Инновации в образовании
22 октября 2009 в 13:25

Инновации в образовании

Готовится Закон о новых стандартах в вузах
Новый стандарт сильно отличается от ФГОС второго поколения. В нем не фиксируется содержание образования, т.е. не определяется, что именно должно преподаваться в рамках той или иной дисциплины. Упор же делается на совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны формироваться в процессе обучения. По параметрам «знать – уметь – владеть» расписаны все основные блоки дисциплин. Другое отличие связано с тем, что расчёты делаются не в часах, а в зачетных единицах (кредитах).
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В Бакалавриате доля интерактивных занятий составит не менее 20%, в магистратурене менее 40%.
Подготовка по квалификации (степени) магистра имеет в ФГОС свою специфику по сравнению с бакалавриатом. Немного упрощая,

  • в бакалавриате должны формироваться компетенции, связанные со способностью понимать сложные процессы, анализировать потоки информации, коммуницировать в разных средах,
  • то в магистратуре упор делается на компетенции, связанные с самостоятельным формулированием задач, моделированием процессов, организацией сложных проектов. Это следующая ступень в профессиональном и личностном развитии.
    Студенты также должны иметь доступ к сети Интернет, и не только во время аудиторных занятий, но, что более важно, во время своей самостоятельной подготовки.
    В магистратуре студенту должна быть предоставлена большая степень свободы.
    Повышены требования к преподавателям, которые должны не просто иметь ученые степени и звания, но должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах (включая журналы из списка ВАК) и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
433
  • Тема закрыта
Комментарии (22)
  • 22 октября 2009 в 23:38 • #
    Сергей Смирнов

    Уважаемая Людмила Николаевна, а в чем инновация?

  • 23 октября 2009 в 00:42 • #
    Юлия Задровская

    Да, когда за рубежом уже поняли ошибку при внедрении интерактивного обучения, мы снова наступаем на грабли...(((
    Неужели никто из писавших "инновации" для начала не удосужился проанализировать последние статистические и аналитические данные?

  • 23 октября 2009 в 09:45 • #
    Петр Павел Сурков

    Наконец-то всех посадят за компьютер.
    а учителям не мешало бы проходить повышение квалификации гораздо чаще чем раз в пять лет - минимум раз в год.
    Скорость увеличения объема информации растет и через пять лет можно отстать навсегда.

  • 23 октября 2009 в 10:03 • #
    Любовь Цой

    Уважаемые дискусанты.
    Иследований было проведено много. И анаолиз был сделан достаточно профессиональный и содержательный.
    И борьба вокруг новых стандартов развернулась не шуточная.

    В новом стандарте образования вузам, преподавателям и студентам (бакалавриат и магистратура) даются большие права и ответственность за образовательный процесс.
    - Министерство и чиновники не будут устанавливать обязательный список дисциплин (рекомендации будут).
    - Вузам дается право составлять перечень обязательных и дополнительных дисциплин, исходя из своего понимания к требованиям специалистов, которых они готовят для рынка труда.
    - Преподавателям дается право самим формировать тематику дисциплин и включать те темы, которые они считают необходимыми для того, чтобы выпустить конкурентоспособного специалиста.
    - Студентам дается право формировать индивидуальный план обучения, исходя из его представлений о том, как он будет дальше использовать полученные знания в своей профессии.

    В центре образовательного пргоцесса будет компетентностный подход.
    Каждому преподавателю придется методично и технологично описать КАК и каким образот будет формироваться профессиональная компетенция в рамках его дисциплины.

    Использование интернет-конференций, форумов и дискуссий - должно стать неотъемлимой чатью учебного процесса для усвоения содержания учебных дисциплин.

    На вопрос - Какие бы дисциплины вузы отменили, почти вся аудитория (преподаватели, аспиранты, деканы, ректора) ответили :
    - ОБЖ
    - физкультуру
    - иностранный язык как обязательный в непрофильных вузах.

    Эти дисциплины могут быть предоставлены как дополнительные, но не как обязательные в непрофильных вузах.

  • 23 октября 2009 в 10:59 • #
    Павел Васильевич Шиварев

    Уважаемые профессионалы. Думаю, что всем известно, что с 01.09.2010 будет введен ФГОС НШ (федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы.) За ним последуют и другие стандарты. Но как это будет? Опять очередное "исполнямс- одобрямс". или иначе? Есть ли у стандарта шанс быть введенным неформально?
    Этот и ряд других вопросов рассматриваются в сетевой дискуссии, которая проводится на портале http:
    proekta.ru. Приглашаем всех, кто считает себя профессионалом в области образования. Дата начала дискуссии 20.10.2009 г. 14.00 по Екатеринбургскому времени.
    Подробное письмо об организации дискуссии
    http://proekta.ru/html/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=5696

  • 23 октября 2009 в 21:17 • #
    Владислав Лаптев

    Доброго времени суток, уважаемые профессионалы!

