Показатели почерка при определении психотипа - краткие...

Показатели почерка при определении психотипа - краткие рекомендации

Показатели почерка при определении психотипа - краткие рекомендацииЗдравствуйте, друзья и коллеги!

Я хочу рассказать о возможности использовать графологический анализ (анализ почерка) при определении психотипа личности. А определение психотипа — может очень пригодиться в жизни, работе с людьми, в профориентации.

Занимаясь графоанализом www.grafologia.co.il/ru, я решила рассказать об определении психотипа по почерку, поскольку это не только возможно, но и относительно несложно делать.

Разумеется, в этой небольшой статье я дам только самое элементарное, более сложным и тонким приемам можно обучиться в нашей Школе Графоанализа, но это потребует больше времени. Сейчас — я представлю самые основные показатели в почерке, отвечающие за ту или иную психическую функцию.

Итак, речь прежде всего пойдет о четырех основных элементах формы в почерке.

  1. Поговорим о корреляции форм почерка с психическими функциями личности (оригинальное учение К. Юнга).
  2. О корреляции с компенсирующими особенностями личности и т.н. ложными «функциями».
  3. Поговорим о формообразовании вообще: о психофизиологической природе основных форм и о психодинамическом стереотипе каждой из форм.

______________________________________________________

  1. Корреляции форм почерка с психическими функциями личности (оригинальное учение Юнга):

Говоря о четырех основах формы, важно знать, что они обусловлены ни чем иным, как четырьмя основными психическими функциями личности, в соответствии с учением К.Г. Юнга.

Речь идет о функциях в оригинальном юнговском смысле: это Логика (рассудочность), Этика (чувства), Интуиция (наитие) и Сенсорика (ощущение).
Не углубляясь в учение Юнга и обсуждение самих психотипов, только скажу, что из данных психических функций — какая-то одна является доминантной в личности, две – могут быть вспомогательными, а последняя функционирует в бессознательном.

Итак:
Есть две рациональные функции:

  1. Логика
  2. Этика

И есть две иррациональные функции:

  1. Сенсорика
  2. Интуиция

Две рациональные функции:

  1. Аркадическая (выгнутая) форма

Логика – ориентация в жизни посредством понятий, анализа и выводов относительно сути вещей.
Логика рациональна, поскольку основана на системе таких ценностей, как «верно или нет», «подлинный или нет», «целесообразность» и т.д.

Графологически «логика» проявляется предпочтением в почерке выгнутых форм, или аркад.

  1. Гирляндическая (вогнутая) форма

Этика – также является рациональной функцией, поскольку основана на системе таких ценностей и оценок, как «красиво-некрасиво», «хорошо-плохо», «нравится – не нравится» и т.д.

Графологически «этика» отражается преобладанием в почерке вогнутых форм, или гирлянд.

Две иррациональные функции:

  1. Углы и прямая форма

Сенсорика –ориентация «ощущением реальности». Суть и возможности вещей воспринимаются такими, какие есть, непосредственно (без какой-то предварительной системы), восприятие всего «ощущая через себя».

В почерке «сенсорика» отличается преобладанием прямых линий и углов.

  1. Нитеобразная форма

Интуиция — ориентация в жизни посредством непосредственного (без системы) проникновения в суть вещей и достижение сути их скрытых возможностей.

В почерке «интуиция» выражается нитеобразными штрихами и формами.

  1. Корреляции с компенсирующими особенностями личности и т.н. ложными «функциями»:

Все 4 формы – коррелируют в целом с психическими функциями, но они шире функций, несут в себе намного большую и сложную информацию.

Именно поэтому мы можем столкнуться с двумя сторонами медали. С одной стороны – существующие корреляции с психическими функциями Юнга, но с другой стороны – если происходит какое-то «замещение», срабатывает какой-то «защитный механизм» или если дело в какой-либо еще особенности или проблеме,— тогда те же, казалось бы, те же формы почерка будут говорить о несколько (или совсем) другом, о компенсациях, потребностях, о других причинах. Они могут внешне казаться признаками каких-то показателей или функций, а по сути это могут оказаться так называемые «ложные функции». Грань бывает очень тонка.

