17 февраля 2009 в 13:23

Вопрос к КА 2

НужнО ли вообще резюме? Будете ли вы рассматривать письмо от кандидата, где изложены мысли по поводу предполагаемой работы? Это ведь облегчит вам работу, хотя может потребоваться доп. информация о предмете. А резюме… просто автобиография.
И большое спасибо всем за ответы на вопрос первый.

244
Комментарии (35)
  • 17 февраля 2009 в 13:47 • #
    Yuri Yakovlev

    Это основное.Это база и то место,где умелый HR специалист надйт максимум необходимого,по крайней мере-спозиционирует претендента.

  • 17 февраля 2009 в 14:01 • #
    Андрей Якоби

    Алексей, резюме необходимо. Любой профессионал в сфере подбора - будь то management selection или executive search - способен именно по резюме за одну минуту понять профессиональный уровень человека, его способность выражать мысли (те самые, которые вы хотите в письме излагать), а также с приближением в 500 долларов оценить его рыночкую стоимость. :)

  • 17 февраля 2009 в 14:22 • #
    Апполинарий Лоскутов

    Вам, конечно, видней, но на каждом спец. сайте есть шаблоны "как правильно писать резюме", да еще и требование быть кратким. У вас, должно быть, гигабайты такого добра?
    Я сталкивался с требованием переписать резюме именно так, как "положено"! ))))

  • 17 февраля 2009 в 14:40 • #
    Андрей Якоби

    Шаблон очень прост. Ниже г-жа Гумарова очень точно привела пример того, "как надо":

    Фамилия Имя

    Желаемая позиция (или несколько через зпт)

    Дата и место рождения, Контакты

    Образование:
    09/1995 - 07/2000 - ВУЗ, Факультет, Специальность.
    2000 - 2001 - Курсы, Организация, Название, Сертификат.

    Опыт работы:
    01/2000 - 01/2003 - ООО "ХХХ", Должность
    - Функция 1
    - Функция 2
    - Функция 3
    Достижения: 1, 2, 3.
    Причина ухода (желания ухода): ...

    Проф. навыки:
    - умение 1;
    - умение 2;
    - умение 3;
    - владение ПК на уровне ....; Программы: ...
    - ин. языки, уровень.

    Личные кач-ва:
    - 1;
    - 2;
    - 3.

    Уровень фин. ожиданий: XX руб/мес. - оклад, соц.пакет.

  • 17 февраля 2009 в 14:49 • #
    Апполинарий Лоскутов

    Я ценю ваше мнение, но разве письмо с описанным видением работы не даст ответа на два последних (основных?) раздела? Лучше не охарактеризуешь...

  • 17 февраля 2009 в 15:00 • #
    Андрей Якоби

    Нужно отталкиваться от задач резюме. А задачи такие: просмотрев десяток выбрать два, изучить оба подробнее, созвониться с их обладателями, задать вопросы, понять глубину компетентности, выбрать одного. Поэтому содержание резюме должно быть структурированно и локонично - именно для того, чтобы человек читающий его мог моментально "считать" нужную информацию.
    Если говорить о письме - это более свободный формат и он с меньшей вероятностью даст искомую читающему человеку информацию.

  • 17 февраля 2009 в 15:06 • #
    Апполинарий Лоскутов

    Ну вам видней.)

  • 17 февраля 2009 в 19:09 • #
    Дмитрий Наконечный

    Алексей, разделяю Ваш скепсис или ехидство, смотря что Вы выразили скобочкой...
    Приходилось по запросам владельцев КА два из них диагностировать, плюс в ходе проектов часто возникает необходимость "потрогать" HR-службы компаний-заказчиков проектов.
    Впечатление то еще. Во-первых, так и не смог получить ответ на вопрос: как руководство оценивает эффективность работы кадровиков-поисковиков? Что критерий эффеткивности - скорость прочтения и объем перелопаченного? Т.е. продуктивность функциональная.? Или же быстрота закрытия вакансии? Т.е. продуктивность утилитарная? Или же все-таки, как многим, подозреваю, хочется - качество закрытия? Т.е. ПОЛЕЗНОСТЬ, результативность?
    Во-вторых, при всех уверениях специалистов, что просканировав по диагонали резюме, опытный (??? откуда он, опыт, при той массовой юности чтецов резюме-обработчиков информации; и, опять же, какие критерии определяют этот опыт? ?? ) ресечер или ректрутер может качественно оценить кандидата на, например, топ-позицию - большие сомнения. Если при всех потугах кандидата быть кратким, он все свои образования и опыт едва втискивает в два листа А4 ...
    Потом, при наблюдении собеседований с кандидатами, еще раз убеждаешься, что кадровик-собеседующий просто к нему не готов, кроме того шаблона, который в компании регламентно установлен. Он и не знает, и уж тем более не помнит, кто перед ним и зачем. Он и перед встречей-собеседованием привычно "сфотографировал" текст, так и не въехав в содержание...
    Простите, никого лично... Это всего лишь - мой опыт.

