Чему и как нужно учить HR-ов?
11 марта 2009 в 11:15

Чему и как нужно учить HR-ов?

Здравствуйте! Я собираю материал для статьи. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями:

  1. Что должен знать менеджер по персоналу?
  2. Какими навыками должен обладать специалист в сфере человеческих ресурсов?
  3. Какие методики эффективнее всего развивают нужные качества?
  4. Какие тренинги вы можете посоветовать?
  5. Сколько времени нужно уделять на обучение и развитие?
371
Автор:
Комментарии (11)
  • 11 марта 2009 в 11:30 • #
    Андрей Бахарев

    Анна, не поленитесь воспользоваться поиском, все давно уже описано, например в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и др. служащих.

    1.Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом; законодательство о труде; основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг; порядок ценообразования и налогообложения; основы маркетинга; современные концепции управления персоналом; основы трудовой мотивации и системы оценки персонала; формы и методы обучения и повышения квалификации кадров; порядок разработки трудовых договоров (контрактов); методы и организацию менеджмента; основы технологии производства и перспективы развития предприятия, учреждения, организации, структуру управления и их кадровый состав; основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда; основы производственной педагогики; этику делового общения; передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом; основы организации делопроизводства; методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; правила и нормы охраны труда.

    2.Должностные обязанности. Организует работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия, учреждения, организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников. Обеспечивает укомплектование предприятия, учреждения, организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации. Определяет потребность в персонале, изучает рынок труда с целью определения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами. Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с целью комплектования штата работников. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры. Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников. Организует проведение оценки результатов трудовой деятельности работников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей. Совместно с руководителями структурных подразделений участвует в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижения в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников. Разрабатывает систему оценки деловых и личностных качеств работников, мотивации их должностного роста. Консультирует руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом. Принимает участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов. Составляет и оформляет трудовые договоры и контракты, ведет личные дела работников и другую кадровую документацию. Осуществляет руководство подчиненными сотрудниками.

    3,4, 5. Про методики вопрос спорный, тут каждый кулик свое болото и свою методику хвалить будет, да и от самого обучаемого зависит. Времени на обучение и развитие нужно уделять столько, сколько не мешает исполнению должностных обязанностей.

  • 11 марта 2009 в 11:56 • #
    Валерий Хвалев

    1. Что должен знать менеджер по персоналу?
    ---
    ни что, а кого :) Людей и себя

    2. Какими навыками должен обладать специалист в сфере человеческих ресурсов?
    ---
    продавца

    3. Какие методики эффективнее всего развивают нужные качества?
    ---
    личные продажи

    4. Какие тренинги вы можете посоветовать?
    ---
    базовый тренинг по нумерологии, по соционике, Финансовый Олимп, ДФС

    5. Сколько времени нужно уделять на обучение и развитие?
    10% в лучшие времена

  • 11 марта 2009 в 12:38 • #
    Мария Будихина

    В первую очередь, менеджер по персоналу должен уважительно относиться к людям, будь то сотрудники компании или же кандидаты.
    Нельзя забывать о том, что менеджер по персоналу - это все-таки лицо компании, ведь первый человек с кем мы встречаемся при приеме на работу, это именно менеджер по персоналу. Соответственно и о общее мнение о компании может сложится на начальном этапе, чаще всего уже на собеседовании.
    Согласитесь, вряд ли Вы пойдете работать в компанию, где с Вами по-хамски общались на собеседовании, а сейчас, к сожалению это случается довольно часто. Поэтому я считаю, что менеджер по персоналу в первую очередь должен обладать навыками общения с людьми.
    - Хорошие тренинги проводит Светлана Иванова.

  • 11 марта 2009 в 13:10 • #
    Людмила Кольцова

    Андрей Бахарев как всегда прав, в том числе и по требованиям к HR специалисту.
    Хотелось бы от себя поделиться опытом в ЕС ввода в должность HR-а.
    Там считается, что специалист по работе с персоналом ОБЯЗАН знать все участки работы. Поэтому прежде чем занять даже низовую должность в подразделении по работе с персоналом он обязан пройти стажировку ВО ВСЕХ подразделениях компании. Лично у меня для оформления на специальность статистика и аналитика в HR - управлении потребовалось затратить шесть месяцев на стажировку в других подразделениях ( на момент устройства на работу стаж по профессии составлял 5,6 лет). Кстати общалась с коллегой из южно корейской фирмы там аналогичная ситуация только стажировка год.
    Причина такого подхода со стороны руководства фирм необходимо знание каждого бизнес процесса в компании т.к. мы работаем не просто с персоналом, а со специалистами в какой-то отрасти и должны понимать все нюансы их профессии.
    А к учебе они предъявляли следующие требования: я должна была знать маркетинг, финансы, бизнес-процессы, уметь передавать знания в своей области – и это все на низовой должности. Правда это было давно еще в 90-е годы

  • 11 марта 2009 в 14:50 • #
    Антон Малега

    Совесем уж общие вопросы какие-то..