Например, если говорить определениями Юнга, возьмем мыслительный склад личности. Упрощенно это принято называть Логикой, но у Юнга это более точное и выразительное понятие Мыслительная функция – т.е. мыслящее, когнитивное, рассудочное начало. Итак, грань тонка между этим мыслительным и рассудочным началом – и, скажем, между закрытостью, скрытностью, подозрительностью, расчетливостью, бесчувственностью и т.д.;

Грань также будет тонка между, говоря языком Юнга, чувствующим, т.е. переживающим или участливым началом (то, что часто называем Этикой) – и повышенной субъективностью, эмоциональностью. эгоизмом, обидчивостью, завистью, ревностью и т.д.;

Вместо юнговской сенсорики, т.е. приземленного, чувственного, практического, тактического, конкретного начала может оказаться резким, категоричным, примитивным или агрессивным.

Под, казалось бы, интуитивным началом (которое может означать богатое воображение и креатив, генерирование блестящих идей, концептуальное и стратегическое мышление, проницательность и способность, тонко уловив скрытые возможности происходящего — импровизировать в любой ситуации)… под якобы интуитивными признаками — в почерке может маскироваться рассеянность, непрактичность, безвольность, бесхарактерность, поиск утешений в бесплодных мечтах или идеях и т.д..

Что же в почерке на самом деле – весь вопрос в том, а что это за аркады\гирлянда\углы\нити, уместны ли они, где находятся и как выглядят, каков остальной почерк. Т.е. все это зависит от количества и качества той или иной формы в конкретном почерке. И если происходит «злоупотребление» одной формой, или если эта форма проявляется в менее адекватных местах почерка, неуместно и не способствует скорости или читабельности,— то хотя это формально и «та же самая форма», это может оказаться показателем «ложной формы» или «ложной функцией».
Важно понимать это и не спешить принимать одно за другое.

НО! надо также понимать, что одно не обязательно исключает другое, а часто и сопровождает его.
Т.е. запросто может человек мыслительного, логического типа быть при этом еще и скрытным или подозрительным.
Человек чувствующего, эмоционального склада – завистливым, эгоистом или мегаломаном.
Человек сенсорного, ощущающего, чувственного и конкретного склада – брутальным, либо ограниченным, либо зацикленным на мелочах.
А человек интуитивного, легкого и импровизирующего склада – хитрым, либо рассеянным, отвлекаемым,— или неприспособленным к жизни.

  1. Формообразование вообще: о психофизиологической природе основных форм и о психодинамическом стереотипе каждой из форм:
  2. Гирлянда, вогнутая дугообразная форма

Природа гирлянды, вогнутой плавной формы: наибольшее психомоторное удобство, наиболее естественное движение «к себе», инстинктивное хватательное движение. Непосредственность, открытость, искренность (или, как минимум, не искусственность) в проявлении внутреннего душевного содержания. Природа таких психомоторных движений в целом располагает к большей внутренней свободе.

Для большей выразительности можно ассоциативно запомнить это как образ «чаши», чашки, емкости,

  1.  — закрытой снизу и позволяющей накапливать и сохранять что-то внутри,
  2.  — и открытой сверху, что позволяет быть открытым вовне, быть расположенным к открытости и интеракции. Т.е. как получать, принимать в себя (впечатления, информацию, переживания), так и отдавать из себя вовне, делиться этим накопленным содержимым.
  3. Аркада, выгнутая дугообразная форма

Природа аркады, выгнутой плавной формы: наименьшее психомоторное удобство, т.к. здесь речь об уже намного менее естественном движении «от себя», противоречащее рефлексу хватательного движения. Главный мотив, глубинная подоплека этой формы почерка – потеря спонтанности за счет либо анализа, расчета, либо защиты, или закрытости. Здесь – вместо непосредственности будет иметь место опосредованность, вместо открытости — закрытость, на фоне сдерживающего рассуждения или защиты — пропадает искренность проявлений своих чувств и внутреннего душевного содержания. Природа таких психомоторных движений в целом располагает к большему внутреннему контролю, к задействованию сознательных – интеллектуальных, либо защитных механизмов, которые и дают такую опосредованность восприятия и действий.

