Top.Mail.Ru
ИМПРЕСАРИО ДЖАЗА (из рубрики "Великие импресарио")
24 августа 2009 в 12:32

ИМПРЕСАРИО ДЖАЗА (из рубрики "Великие импресарио")

ИМПРЕСАРИО ДЖАЗА (из рубрики "Великие импресарио")О завершении эпохи современного джаза начали говорить еще в 1955 году, когда в доме своей поклонницы баронессы умер от наркотиков создатель современного джазового языка Чарли Паркер. Продолжили в 1991 году, когда не стало Майлза Дэйвиса — младшего соратника Паркера. Затем — когда умер Рэй Чарльз. На самом деле современный джаз прекратил свое существование в субботу 24 ноября 2001 года, когда не стало человека по имени Норман Гранц.

Норман Гранц не был музыкантом и вряд ли даже хорошо разбирался в многообразии джазовых стилей, жанров и направлений, но представить себе джазмена, не знающего имени Гранца, невозможно: именно джазовый импресарио Гранц, пусть давно уже отошедший от дел и медленно угасавший от рака в своем женевском доме, как никто другой, олицетворял джазовую современность.

Норман Гранц родился 6 августа 1916 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США в небогатой еврейской семье иммигрантов приехавших из в США из Украинского Тернополя.
Гранц начал карьеру в шоу-бизнесе еще во время службы в армии: оборотистому новобранцу поручили, как это у нас называется, культмассовую работу. По окончании службы он решил применить приобретенные в армии навыки к своему хобби — джазу. Но это случилось не сразу…

После службы в ВВС, работая на голливудской студии MGM, он случайно принял участие в создании документальной короткометражки о джазовых музыкантах «Jammin`the Blues» с Лестером Янгом, Иллинойс Джакет, Гарри Эдисоном и многими другими джазовыми исполнителями. После этого Гранц и заболел джазом. Кстати, впоследствии эта картина была номинирована на премию «Оскар»
Соединив любовь к музыке с деловой хваткой, он понял, что джаз может стать источником не только удовольствия, но и денег. Быстро разобравшись в специфике жанра, он в том же году придумал удачный ход — вывести джаз из танцевальных клубов в концертные залы. Он создал программу «Jazz at the Philarmonic» — джазовые музыканты устраивали концерты в филармонических залах. Сейчас это стало нормой, а тогда это была революционная, немыслимая идея. Это принесло Гранцу деньги, а музыкантам — кроме денег — уважение и звездный статус, сопоставимый со статусом академических музыкантов.

С 300 долларами в кармане скромный сотрудник компании «Метро-Голдуин-Майер» организовал свой первый концерт. В джазе в то время шла революция. Джазменам-ветеранам отводилась роль белозубых развлекателей, а сам джаз воспринимался как танцевальная и (теперь сказали бы) клубная музыка. Конечно, иногда они оказывались на большой сцене, скажем, в Карнеги-холле (можно вспомнить концерт 1943 года в пользу Красной Армии, для которого Дюк Эллингтон сочинил первое крупноформатное джазовое произведение), но это были исключения из правила. Творческого удовлетворения работа таперов джазменам, конечно, не приносила, и они отводили душу на так называемых джем-сешн (jam-session). Гранц решил доказать, что настоящий джаз — это как раз джем-сешн, совместная импровизация музыкантов, быть может, ранее никогда не игравших вместе. Для этого он организовал агентство с многозначительным названием «Джаз в Филармонии» (JATP) и две компании звукозаписи Clef и Norgran. Но, оказалось, что спонтанные «сражения» между «традиционалистами» и «боперами» лишь на публике имели большой успех, а в записи эффект присутствия терялся. Лишь в середине 50-х Гранцу удалось передать в записи атмосферу этих «сражений».

Впервые о Гранце заговорили, когда он организовал джэм-сессию в Трувилль-клубе в Лос-Анджелесе. Но действительно известен в музыкальных кругах он стал когда 2 июля 1944 года он устроил тот самый памятный концерт в лос-анджелеской филармонии, который назвал «Джаз в Филармонии». Позже этот концерт стал известен как JATP.

