Top.Mail.Ru
О каллиграфичности почерка и не только...

О каллиграфичности почерка и не только...

Каллиграфичность обычного почерка – это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью. Причем, каллиграфичность может быть и полуосознанной, человеку «приятно и комфортно» писать таким образом, ему нравится красиво и эстетично оформлять свой почерк.

Только ли в эстетике и внешнем виде заключается смысл такого рода письма? Уже давно доказана связь между функциями мозга, психической деятельностью и мелкой моторикой руки. Так какие особенности психологии «каллиграфа» отражает каллиграфический почерк?

Как и любой вид почерка, каллиграфический имеет две стороны медали. Нельзя считать его идеалом и образцом для подражания. Но, и нельзя называть такой почерк безличным и ограниченным. Все дело в пропорции каллиграфичности в каждом конкретном случае, в сочетании стилизованности формы, жесткости следования написанному шрифту с динамическими и глубинными аспектами почерка: нажимом, скоростью, движением, особенностями линии, связок, окончаний штриха. И только специалист может определить грань «индивидуации почерка».

Будучи хорошо знакомой с принципами каллиграфии, я хочу сосредоточить внимание не столько на внешней «красоте и выписанности формы» каллиграфического почерка (отражающей внешнюю строну- имидж, внешний вид, Я-образ в глазах окружающих), сколько на глубинных принципах здорового, гармоничного распределения нажима (отражающих психофизиологическую суть).

Здоровый, гармонично-распределяющийся нажим осуществляется следующим образом: линия, идущая вниз, на себя — пишется более сильно, а линия, идущая вверх, от себя -слабее. Такая ритмичность на протяжении всего почерка (вниз — сильнее, вверх -слабее) свидетельствует об отличной психической саморегуляции человека, гармоничном чередовании циклов напряжения и расслабления, возбуждения и торможения психики.

Правильной, глубинной ритмичности письма стоит поучиться у специалистов- каллиграфов. Умение распределять свои усилия в почерке (причем уже на неосознаваемом уровне, когда «таким образом» комфортно писать) помогает человеку лучше адаптироваться и в жизни, позволяет распределять свои усилия более продуктивным образом. Что же касается «внешней красоты» почерка, следование какому-то стилизованному шрифту — то это как раз то, что мешает человеку быть более гибким и восприимчивым, развивать свою индивидуальность. Строгое следование стереотипам не делает человека адаптивным, а как раз наоборот, ограничивает его функциональность жесткими принципами и догмами.

Учителя начальных и средних классов, родители не должны требовать от учеников и детей внешней красивости почерка (не у всех это получится даже по-чисто физиологическим причинам). Намного важнее (даже для физического здоровья, не говоря о психологическом!) научить ребенка гармонично распределять нажим в почерке, способствуя таким образом, закреплению здоровой саморегуляции всего организма, улучшая социальную и личностную адаптацию.

Да и взрослым не помешало бы способствовать оздоровлению своей психики умением правильно распределять усилия на уровне мелкой моторики, воздействуя тем самым, и на внешнюю активность.

Лариса Дрыгваль, эксперт-графолог, кандидат психологических наук

Школа научного графоанализа Инессы Гольдберг,http://www.grafologia.co.il

Представительство в Москве: Графология- MSK,
http://www.grafologia-msk.ru

455
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009