Авторитаризм-коллективизм: оковы российского бизнеса или...
3 апреля 2009 в 14:33

Авторитаризм-коллективизм: оковы российского бизнеса или конкурентное преимущество?

Авторитаризм-коллективизм: оковы российского бизнеса или конкурентное преимущество?Существует огромное количество исследований, доказывающих, что авторитаризм и коллективизм до сих пор присущ российскому обществу. Двадцатилетняя критика авторитарного стиля управления не помогла изменить ситуацию в российском бизнесе. Российские менеджеры широко практиковали, практикуют авторитарной стиль управления и будут это делать еще длительное время, так как ценности общества меняются оооооочень медленно (и это факт).

Авторитаризм-коллективизм — характерная черта российской управленческой культуры, доставшаяся нам от исторически сложившейся культуры России.

Однако, кросс-культурный подход гласит: плохих культур не бывает, бывают просто разные культуры. Идеология кросс-культурного подхода предлагает иное отношение к этой национальной особенности.

В связи с этим, у меня возникли следующие идеи, которые я бы хотела обсудить с Вами, уважаемые Профессионалы.

Идея: прогрессивной части нашего общества (менеджерам-лидерам, учёным, представителям государства и некоммерческих организаций, а скорее всего всем вместе) необходимо создать такие технологии управления, которые бы гармонично сочетали склонность и российских менеджеров, и российского общества к авторитаризму-коллективизму с потребностью российских компаний отвечать на вызовы национального и глобального рынка, с одной стороны, а, с другой стороны, превратили бы эту склонность в своеобразное конкурентное преимущество.

Например, при помощи механизмов: создание «Кодекса чести менеджера» и историй успеха российских руководителей, продвижение понятных нашему обществу идеалов (положительных образов, моделей Героев-руководителей) российских менеджеров (с акцентом на социальные аспекты), разработка технологий формирования лидеров и командообразования, отвечающих российскому менталитету, ценностям, культурным нормам.

Считаю, что глупо и неэффективно отрицать популярный способ принятия решений российскими менеджерами — «мы посовещались, но я решил», склонность (значит и молчаливое одобрение) российского общества к авторитаризму в бизнесе, использовать западные управленческие практики, базирующиеся на индивидуализме — чуждом для большой части населения России (и постсоветских стран). Важнее решить: что и как с этим сделать, чтоб наша страна стала вновь Великой Россией, теперь уже в эпоху рыночных отношений.

Коллеги! Перед тем, как оставить Ваше сообщение, предлагаю Вам еще раз внимательно перечитать этот текст. Пожалуйста, обратите внимание, что Россия – это не только центральный регион, где функционируют очень продвинутые бизнес-компании. Я поднимаю проблему российского масштаба, а не центрального региона, в котором очень заметно влияние Запада, следовательно, индивидуализма.
В России, в целом, до сих пор авторитаризм-коллективизм остается доминирующей культурной чертой, которая ярко проявляется и в бизнесе. До сих пор этот факт подтверждается большинством исследователей из разных стран, в т.ч. российскими учёными.

Профессионалы, Ваше мнение: авторитаризм-коллективизм: оковы российского бизнеса или конкурентное преимущество? можно ли сделать из этой доминирующей (уже много веков) культурной черты конкурентное преимущество для современного российского общества, для российского бизнеса и его успешного будущего? как? каким образом? что для этого необходимо? какие ресурсы задействовать? кто может это сделать? нужно ли это?

245
Комментарии (1)
  • 29 апреля 2009 в 11:59 • #
    Елена Шуткова

    Коллеги, всё таки авторитаризм-коллективизм: оковы российского бизнеса или конкурентное преимущество?


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008