Для большей выразительности можно ассоциативно запомнить это как образ «перевернутой чаши», или как щит, крыша, прикрытие, которое —

  1.  — закрытое сверху и позволяющее, с одной стороны, «не открываться» — т.е. отгороженность, определить и держать четкую границу своей автономности и личного пространства, где можно «держать все при себе», быть «у себя на уме», а с другой – это позволяет и «не впускать»: обезопасить себя от вторжения и необходимости делиться всем.
  2.  — и открытое снизу, что позволяет как бы закрыться от влияний, быть менее доступным для открытости и интеракции. Т.е. происходит как противодействие к тому, чтобы получать, принимать в себя (впечатления, информацию, переживания), так и к тому, чтобы отдавать из себя вовне, делиться этим накопленным содержимым.
  3. Углы, прямые линии

Природа угловатых и прямых линий едина, поскольку как первое, так и второе – являются резкими, отдельными, твердыми и четкими движениями. Такая потребность в резких движениях и остановках говорит о проявлении волевого, а также контролирующего, напористого, либо зацикленно-механистического, но так или иначе, более жесткого или – более собранного, сфокусированного начала.

Главный мотив, глубинная подоплека этой формы почерка – проявление прямолинейной, однозначной, четкой внутренней сущности личности. Некоторая потеря спонтанности здесь происходит за счет внутреннего контроля, большей напряженности и готовности к борьбе, порой – за счет категоричности, однозначности и конкретности восприятия и недостаточной гибкости.

Вместо открытой душевной расположенности (как в случае гирлянд) или сдержанного и гибкого рассуждения (аркады) мы увидим однозначность, четкость, техничность, пошаговость, резкость или некую толстокожесть, меньшую восприимчивость.

Для большей выразительности можно ассоциативно запомнить это как образ углов и прямых линий («палок»), т.е. это крайне негибкий материал, насколько жесткий и несгибаемый, что он может быть или в прямом состоянии, или – в сломанном. Угол – ни что иное, как резкий излом, когда руке и движению пришлось резко остановиться, сломать более плавную траекторию линии, и резко же изменить ее.

  • Нитеобразность, «змейка»

Самая необычная, отличная от всех остальных, форма в почерке – это нитеобразность. Прежде всего потому, что само понятие «форма», применяющееся к нитеобразности – немного условно, поскольку суть ее в том и состоит, что нитеобразность – есть аморфность, т.е. по-русски, «отсутствие формы».

Кроме того, природа нитеобразности необычна и своей нестандартностью и незапрограммированностью. Выражения «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», «Все течет, все изменяется» — полностью отражают суть нити.
Психомоторно нитеобразность открывает скрытые возможности, она, так сказать, ближе всего к подсознанию (точнее, бессознательному), она непредсказуема, изменчива, бесконечно вариативна и неуловима!

Особенностью нитеобразной формой является то, что ее нельзя уловить и выполнить сознательно, поскольку при сознательном вмешательстве она перестанет быть нитью – это будет зигзаг, кривая и т.д., но не нить. Именно по этой причине ни в одних прописях, ни одной школы мира в буквах нет элемента нити.

Природа нитей прямо противоположна природе угловатых и прямых линий, поскольку нити лишены резкости, они не могут быть созданы в результате отдельных, твердых или четких движений. Их отсутствие говорит о проявлении абстрактной, не оформленной и не конкретизированной психофизической подоплеке (или сути).

В противовес волевому, а также контролирующему началу, более интенсивному и сконцентрированному – возникает как бы «рассеянная» или «разряженная» суть свободной абстрактности, не имеющая ограничений, не скованная условностями.

Человек как бы скользит по поверхности, наблюдает с высоты «птичьего полета» горизонт, перспективу, улавливает тонкие нюансы,— но на него как бы слабее действуют законы гравитации, заставляющие принять какую-то форму, рамки, определенность. Нитеобразность – как бы «не заморачивается» и содержит «открытость всем возможностям». Но зато может и «потеряться».

Вместо однозначности, четкости, некоторой тяжеловатости (как в случае с углами и прямыми) мы видим в нитях свидетельство легкости, изменчивости, незавершенности, утонченности и повышенной восприимчивости.

Для большей выразительности можно ассоциативно запомнить это как образ жидкой субстанции, т.е. это крайне гибкий материал. Настолько, что не имеет или практически не имеет своей собственной формы, его невозможно сломать по определению, его суть податлива и эфемерна. Нить – ни что иное, как расслабленное или свободное написание, движимое облегчением усилия – обтекаемостью и упрощением движения.

На этом — на сегодня все, надеюсь, этот материал Вам будет не только интересным, но и полезным!