На организацию первого концерта «Джаз в филармонии» Норман Гранц потратил $200. В концерте принимали участие Нэт Кинг Коул, Иллинойс Джэкет, Джей Джей Джонсон, Джонни Миллер, Рэд Каллендер, Ли Янг, Лес Пол, Бампс Майерс, Джо Салливан, Бадди Рич, Рэндэлл Миллер, Бад Хатч, Мари Брайант и другие, не менее известные джазовые исполнители. После этого Норман Гранц стал сотрудничать с различными группами, музыка некоторых из них до сих пор считается авангардной, немного какофоничной. Гранц начал устраивать гастроли, распространял демо-записи. А после нескольких концертов в Лос-Анджелесе Гранц устроил турне по Соединенным Штатам и Канаде. Записи концертов он издавал отдельными дисками через лейбл записывающего продюсера Мозеса Аща.

В 1952 году Норман Гранц устроил первое Европейское турне. После этого он каждый год, в течение семи лет, возил «Джаз в Филармонии» в Европу. Также в 1952 году состоялись концерты в Японии, Австралии и на Гавайях.

«Джаз в Филармонии» перестал гастролировать после 1957 года. Иногда Гранц устраивал единичные концерты в Европе и Японии. Последний концерт JATP состоялся осенью 1983 года в Токио, Япония.

Гранц основал фирму Verve и предпринял такой рискованный шаг, как запись всей оперы «Порги и Бесс» в исполнении только двух вокалистов — Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд. Альбом из двух пластинок имел далеко идущие последствия — появился десяток дуэтных версий «Порги и Бесс» (одна в стиле грандж-рока — группы When People Were Shorter and Lived Near the Water — и несколько таких, где все партии поет один человек — в частности, гастролировавшая у нас норвежка Магни Вентцель). Гранцу также принадлежит продуктивная идея «монотематического альбома», когда один вокалист или вокальный коллектив исполняет вещи одного автора — вроде знаменитых «сонгбуков» Эллы Фитцджеральд с бродвейской классикой Гершвина и Портера. От такого «песенного сборника» оставался один шаг до «концептуальных альбомов», но должно было пройти еще десять лет пока рок-музыка — Freak Out Фрэнка Заппы и The Village Green Preservation Society группы «Kinks» — доросла до этой идеи.

Гранц еще в 40-е начал платить черным артистам столько же, сколько белым, что, по тем временам, было смелым шагом, несмотря на то, что джазова мызука традиционно считалась прерогативой черных. По слухам Гранц даже отказался от контракта в 100 тысяч долларов из-за того, что условием контракта предусматривалось, что черных и белых джазменов надо везти на гастроли отдельно…

В 1948 году Норман Гранц подписал соглашение «Mercury Records» на записи JATP. В течение пяти лет выпускались JATP-записи, пока не истек срок соглашения. После этого Гранц обратился в Clef Records, который был основан в 1946 году, и созданный только в 1953 году Norgran Records. Традиционные джазовые произведения выпускались лейблом «Down Home Records».

В 1960 году Гранц продает созданную им звукозаписывающую компанию своим первым работодателям из «Метро-Голдуин-Майер» и сосредотачивается на карьере только двух суперзвезд – Эллы Фитцджеральд и Оскара Питерсона. У последнего был контракт с небольшой немецкой фирмой MPS/SABA, которая пыталась заработать на канадском джазовом гении как на салонном пианисте вроде Ришара Клайдермана или Раймонда Паулса. Гранцу в 1973 году даже пришлось вновь создавать фирму звукозаписи, чтобы записывать «настоящего Питерсона». Фирма получила название Pablo по имени близкого друга Гранца Пабло Пикассо. Великий художник лично придумал для нее эмблему, напоминающую упрямое животное — бычка или ослика.

В рамках турне, раскручивавшего компанию Pablo, Гранц предложил Питерсона Госконцерту. Шла война во Вьетнаме, но формально Гранц имел швейцарское гражданство, Питерсон – канадское, и, казалось, никакого политического напряжения вокруг гастролей не возникло. Трио Питерсона отыграло два концерта в Таллине и даже появилось на джем-сешн. Но на следующий день, 19 ноября 1974 года, москвичи с драгоценными билетами напрасно ждали праздника у Театра эстрады. Через час было объявлено, что артисту не понравился рояль и он уехал. Потом распространялись слухи о высокомерии и недружелюбии его менеджера Нормана Гранца.