  • 18 февраля 2009 в 18:41 • #
    Антон Малега

    Сместите фокус в сторону продаж. Если посмотреть на резюме как на некий перечень технических характеристик товара, то назначив прайс на каждую фичу можно вычислить итоговую "стоимость" кандидата. Причём в этом ключе оценить "голову" сможет даже начинающий рекрутер, толком не работавший в бизнесе и не знающий рабочий процессов, политических нюансов и т.д. и т.п. Ему просто достаточно знать прайс и математику первого класса.
    Эффективность такого метода сравнима с эффективностью оценивания телевизора по техпаспорту - 100 герц и размер диагонали это всем понятно, а вот внешний вид, эргономику пульта ДУ, надёжность, работоспособность при разных температурах и т.д. - то, что составляет существенную часть качеств и цены - никак не поймёшь. Пошшупав ящик руками такой рекрутер тоже не намного больше про него поймёт, так как не знает принципиальных схем и условий производства. Так что бумажки вполне достаточно :)
    Самое интересное, что в силу распространения идеологии продажи, вернее маркетинга, на рынке раббочей силы такой подход вполне эффективен и оправдан, поскольку клиент также учится оценивать кандидатов по названию ВУЗа или должности из его резюме.
    Но где-то не срабатывает :))

  • 19 февраля 2009 в 13:19 • #
    Дмитрий Наконечный

    Браво, Антон!!! Сместите еще более фокус в сторону рассмотрения кандидата, да и вообще любого занятого в деятельности, как механистическую систему. Прицепите к нему функции и кнопки в ERP, встройте его в автоматизированные процессы - и ужастики фантастов сбылись!
    Мне показалось, что до этого места народ пытался обсуждать все-таки ЧЕЛОВЕКОВ. А для винтико-шпунтиков, Вы правы, не надо никаких резюме. Достаточно техпаспорта. Соответствует требованиям механизьма в целом - всраивай, приваривай, прикручивай. Только потом не будем вопить по поводу вновь возникшего крызиса или войны миров?
    Заодно предлагаю заменить уже затертый термин "офисный планктон" на конторские метизы.

  • 19 февраля 2009 в 13:48 • #
    Антон Малега

    )))))))))))))!!!!!
    "Конторские метизы" - это пять! :)))
    Мне кажется или Вы точно не заметили, что я описывал схему работы очень многих рекрутеров, упрощающих себе жизнь за счёт поверхностного исполнения своей работы, но не свою и не ту, которую я считаю правильной?
    Окончательный вердикт по резюме - случай повсеместный, и я попробовал найти понятную метафору. Кстати, упрощения происходят и в связи с большим объёмом материала, который нужно фильтровать. Вот вчера я имел разговор с барышней, которой отказал по резюме. Она проявила настойчивость и инициативность, позвонив мне за уточнениями. В разговоре прояснилось, что резюме было написано "не по-рекрутерски" - странновато выглядело и не выигрышно совсем (ну это ещё поправим).
    И всё-таки главной информацией, дополнявшей резюме, явилось то, что дама сделала телодвижение к результату там, где остальные сказали бы себе "ну и ладно" и пошли пробовать дальше в других местах. Где-нибудь всё равно клюнет, чего суетиться?
    Короче, жизнь богаче схем. Потому способов оценки так много, что одного недостаточно! :)

  • 17 февраля 2009 в 15:42 • #
    Антон Малега

    Кстати, а что Вам даёт точное знание месяца, когда кандидат поступил в ВУЗ или его закончил? Не связано ли это с гороскопами? ))

  • 17 февраля 2009 в 16:54 • #
    Кирилл Гончаров

    Будете смеяться но во многих компаний принимают именно по гороскопу...

  • 17 февраля 2009 в 17:18 • #
    Антон Малега

    Уже не буду..
    Буду завидовать их вере в себя и гороскопы!

