Бизнес и банки - анализ мини-курса на базе игры

Бизнес и банки - анализ мини-курса на базе игры

Тематически мини-курс разделен на 3 части:
Тема Академические часы Назначение
Имитационная игра «Бизнес и банки» 4 Создание ситуаций самообучения
Пленарное обсуждение игры 4 Рефлексивное осмысление игры
Подготовка групповых отчетов 4 Фиксация полученного опыта

Собственно на игре участники через свои пробы и ошибки вырабатывают игровую стратегию. За счет того, что в игре несколько периодов, действия игроков совершенствуются. В первом периоде, как правило, осваиваются инструменты игры – заполнение бланков, понимание отклика информационной системы на произведенные действия.

Начиная со второго периода игровые группы приступают к проверке на прочность своих игровых стратегий — от разрозненных действий переходят к планомерному, последовательному комплексу действий. Операторы вносят данные в информационную систему, руководствуясь скоростью (4 человека вносят примерно 100–200 бланков за период), не вчитываясь и не думая о соблюдении последовательности действий, например, сначала внести бланк кредита, чтобы у группы появились на счету дополнительные средства, а уж потом вносить данные из бланка действий, которые подразумевают расходы на использование какого-либо инструмента развития фирмы. Как правило, в связи с этим, у игровых групп возникают проблемы, связанные с отсутствием контроля через экран игры за успешностью проводок сданных бланков. Под воздействием этой ситуации, в игровой группе начинает происходить функционализация – закрепление рабочих функций у членов группы. Одновременно с этим могут происходить и другие процессы в межличностных отношениях – проявляются недовольства, возникают внутригрупповые конфликты, многое начинает зависеть от лидера — сумеет ли он сориентировать членов своей группы на дальнейшую сорганизованную работу.

Третий период является самым драматичным. Некоторые команды отказываются от дальнейшей борьбы, некоторые разваливаются — теряют своих отдельных членов, некоторые, получив негативный результат при апробировании одной, ищут и переходят к другой игровой стратегии.

Четвертый, финальный, период игры окончательно расставляет игровые группы примерно по трем стратам: 1) лидеры, совершенствующие механизмы реализации апробированной игровой стратегии, 2) середнячки, действующие в точном соответствии с правилами игры, как правило, они явно или неявно используются лидерами, 3) аутсайдеры, переживающие свое уже фактически состоявшееся поражение и, практически, не предпринимающие игровые действия.

Сразу после игры формулируется задание на пленарное обсуждение игры, которое, как правило, проводится в другой день – тогда, когда эмоциональное возбуждение уступит место рациональному, рефлексивному мышлению. Например:

  1. Что происходило на игре, во что играли?
  2. Сходства и различия банков и фирм.
  3. Опишите этапы формирования банковской сферы в нашей стране от крушения монополии государства с 1991 года до сегодняшнего времени. Предпримите попытку определить направление дальнейшего развития банковской сферы.
  4. Почему и кому выгодно высокая зарплата населения?
    Основная задача задания – создать условия для осмысления студентами произошедшего на игре, связать игровой опыт с реальными ситуациями. Данный перечень вопросов помогает идти по расширяющейся траектории – от личного до осмысления проблем все более общего характера.

На состоявшемся после игры обсуждении несколько команд предложили довольно неплохие темы для своих отчетов, например:

  • группа 30 хотела углубиться в сопоставление представленных на игре инструментов развития, просчитать удельные веса и простроить на их основе выигрышную стратегию
  • группа 1 задалась вопросами: что есть результат игры для отдельного игрока — зачем это мне?, что есть мой «профит»?
  • группа 11 была «зацеплена» вопросом о повышении скорости обращения денег — как это связано с развитием национальной экономики (инфляция, инвестиционная привлекательность и др. понятия макроэкономики)
  • группа 18 честно призналась, что на игре заняла позицию «над игрой», и попробовала навязать своим контрагентам свои правила — рэкет, подкуп, «откат», поэтому в своем отчете собираются сделать анализ криминальных подходов в бизнесе.
  • группа 3, построив во время игры финансовую пирамиду (увеличив до 64 филиалов свою сеть и привлекая деньги населения аж под 60% в год), решила осветить в отчете вопросы, связанные именно с финансовыми пирамидами и подумать над механизмом ограничения в игре «БиБ» подобных попыток.

Хотелось бы обратить внимание, что темы для отчетов студенты придумали самостоятельно, чем проявили свою заинтересованность мотивацию к дальнейшему обучению. О чем свидетельствует количество присланных в течении 4 дней после обсуждения игры отчетов – 19 (73%).
Еще одно обстоятельство обращает на себя внимание. Ребята, которые оказались на игре в середнячках или даже в аутсайдерах, абсолютно не «потерялись» на обсуждении и при написании отчетов. Напротив, многие из них были выше своих конкурентов из групп лидеров. Это обстоятельство может быть объяснено двумя моментами: 1) игра остается игрою – студенты не ощущают «проигрыш» в игре, как фатальный, и небольшой удар по самолюбию только больше мобилизует их – активное участие в обсуждении и написание хорошего отчета они рассматривают как шанс повысить самооценку, 2) с точки зрения личных способностей у них приоритет анализа над быстрыми действиями – другими словами, дольше, но лучше думают. Кстати, у кого приоритет быстрых действий, те либо попадают на играх в группу лидеров — их быстро придуманная стратегия оказалась верной либо группу аутсайдеров, когда быстро придуманная стратегия оказалась ошибочной. Тем не менее, встречаются и такие, которых первые ошибочные стратегии не «ломают», а они быстро переориентируются и ищут и находят выход из ситуации.

703
Комментарии (0)

Выберите из списка
2017
2017
2011
2009