно было бы дополнить типовой портрет человека зрелого возраста с доминирующим уровнем зрелости Дошкольник теми данными, которые были получены Вами.

  • 17 августа 2009 в 00:37 • #
    Лариса Дрыгваль

    Инна, хочу еще раз подчеркнуть, что графологический анализ- не мой авторский метод, когда я писала эту статью я опиралась на научные графологические знания.

    Что же касается определения уровня зрелости личности, то без него никак в анализе почерка не обойтись. Исследованиями определения уровня личностной зрелости в почерке и уровня развития личности занимались: проф. Клагес (Formniveau), проф. Юнге, Содек (Standard-Class), Брукс..Таких уровней в современной графологии определяется 5: примитивный уровень, банальный уровень, ср.уровень (стандартный), индивидуальный и гениальный.

    Для графолога важно определить и относительную самостоятельность личности ( в мышлении, в действиях), самодостаточность (соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида), активность личности, чтобы сделать вывод о личностной зрелости. Для определения этих параметров существуют определенные графологические синдромы. Описывать их все сейчас было бы затруднительно.

  • 17 августа 2009 в 18:22 • #
    Инна Свириденко

    Лариса, для меня информация о том, что есть работы по определению уровня личностной зрелости в почерке - является новой. Уже глаза горят от любопытства ))))

    Если несложно, подскажите литературу или ссылки в инете. Спасибо.

  • 17 августа 2009 в 22:12 • #
    Лариса Дрыгваль

    Пожалуйста , Инна, вот ссылка http://books.google.co.il/books?id=MAi9L2ofmUkC&pg=PA136&dq=Saudek Standard-Class#v=onepage&q=&f=false на одно из изданий по графоанализу.

    К сожалению, на русском языке Вы найдете очень мало источников (либо сомнительные), поскольку графологический анализ больше развит и применяется в Европе и Израиле, нежели в России. Наша школа старается как-то восполнить эти пробелы в российской науке.

    Можете почитать статьи на наших сайтах, более того, мы планируем выпустить обучающие DVD-диски, где будет освещена эта тема.

  • Инна, здравствуйте.

    Добалю к сказанному Ларисой - в свободном доступе в Интернете, практически нет хорошей библиографии, данная ссылка дает только куски из книги Роберта Содека (R. Saudek). - http://books.google.co.il/books?id=MAi9L2ofmUkC&pg=PA136&dq=Saudek#v=onepage&q=&f=false

    Магазинные сайты, как правило, не дают доступа к самым-самым страницам (нужные страницы 131-134), поэтому лучше всего приобретать эти книги. Можно также найти много хорошей литературы и купить через сайт Британской графологической Академии.

    К сожалению, как сказала Лариса, нет профессиональной литературы. Именно поэтому мы сами выпустили серию из 8 книг на русском языке, где в простой форме объяснены некоторые из основных положений и принципов современного европейского графоанализа.

    Однако, если владеете английским, немецким или французским (ивритом вряд ли, наверное), то Вам открыта дверь к очень богатому материалу. Названия работ и книг можно посмотреть здесь:
    http://grafologia.co.il/ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=19&Itemid=34

  • 17 августа 2009 в 00:43 • #
    Алексей Пумпянский

    приятная статья, подтверждающая как и информацию о "красявостях в почерке", так и жизненный опыт.

  • Алексей, Вы наблюдательны:)
    Но осторожно и здесь. В статье обрисована тенденция, но не описаны более сложные феномены.

    Да, порой не особо эстетически красивый почерк может свидетельствовать о незаурядном человеке, высоком IQ и многом другом. У врачей неразборчивые часто почерки, замечали (см. илл.)?

    Но не ловите, пожалуйста, на слове - конечно, не каждый некрасивый или корявый почерк - несет хорошее, ни в коем случае. Как и не каждый почерк, имеющий эстетические элементы, "плох". И уж тем более, не стоит проводить простых обратных аналогий: все отличники (пишут так-то, имеют такие-то черты) и т.д.

    Просто - нужно разбираться в нюансах, а они - совсем не очевидны на взгляд неопытного человека.

    Если какие-то признаки умеренно выражены и сочетаются с другими необходимыми признаками, они несут более нейтральные или благоприятные характеристики. Элементы симметрии, эстетики, читабельность могут дать от визуальности, вкуса, до этикета, культуры и до хорошей социальной адаптации, ориентированности на человеческий фактор и отношения (грубо).

    Всегда хороша и желательна мера, "золотая середина". И та каллиграфичность и степень "красивости", о которой идет речь - является не "золотой серединой", а больше крайним проявлением: слишком низкая скорость, слишком неравное состояние напряжения и расслабления, нарушение здоровой регуляции, слишком Форма подавляет "содержание" - свободное Движение и т.д..


Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009