  • 18 февраля 2009 в 09:07 • #
    Таня Гущина

    Нет, Антон, с гороскопами это никак не связано. По крайней мере в моей работе. Точные даты резюме я выясняю для того, чтобы связать биографию соискателя в единое целое, чтобы не было никаких "дыр" и вопросов. А уже по исчерпывающей информации я могу делать свои выводы.

    А что касается, резюме, то для первоначальной работы с соискателем мне достаточно письма в свободной форме. Но для того, чтобы более конкретно работать с ним, нужно профессиональное резюме. Кстати говоря, по тому, как составлено резюме тоже можно многое сказать о специалисте. Но это уже долгая история))))

  • 18 февраля 2009 в 18:48 • #
    Антон Малега

    Таня,
    Будьте внимательнее: я говорил про месяцы в датах начала и окончания УЧЁБЫ. Мы все знаем, что начинается учебный год обычно осенью, а заканчивается весной-летом. С дипломом на руках очень многие студенты идут сначала отдыхать, другие просто не могут сразу найти работу. Поэтому месяц начала первой работы зачастую осенний, а разрыв на целое лето - обычное дело, по сути ни на что не влияющее.
    Месяцы в датах работы действительно существенны. Зато уже не существенны дни, поскольку какая разница сейчас, сколько дней прошло между оформлениями увольнения и приёма на работу, если это меньше месяца.
    Вот в советсткие времена это было важно, так как строго отслеживался разрыв трудового стажа. Сейчас допуски и посадки деградировали..

    Так что доказывать нечего :)

  • 18 февраля 2009 в 21:51 • #
    Елена Александрова

    Резюме дает первичное знакомство с кандидатом. Не кидайте "камешки" в ка, т.к. клиент, может и всегда прав, как покупатель, но порой такие требования к резюме выставляет. Вплоть до моделей одежды, которые предпочитает их будущий сотрудник и какую машину имеет. А если что-то не совпадает с его вкусами, то может и супер профи даже не позвать на собеседование.
    А насчет гороскоп это реально из жизни. Я давно правда работала в одной компании директором по персоналу, так наша директор подбирала именно по гороскопу, да еще астрологу заказывала их, чтобы посмотреть совпадения. :)

  • 19 февраля 2009 в 13:57 • #
    Антон Малега

    Елена,
    Как внешний рекрутер, я всегда сам готовлю резюме, которое получает клиент. И прав он или неправ, но пока он не получит резюме по собственному вкусу, он его не купит. Так что в отношениях с клиентом плохое резюме - только моя проблема.
    А вот чего я не понял, так это в каком месте Вы обнаружили камушек в КА. Может поясните?

    ЗЫ Про гороскопы: я давно не удивляюсь подобным вещам. Ничто человекческое не чуждо руководителям и собственникам. Поверьте, я и сам многое повидал внутри компаний.

  • 17 февраля 2009 в 15:40 • #
    Антон Малега

    Андрей,
    По резюме можно с успехом выяснить способность человека применять шаблоны составления резюме и рассуждений на профессиональные темы. "Птица говорун" по резюме даст сто очков человеку дела, который больше интересуется не тем, как нужно "излагать мысли", а тем как достигать результата.
    Я вовсе не опровергаю то, что человек, хорошо владеющий языком, лучше способен донести до подчинённых, руководства или партнёров свои соображения и за счёт этого лучше с ними взаимодействовать. Я обращаю внимание на то, что профессионалу ориентированному на достижение целей своей компании обычно не свойственно часто упражняться в написании резюме. Он дорожит своей работой, а компания дорожит им.
    Зато карьеристу, заполонившему рынок, как раз присуще оттачивать мастерство красочного изложения своих подвигов на бумаге и очную самопрезентацию на интервью.
    Так что не спешите верить писанине, если Вы, конечно, профессионал.
    Или Вы считаете излишними такие методы отбора как телефонное и очное интервью, мероприятия эссессмента и т.д.? Готовы ли Вы принимать человека на работу только прочитав его резюме? Нет? Ну тогда и не будем клеить нимб к итак спорному имиджу рекрутера. Скромнее надо быть, и народ сам потянется :))