______________________________
С уважением,
Инесса Гольдберг
Руководитель Школы Графоанализа
автор обучающих книг

www.grafologia.co.il/ru
#

611
Комментарии (9)
  • 20 мая 2009 в 20:43 • #
    Валерий Белянин

    Логика рациональна, поскольку основана на системе таких ценностей, как «верно или нет», «подлинный или нет», «целесообразность» и т.д.

    вопрос: насколько логично сознание, чтобы проявляться в бессознательном?
    напр. она не вымыла за собой чашку, поэтому она меня не уважает меня.
    напр. он не подписал письмо, значит не уважает меня.
    напр. он не упомянул моего имени, значит не уважает меня
    логичность почерка - почему в выгнутостью связана? (а, не допустим, с угловатостью)?

  • Валерий, спасибо за интересные вопросы!

    "Насколько логично сознание, чтобы проявляться в бессознательном?"

    Сознание - может быть более логично или менее логично, в зависимости от склада и индивидуальных особенностей личности. Можно также сказать, что наше "сознание" - оно не абсолютно сознательно. Установки, принципы, воспитание, среда - важные влияющие факторы, но они влияют и формируют личность не только осознанно, получается, что это тоже часть "подсознания".

    Поскольку сознание - только малая часть "айсберга" и намного большее значение и влияние на наши действия, речь, выбор, решения - имеет именно бессознательное, подсознательное (околосознательное и т.д.), то стоит говорить о проявлении последних - в сознании.
    Т.е. наше сознание - "продукт" осознанности и подспудных влияний, и оно не может быть полностью логичным. Бессознательное - не может быть "продуктом", даже частичным, или полем проявления сознания.

    Правда, это все не касается того, о чем шла речь в моем сообщении, там говорится и описывается "система ценностей", наиболее определяющих "устройство" логики.

    "Почему логика связана с выгнутостью", а также "почему, например, не с угловатостью" - вытекает из исследований психофизиологического "динамического стереотипа". О нем, кажется, я как раз уже упоминала в этом сообщении. Это тоже гибкое движение (резкие психомоторные движения связаны "условно" с сенсорикой и негибкостью), но связанное не с непосредственностью открытости, а с опосредованностью закрытости, рассчета, гибкого опосредованного контроля (противоположное наиболее легкому и эволюционно "натуральному" вогнутому дугообразному движению).

    Имеет место прежде всего подключение сознательных, анализирующих или рассудочных механизмов. Но это, как было сказано, при "нормативных" аркадах, а если это злоупотребление или ненормативность их вида или места - это уже не логика, а только маскирующиеся под нее (внешне) защитные компенсаторные механизмы личности: уже не рациональность, а перестраховочность, не критичность - а критиканство, не сдержанность или рассудочность, а обсессивность, страхи, скрытность, подозрительность и т.д.

  • 27 июня 2009 в 19:38 • #
    Cергей Сергеев

    Здравствуйте всем!
    Извините за опоздание, но все же хочу присоединиться к этой интересной теме.

    А если у человека подпись представляет собой двухэтажную конструкцию, т.е. после заглавной буквы строчные повторяющие элементы расположены симметрично друг другу, при этом верхняя часть аркадная (логик), а нижняя гирлянда (этик). Это что, подспудное проявление компенсаторных механизмов, то что не хватает или это то, что у человека есть в наличии в его характере.

  • Сергей, это надо смотреть глазами, как оно выглядит.

    Легкость в написании, плюс скорость при этих элементах могут говорить и о гармоничности, об амбициях и\или духовности (если это верхняя зона), при этом - и о том, что человек контактирует с собственным подсознанием (нижняя зона), либо имеет потребность в "тыле", защите.

    Многое возможно, возможно также, что я не до конца поняла описание такой подписи. Но самое главное - так или иначе, чтобы судить, что это (логика, этика, компенсаторные механизмы или еще что-то), нужно смотреть на ХАРАКТЕР штриха, движения в этих элементах и всем почерке (подписи) вообще.

    Еще важное, что стоит отметить - по подписи мы не можем диагностировать с той же степенью достоверности, как по почерку. Подпись, автограф, в отличие от почерка - не должен "считаться" с объективными нормами окружающей действительности (с прописями и прописными нормативами), поэтому является лишь визиткой человека (каким он хотел бы видеть себя). Ценность подписи в основном - при наличии текста (почерка) ее обладателя.

