Кросс-культурный мнеджмент. Стоит ли этим заниматься в России?
28 февраля 2009 в 22:02

Кросс-культурный мнеджмент. Стоит ли этим заниматься в России?

Кросс-культурный менеджмент — достаточно уважаемое направление на Западе. Как пример могу привести такие компании как ITIM (http://www.itim.org) или 2Cinternational (http://www.twoci.com). Есть журнал (http://ccm.sagepub.com) и все прочее.

Изначально по сути это направление было связано с глобальными компаниями — управление многонациональными командами, отбор сотрудников для работы за рубежом и переговоров с представителями иных наицональных культур, организационная поддержка экспатов (решение вопросов, связанных с клуьтурным шоком и пр.) и т.п..

Сейчас все движется к тому, что культура (национальная — в первую очередь но и не только она) начинает рассматриваться не как преграда, которая может вызвать конфликты и непонимание, а как ресурс. Позволяющий эффективно решать вопросы сочетания инновативности и производительности за счет того что уже есть у организации — культурных особенностей сотрудников.

Про это писал Н. Холден (на русском есть его книга), иногда это называют термином «управление разнообразием» (diversity management).

Меня лично очень интересуют все эти вопросы. Однако я кое-что знаю о том как дела обстоят на Западе но ничего — как с этим у нас.

Если у вас есть какие-либо соображения на этот счет (а может и личный опыт) — предлагаю поделиться ими в этой теме.

256
Комментарии (9)
  • 28 февраля 2009 в 23:06 • #
    Елена Зак

    Заниматься этим в России нужно. Причем, пока что - не как развитием ресурса, а как устранением преграды для эффективной работы российских специалистов. Мало кто задумывается всерьез о том, что вавилонское столпотворение, случившееся в нашей стране в последние десять-пятнадацать лет, обусловило резкое снижение и общего уровня культуры, и уровня культуры деловой. Громадный приток россиян в большие города, переезд русскоязычных из бывших стран Союза, большое количество гастарбайтеров - и у каждого человека свое отношение к жизни, свои ценности, свои приятия-неприятия. Недопонимание между ними имеет место очень часто - значит, снижается и качество работы.

    Кое-где такого рода мероприятия проводятся в рамках процесса адаптации новых сотрудников - но это довольно-таки редко случается. И цель таких мероприятий - скорейшее включение работника в бизнес, скорейшее получение от него прибыли. В некоторых российских компаниях заявляется такая программа - "Управление разноообразием", но я не видела еще ни одной организации, где это было бы не на словах. Если встречу такую компанию - буду очень рада.

    Управление разнообразием - то, к чему имеет смысл стремиться. А пока что желательно разобраться с этим вопросом хотя бы на самом примитивном уровне: донести до людей, что они - разные, и для того, чтобы добиться результата в совместной деятельности, стоит учитывать чужие ценности. Впрочем, это вопрос общечеловеческий...

  • 1 марта 2009 в 12:33 • #
    Андрей Бахарев

    У нас в России пока что нет глобальной интеграции и нет потребности в ККМ. Интернационализм российских компаний пока что ограничен пределами СНГ и бывших границ СССР, и граждане этих стран не испытывают проблем с адаптацией, между ними нет недопонимания. Приезжих таджиков-разнорабочих нет смысла адаптировать к российским реалиям , точнее, можно, но экономически это невыгодно. Одного-двух экспатов адаптировать тоже не стоит - для этого есть их собственные эгрегоры, сообщества и клубы.
    Я полагаю, что ККМ будет долго невостребован в России.

  • 1 марта 2009 в 17:49 • #
    Олег Хухлаев

    В чем-то я с вами согласен. Хотя объем средств который крутится в россйских транснациональных компаниях впечатляет. Как и приобретения наших компаний за рубежом. Ну и про торговое сотрудничество тут уже говрить нечего. Однак как мне кажется для большинства россйских менеджеров культура это в основном про некие яркие, бросающиеся в глаза особенности (ритуалы и пр.) а не про повседневные установки и модели поведения.