  • 17 февраля 2009 в 15:54 • #
    Андрей Якоби

    Антон, спасибо за Ваш комментарий!
    Я акцентировал внимание на двух моментах. Первое, резюме должно быть структурированно и локонично, т.е. многосимвольные пассажы о достижениях и регалиях - это лишнее, разумеется. Второе, цель ознакомления рекрутера (внешнего или внутреннего) или даже ген.дира с резюме - одна: отсеить многих, что пригласить нескольких на живой разговор (т.е. из этого уже следует, что только судя по резюме - конечно же - никто не берет на работу, в том числе и я). А вот задача самого резюме - обеспечить второй стороне (агентству или работодателю) максимальную оперативность при отсеивании,- т.е. чем точнее и правильнее написано резюме, тем меньше времени понадобится человеку его изучающему на принятие решения "отложить" или "выбросить". При этом соискателю вовсе не обязательно годами тренироваться в написании такого документа,- для этого я и привел его образец - показать всем, что нужно написать очень и очень немного. Выделить три свои основные обязанности на последнем месте работы - это дело трех минут, вспомнить 1-2 достижения - еще минута-две, не больше. Соответственно, имея перед собой шаблон, "человек дела", как Вы говорите, без труда составит очень неплохое резюме минут за 10 максимум.

    Кстати, про месяца и ВУЗы - это просто форма датиторования, ничего больше ))

  • 17 февраля 2009 в 16:26 • #
    Антон Малега

    Вот в отношении месяца вопросы оправдываются на все 100. Совершенно не имеет смысл уточнение оного, если общеизвестна продолжительность на бакалавра/специалиста/магистра. Отклонение в год может дать повод для дополнительных вопросов, но пара месяцев - вполне банальный разлёт между ВУЗами. Так не стоит ли сделать резюме лаконичнее, как Ва говорите? :)
    А вот по теме лаконичности могу сказать только следующее: информации должно быть достаточно для принятия решения, и не должно быть слишком много чтобы не тратить на чтение лишнего времени. Баланс для каждого человека свой. Не мне Вам рассказывать, что встречаются яркие личности, которые и в пять страниц не уложишь. А есть вполне "рутинные" кандидаты, описываемые в полстранички.
    Пассажи о достижениях и регалиях иногда уместны, иногда нет. Зависит, как говорица.

  • 17 февраля 2009 в 16:28 • #
    Андрей Якоби

    По большому счету, с Вами согласен :) и бог с ними, с месяцами ))))))

  • 17 февраля 2009 в 16:29 • #
    Антон Малега

    :)

  • 17 февраля 2009 в 14:03 • #
    Татьяна Гумарова

    Чаще к резюме, кандидат пишет сопроводительное письмо, где обосновывает пожелания к работе и свои мысли - почему нет, очень даже замечательно.
    Резюме - это не совсем автобиография, это профессиональная характеристика (образование, где и сколько работал, какой функционал выполнял, основные достижения на каждом месте работы, карьерный рост, смена деятельности) - это всё очень информативно. Конечно нужно, но оно должно быть грамотно составлено.
    Пример: С марта 2005 по апрель 2007 -менеджер по продажам в Компании "Х" - и всё
    или: С марта 2005 по апрель 2007 -менеджер по продажам в Компании "Х", с "0" создал базу ключевых клиентов, приносящих в компанию 40% от всех продаж, или вернул в базу 15 ключевых клиентов, утерянных по каким-либо причинам, или занимался наставничеством - и никого не потеряли, у всех есть результат ну и т.д. - как-то так:)

  • 17 февраля 2009 в 16:06 • #
    Антон Малега

    Алексей,
    Вы пытаетесь осмыслить используемый многими шаблон работы, подвергаете сомнению и критике. Это путь разумного и наблюдательного человека, Вы не единственный кто задаётся подобными вопросами.
    Резюме - это описание части жизни человека, связанной с его профессиональным развитием и применением полученных навыков. Рекрутер трактует резюме, как врач историю болезни. Понятно, что трактует всяк на свой лад, да и пишет народ от души, как умеет. Поэтому искажений и неполноты информации при использовании резюме предостаточно.
    Как и во всех остальных случаях, когда один способ не даёт всех ответов, анализ резюме дополняется интервью (телефонным или очным), процедурами оценки деловых и прочих качеств, проверки (в том числе и на детекторе лжи - есть места где это оправдано) и т.д. Сопроводительное письмо также дополняет информацию, которую рекрутер оценивает для принятия решения о годности или "подходящести" кандидата для вакансии.
    Навскидку есть несколько слабых моментов в письме вместо резюме. Во-первых, письмо – это нестандартный текст, а любая нестандартность замедляет восприятие и усвоение материала. Для рекрутера, оценивающего кучу резюме в день это весьма важный фактор, хотя для кандидатов он, разумеется, неочевиден.
    Во-вторых, "мысли по поводу предполагаемой работы" – это гадание на кофейной гуще. Даже сам рекрутер не знает всех нюансов вакансии/работы (хотя стремится к этому, можете поверить). Не знает их зачастую и тот, кто даёт ему эту вакансию – HR имеет общее представление, руководитель не обращает внимание на несоответствие мотивации и квалификации содержанию работы (и пытается посадить творца или интеллектуала на рутину). Это примеры гипотетические, но мелкие искажения есть всегда, хотя бы в описаниях, которые HR или руководитель дают рекрутеру. Так откуда у кандидата может быть представление о работе? Ведь сколько компаний – столько нюансов и обстоятельств.
    А что касается просто взглядов на профессию или идеи идеальной организации какого-либо процесса, то это может не иметь отношения к реальным навыкам или опыту кандидата, а так и оставаться на уровне рассуждений. Рассудительный кандидат – это, конечно, хорошо, но рассуждения обычно не являются главным содержанием предполагаемой работы.
    Вот такие мысли.