На самом деле Госконцерт с самого начала принялся почти вызывающе нарушать условия контракта. Трех артистов с контрабасом и ударной установкой и Гранца с женой ждала всего одна госконцертовская машина. «Подумаешь, какие-то канадцы-лабухи, даже без певца», — говорят, процедил какой-то госконцертовский функционер. И пока сопровождающий метался в поисках второй машины, миллионер Гранц с супругой в дорогой шубе стоял под мокрым снегом… в очереди на такси. Дальше — хуже. Всех привезли почему-то в милицейскую гостиницу «Урал», где был один на весь этаж общий туалет. Гранц потребовал соблюдения контракта. Артистов перевезли в «Россию», но там их отказались обслуживать в ресторане, якобы по причине того, что у них на руках были талоны на питание в гостинице «Урал». Вроде бы и это команда Питерсона стерпела, но когда выяснилось, что в московском Театре эстрады настраивают рояль «Блютнер» вместо обусловленного контрактом «Стейнвея» (для Питерсона это было принципиально, он даже нередко путешествовал со своим инструментом), терпение гастролеров кончилось, они взяли билеты на первый же рейс и были таковы.

Не иначе как в качестве запоздалого извинения через три года фирма грампластинок «Мелодия», выручив деньги после частичного подписания Женевской конвенции по авторским правам, потратилась на целых пять пластинок Оскара Питерсона, и Норман Гранц против этой сделки возражать не стал.

В то время он уже фактически определял художественную политику крупнейшего европейского джаз-фестиваля в курортном швейцарском городке Монтрё. И продюсировал еще одну дуэтную версию оперы «Порги и Бесс»с Рэй Чарльзом и демонической британской вокалисткой Клио Лэйн.

До конца современного джаза оставалось ровно четверть века, в течение которого многие знаменитые джазовые исполнители прошли через Нормана Гранца, ставшие в будущем историей джаза. Это Луи Армстронг и Рэй Браун, Луи Белсон и Бенни Картер, Бак Клейтон и Рой Элдридж, Дюк Эллингтон и Херб Эллис, Билл Харрис и Коулман Хоукинс, Джонни Ходжес и Билли Холидей, Милт Джексон и Хэнк Джонс, Джин Крупа и Говард МасГи, Билл Эванс и Джерри Маллиган, Анита О’Дэй и Чарли Паркер, Бад Пауэлл и Бен Вебстер, Лестер Янг и многие другие. Гранц был безошибочен в выборе репертуара, стиля и сопровождающих музыкантов для своих солистов. Билли Холидей, казавшаяся одной из многих джазовых певиц, благодаря подбору аккомпанирующих музыкантов, созданию образа и правильному освещению ее творчества в прессе стала легендарной Леди Дэй, так же, как и Оскар Питерсон, которого Гранц разглядел в начинающем пианисте с консерваторским образованием. Именно Гранц изобрел «раскрутку», заставляя публику понять и оценить особенности каждого музыканта, подавая каждого джазиста, как подавали звезд экрана. Он первый начал масштабные турне джазовых оркестров по всему миру, утвердив джаз в качестве классической музыки.

Невозможно вспоминать Нормана Гранца (Norman Granz), не употребляя таких слов, как «легендарный» или «культовый»,— как по отношению к нему, так и к его подопечным. Среди тех, чью славу он приумножил, или тех, кого он открыл с нуля,— Луи Армстронг (Louis Armstrong), Каунт Бэйси (Count Basie), Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Билли Холидей (Billie Holiday), Чарли Паркер (Charlie Parker), Оскар Питерсон (Oscar Peterson), Зут Симс (Zoot Sims), Стэн Гетц (Stan Getz), не говоря о многочисленных выдающихся инструменталистах, создавших славу многим известным оркестрам и ансамблям. Он был одним из самых успешных музыкальных бизнесменов и добрым гением своих артистов.

Хотите насладиться музыкой джаза, послушать альбом от Нормана Гранца — «The complete Norman Granz Jam Sessions» — просто кликните на http://www.vervemusicgroup.com/artist/music/detail.aspx?pid=11087&aid=3856

1132
Комментарии (0)

Выберите из списка
2009
2009