    Хотя основной бизнес вероятно крутится внутри нашей громадной страны . Мы друг друга двано знаем - это вроде бы причина того, что нам здесь никакакя помощь не нужна. Большинство москвичей открывающих филиал к примеру в Улан-удэ или Хабаровчан покупающих предприятие в Ставрополе вряд ли задумываются о том, что на функционирование сложившейся у них организационной модели будут влиять культурные различия.
    Но они будут. И будут влиять. И что самое опасное - мы их вряд ли заметим потому что принципиально не предполагаем их наличие. "Я априори думаю что они будут думать (чуствовать, воспринимать) так же как я". Поэтому конфликты будут обяъняться какими-то более очевидными причинами - например "природной тупостью этих...." что естественно не приведет к повышению эффективности. Скорее наоборот.

    Что вы думаете по этому поводу?

  • Цена договорная

  • 1 марта 2009 в 18:29 • #
    Андрей Бахарев

    Олег, это меры экстенсивного развития,бизнеса, а ККМ к ним не относится. Вряд ли руководителем организации будет серьезно воспринята необходимость затраты денег и времени для исследования менталитета хабаровчан или ставропольцев в целях кросскультурной адаптации приезжих менеджеров. Нагляден был бы пример ККМ для адаптации россиян в Японии, а в нашей стране с ее единым прошлым, историей, религией, моралью - увы, нет, необходимость ККМ не очевидна и он не будет востребован.

  • 6 марта 2009 в 16:08 • #
    Олег Хухлаев

    Здравствуйте Андрей

    Вы пишете "вряд ли руководителем организации будет серьезно воспринята необходимость затраты денег и времени для исследования менталитета хабаровчан или ставропольцев в целях кросскультурной адаптации приезжих менеджеров."

    В связи с этим у меня к вам два вопроса:

    1. Почему? Т.е. не могли бы вы поподробнее раскрыть свои соображения на этот счет
    2. С вашей точки зрения они скорее правы или неправы?

  • 6 марта 2009 в 16:49 • #
    Андрей Бахарев

    Руководитель прав, это лишнее.

  • 6 марта 2009 в 16:10 • #
    Олег Хухлаев

    Тема немножко затихла.
    М.б. мы пришли к какому-то выводу. А м.б. и нет.

    Может рассмотреть вопрос так: что нужно чтобы ККМ был успешен и востребован в России?

    Как в аспекте условий так и в плане самих специалистов -какими они должны быть, как и что объяснять клиентам.

  • 6 марта 2009 в 16:53 • #
    Елена Зак

    Олег, Ваш вопрос: "... что нужно, чтобы ККМ был успешен и востребован в России?".

    Мой уточняющий вопрос: что НУЖНО или ЧТО ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ, чтобы ККМ был востребован в России (про успешность я уж и не спрашиваю)?

  • 11 марта 2009 в 17:01 • #
    Максим Гончаров

    Уважаемы коллеги. Я как раз Хабаровчанин и живу в Хабаровске. Мне очень приятно увидеть эту тему в обсуждении. Мир становится все меньше с каждым годом. Все проще путешествовать, обилие новых контактов, транскультурные браки и транскультурные организации, в общем процесс глобализации требует от нас все большей культурной чувствительности и умения видеть различия в терминах культурных особенностей (а не в терминах "хороший-плохой). Метод позитивной психотерапии прекрасно учит транскультурной конфликтологии. Я сейчас в китае, уже несколько месяцев обучаю китайских специалистов как управляться с конфликтами. По сути, любой конфликт является культурным по природе, если кончено к этому концептуально подходить. Всем кому интересна эта тема предлагаю познакомиться с Позитивной Психотерапией (ППТ)созданной немецким профессором иранского происхождения и моим учителем Носсратом Пезешкианом. Как сами уже понимаете его собственная транскультурная ситуация помогла в создании метода. ППТ хорошо известен в России и мире и признан всеми профессиональными организациями. В этом году профессор Пезешкина номинирован на нобелевскую премию. Россия очень многонациональная страна, как и многие другие страны. Мне кажется наступила эра когда нужно считать себе не столько гражданином своей страны, сколько гражданином мира. Unity in deversity - единство в многообразии. Вот принцип которого стоит придерживаться. Приглашаю все на сайт нашей компании www.cpp.khv.ru если интересно узнать о ППТ. Всем удачи.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008