    Поэтому если мы будем продолжать дискуссию о психодиагностике или, в частности, психотипах, лучше все же говорить о почерке.

  • 29 июня 2009 в 13:15 • #
    Cергей Сергеев

    Инесса, извини за поспешность, все время забываю про другие критерии в анализе почерка, хотя в данном случае, сам текст мне не попадался, только подпись, там есть и скорость и легкость написания. Конструктивное строение этой подписи мне понравилось и я ее даже отсканировал, надо будет тебе ее показать.
    То что подпись, это всего лишь визитка, я уяснил, но бывают же случаи, когда подпись и почерк очень гармоничны друг с другом и мне кажется, это тот самый вариант и подпись уже может говорить об общих чертах характера ее обладателя.

  • Сергей, этот почерк у тебя на экспертизе был, или просто в жизни встретил?

    Вот, тогда - да, подпись может говорить надежнее. Но в том-то все и дело, что для этого необходимо одно условие, и ты сам о нем сказал: "подпись и почерк очень гармоничны друг с другом".

    Чтобы знать, что это условие выполняется, нужно видеть и почерк (ты, видимо, его видел), но если его нет - мы можем только гадать о соответствии данной подписи почерку этого же человека. Поэтому мы и не можем по подписи обо всем судить.

    Если подпись и почерк проверяемого действительно гармоничны, соответствуют друг другу (размер, наклон, скорость и др.), то это означает, что демонстрируемая "визитка" - действительно оправдана, человек такой и есть, как сам себе и другим себя представляет, - он в точности такой и есть, так и ведет себя, и позиционирует соответственно.

    Нет, скажем, компенсации, просто "непокрытых" потребностей ("возомнил" о себе, но так и не реализовался, остается с горьким ощущением "непризнанного гения"), см. на клиента № 10 в первом наборе.

    Чего не скажешь, по понятным нам с тобой причинам, в случае №22 (там же). Гармоничности там нет, но именно соответствие почерка и подписи 100%, этот человек таков, каков есть, как себя и представляет, не пытается специально притвориться и выдать себя за желаемый образ. Он такой на самом деле:).

    Но напоследок хочу оговориться и обратить внимание на то, что даже при соответствии, когда подпись становится более информативной, она одна все равно не может обеспечить нам всю информацию. Потому, что невозможно увидеть подлинное поведение (все его аспекты), провести психодиагностику всех личностных качеств, рабочих, социальных навыков и т.д., - вне рамок почерка, когда, с одной стороны, нет объективных "условий" (правил и стандартов письма, организации текста в пространстве, интервалов, характера строк и т.д. и т.п.), по отношению к которым и должна проявляться адаптация или отклонения личности; а с другой стороны, когда присутствует фактор случайности, поскольку нет повторяемости.

    п.с. Рекомендую внимательнее присмотреться к "экспертам-графологам", которые по одним подписям психодиагностику личности делают, хотя если они ясновидящие, тогда другое дело:)

    Большое спасибо тебе за развитие этой интересной темы!
    Если нужно, можешь сам открывать новые темы, обсудим.

  • 2 июля 2009 в 21:58 • #
    Cергей Сергеев

    И тебе спасибо, Инесса, за раскрытие смысла подписи.
    Подпись о которой я говорил мне просто попалась случайно, думаю на экспертизу она никогда не попадет, а почерк я видел, мельком и сразу обратил внимание на внешнее сходство между ними. Но теперь, когда я уяснил, что подпись всего лишь красивая упаковка (визитка), у некоторых почему-то не очень, давать характеристику по ней, чревато и болезненно, примерно, как наступить на грабли. Лучше я буду учится на чужих ошибках.
    Еще, спасибо за предложение о новой теме, крутится у меня одна мыслишка, думаю надо будет как-нибудь ее обсудить.

  • Ну почему же о теме, можно и о нескольких, главное, чтобы темы были интересные - открывай, о чем захочешь.

    В твоей неспокойной работе, которая "и опасна, и трудна", наверняка найдется, о чем поговорить (конечно, в рамках почерка и подписи)!

  • 4 июля 2009 в 11:41 • #
    Cергей Сергеев

    Конечно, постараюсь задавать вопросы по темам в рамках почерка и подписи.


Выберите из списка
2015
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009