  • 11 марта 2009 в 15:07 • #
    Людмила Иванчина

    Я бы еще про личностные качества написала, если их нет, то и HR карьеру не сделаешь:толерантность, эмпатия, структурированность, аналитичность нацеленность на результат, стрессоустойчивость, политичность, системность, умение вести переговоры и готовность к постоянному общению с людьми

  • 11 марта 2009 в 15:18 • #
    Ольга Курина

    Добрый день Анна! Мне бы не хотелось отвечать в соответствии с поставленными вопросами, а просто хочется сказать из опыта: я выучила себе 3-ех HR менеджеров. Старалась брать именно без опыта чтобы выучить под себя и компанию в которой работаю. Так вот самое главное чему я их учила - это межличностные коммуникации. HR должен уметь найти подход к любому человеку (сотруднику, руководителю). Тогда любые вопросы, даже такие как сокращение будут проходить как по маслу и по собственному желанию. Поэтому всегда полезными будут тренинги по коммуникативному общению и успешности в коллективе за счет развития собственной личности. А времени на обучение и развитие нужно уделять как можно больше.

  • 12 марта 2009 в 14:57 • #
    Елена Тихомирова

    Очевидно, что HR должен знать:
    1. Законодательство и регламенты в области кадрового дела
    2. Методики реализации стратегии компании через обучение и развитие персонала, умение выстраивать работу по персоналу так, чтобы реализовать стратегию компании
    3. Методики и технологии обучения персонала: традиционные, современные
    4. Методики мотивации, схемы мотивации
    5. Принципы обучения взрослых людей - нужно не только для построения системы обучения, но и для правильного донесения информации.
    6. Принципы построения систем обучения
    7. Управления таланатами
    8. Управление знаниями - хотя бы основные понятия
    9. Набор персонала. подбор, включение в работу

    Мне кажется, что еще должно быть проведено разделение между кадровой службой и развитием персонала. Есть правовые аспекты и документооборот по кадрам, который не стоит мешать с развитием, обучением, управлением знаниями.

    Основное внимание такого специалиста должно быть обращено на построение системы обучения и развития персонала, которая четко интегрирована со стратегией развития компании.

  • 12 марта 2009 в 21:43 • #
    Алена Алешина

    Навыки:
    hard skills непосредственно связанные с HR-деятельностью, например, уметь составлять и внедрять системы подбора, мотивации, оценки, обучения, связанные со стратегией компании
    soft skills коммуникативные, эмоциональная компетентность (для сохранения сил и здоровья), ассертивное поведение, тайм-менеджмент. Возможно, навыки коучинга

    Методики: зависит от того, что хотим развивать. Книги (интернет, дистанционное образование) - для знаний; саморазвитие, тренинги, коучинг - для навыков. Чем опытнее HR, тем больше смещение в пользу саморазвития и коучинга

    Рекомендовать можно в первую очередь тренинги коммуникации во всех видах и формах (проведение собеседований, ведение совещаний, переговоры,...). А дальше зависит от конкретного HR и задач конкретной компании. Кому-то нужен тренинг тренеров, кому-то программа развития эмоциональной компетентности, кому-то стресс-менеджмент или ассертивное поведение и т.п.

    Время, на мой вкус, лучше выделять в определенный период времени. Например, проходить какое-либо обучение раз в полгода, или читать по одной новой книге в месяц. Опять же, зависит от уровня: начинающим может потребоваться больше времени, опытным - меньше... Да и найти интересное для себя обучение опытным значительно сложнее :(

  • 23 марта 2009 в 13:23 • #
    Валерий Кичкаев

    эйчар - это обыкновенный менеджер, как и финансовый менеджер или менеджер по логистике и так далее. Как и любой другой менеджер, должен обладать специфическими знаниями в своей области.

  • 23 марта 2009 в 14:46 • #
    Елена Александрова

    Прежде всего должен обладать терпением. Умение слышать и слушать, хорошей интуицией и жестким характером. Я бы сказала, что профессиональными качествами хирурга. т.к. иногда приходится "делать операцию" и родным и чужим. Быть "разведчиком", т.к. ненавязчиво и незаметно приходится выискиват ь и собирать информацию в компании. Отличным коучем, а не психологом, т.к. только конструктивный подход к персоналу, а не "выслушивание соплей" позволяют объективно решать поставленные задачи. Должен на хорошем уровне знать бизнес компании. в которой работает. чтобы грамотно проводить ротацию и подбирать точно персонал.
    Что касается методик. я бы порекомендовала книги по коучингу, лидерству, внутреннему пиару. Что касается тренингов, то надо смотреть рекомендации и программы. т.к. много чеса, а не существенных материалов.
    100% времени прежде всего на саморазвитие и изучение человеческих ресурсов. По возможности вести дневник, записывать свои наблюдения. Почаще общаться с коллегами в неформальной обстановке, т.к. на конференция и форумах лишь пиар.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?