  • 17 февраля 2009 в 17:40 • #
    Апполинарий Лоскутов

    Не то, чтобы пытаюсь, ради процесса мышления. Просто с чем сталкиваюсь реально))))

  • 18 февраля 2009 в 18:50 • #
    Антон Малега

    Наши реальности зачастую печальны и бессмысленны..
    Но ещё раз отмечу - мне нравятся люди, задающиеся такими вопросами :)

  • 17 февраля 2009 в 19:28 • #
    Василий Павлов

    У резюме есть один неоспоримый плюс - оно поддается формализованному анализу по приоритетным требованиям, письмо "О себе" нет, так как пишется в свободной форме и может содержать все, что угодно, как по теме, так и вне ее. Если бы игроков в баскетбольную команду отбирали по интересам и взглядам на профессиональное будущее, наверняка туда попали бы и игроки ростом 160 см. Не уверен, что такая команда сумела бы выиграть. :) Резюме позволяет, все-таки, направить процесс в контролируемое русло оценки приоритетных характеристик.
    Резюме - это форматированный набор основных фактов профессиональной биографии, на основании которого строится гипотеза о наличии необходимых компетенций. В ходе интервью эта гипотеза либо подтверждается, либо опровергается. Если Вы хотите оценить кандидата не в рамках заданного шаблона, а более широко, чтобы понять его образ мышления и какие-то другие важные для Вас качества, попросите его написать Вам дополнительно эссе на страницу. На любую тему, касающуюся его профессиональных целей, задач и опыта, только чтобы не повторяло резюме. Думаю, что по совокупности резюме эссе Вы все поймете, что нужно. :) Вот только стоит ли это затевать, если все равно необходимо общаться лично, чтобы уточнить все важные детали?

  • 18 февраля 2009 в 21:40 • #
    Елена Александрова

    Резюме обязательный атрибут и кадрового агентства и прямого работодателя. Специалисты и по краткому резюме смогут узнать о вас многое. Письмо со своими изложения о работе вы можете написать в сопроводительном письме. Прости за тавтологию.

  • 18 февраля 2009 в 22:26 • #
    Апполинарий Лоскутов

    Из всего делаю вывод: к резюме (для специалистов, блин, хотя это просто менеджеры) обязательно должно прикладываться письмо...Спасибо

  • 18 февраля 2009 в 22:31 • #
    Елена Александрова

    Это вас покажет с лучшей стороны :) А если серьезно, сопроводительное письмо показывает и знание компании, заинтерсованность именно в этой должности и т.д. Будут вопросы, пиши те в личку - расскажу.

  • 18 февраля 2009 в 22:32 • #
    Апполинарий Лоскутов

    За это огромное спасибо!

  • 19 февраля 2009 в 13:58 • #
    Антон Малега

    Как раз необязательно. Резюме обязательно, а письмо - нет.
    Просто прикиньте, без чего Вас не будут рассматривать как кандидата - без письма или без резюме :)

  • 19 февраля 2009 в 16:00 • #
    Апполинарий Лоскутов

    Слишком тупо смотрится одно резюме. Имею опыт. Не цепляет.

  • 19 февраля 2009 в 20:50 • #
    Антон Малега

    Тут не буду спорить, маркетинг - штука разностороняя.
    Я говорил о том, что одним письмом без резюме уж точно не обойтись, в то время как резюме без сопроводиловки хоть кое-как но проканает.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?