    Можно много анализировать чужой опыт и делать определенные выводы, НО по моему мнению, в первую очередь необходимо анализировать и УЧИТЫВАТЬ текущую ситуацию нашего образования!

    ...и что профессиональный уровень и зарплата в большинстве случаев низкие, отсутствие стимулирования и соответственно не заинтересованность...

    ... и что по-настоящему Преподавателей с авторской программой и индивидуальном подходе по пальцам пересчитать....

    ...и что студенты в большинстве случаев идут не за знаниями, а за дипломом! А после введения ЕГЭ в этом плане еще более усугубилось - поступают лишь бы куда-нибудь...

    И все это приведет к тому, что общий уровень нашего образования упадет еще на порядок, после того как введут этот стандарт и предоставят решать все на местах :(((((((((((((((((

    P.S.: Даже "благое дело", но сделанное не вовремя, может привести к печальным последствиям :(

  • 24 октября 2009 в 03:01 • #
    Анатолий Шиян

    1) Преподаватели должны учить только тому, что знают сами (свои _научные_ результаты).
    2) "Общие курсы" - ознакомительного характера - должны читать _старые_ специалисты, которые уже не способны давать _новое_ (разные там академики и профессора).
    3) Нагрузка на преподавателя - не более 100-150 аудиторных часов.
    4) Зарплата преподавателя _оторвана_ от количества студентов.
    5) Взаимоотношения "преподаватель-ВУЗ" строятся _специальным_ образом (описано в моей статье Шиян А.А. Теоретико-игровая модель для управления эффективностью взаимодействия «преподаватель – ВУЗ» //Управление большими системами / Сборник трудов. Выпуск 18. – М.: ИПУ РАН, 2007. – С. 141-159 - есть в Интернете на сайте ИПУ).

    Это - _минимум_: не сделав этого, Российское образование будет _похоронено_. Навсегда.
    Но этого - не есть достаточно_: достаточные условия описаны в моих монографиях.

    Пока что то, что делается в России - это продолжение Советского поджхода, но в _отсутствие_ ресурсов.

  • 24 октября 2009 в 07:54 • #
    Федор Кишалов

    И по поводу бакалавриата и магистратуры у меня нет однозначно положительного мнения...
    По-моему, министерство образования стремительно несется вперёд, пытаясь обогнать критику президента, правительства и общественности, при этом боится этой критики, делает шаги назад, не анализирует пройденных экспериментальных шагов... По-моему... оно потеряло чувство реальности в том плане, что не понимает, что происходит в школах и ВУЗах...
    Им бы, министру со товарищи, ИНКОГНИТО побывать не в престижных школах и ВУЗах, а потихоньку у нас, в провинции, , чтобы не было роскошных встречь и т.д.... ИНКОГНИТО!!! И КАК МОЖНО ЧАЩЕ - НА МЕСТА!!!
    МЫ, как в советские времена, вновь начали выдавать желаемое за действительное...
    А проблем - море...
    БОЛЬНО НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ - и школьноеи ВУЗовское - давайте в этом признаемся сами себе... и от этого будем плясать...
    А мы: от достижений - к новым достижениям, не замечая...

  • 24 октября 2009 в 10:22 • #
    Любовь Цой

    Больно не только образование, а все общество.

  • 26 октября 2009 в 07:59 • #
    Федор Кишалов

    И это ПРАВДА... И, наверное, надо начинать с общества, с ЧЕЛОВЕКА, чтобы решать какие-то проблемы в государстве: в образовании, борьба с взяточничеством, медицина, сельское хозяйство, местная власть и её отношение к людям, наркотики, алкоголизм (в том числе подростковый - пивной) и т.д. и т.д.
    Живу на селе и часто бываю в областном центре - Костроме...
    Любовь Николаевна, так тяжко на Душе...
    о своей Душе забыл Человек... Вот и творит, не понимая, что...

  • 26 октября 2009 в 09:02 • #
    Любовь Цой

    Федор, Ваш крик души и тяжесть на душе очень даже мне понятен.
    Когда - то я тоже так выражала свое отношение к тому, что происходит вокруг, пока мои учителя не показали мне что этот душевный стриптиз - не что иное, как только попытка облегчить свою душу:-)
    На данный момент руководствуюсь принципом - "Все, что может человек сделать в этом мире - находится на расстоянии вытянутой руки".
    Поэтому, делайте все что можете, но делайте так, чтобы хоть что-то изменить в мире вокруг Вас, а дальше как будет.
    Берегите свою душу и оставьте этот душевный стриптиз другим.

  • 26 октября 2009 в 12:59 • #
    Федор Кишалов

    Да я так и стараюсь делать... Я - НЕ ВОИНСТВУЮЩИЙ.....
    Я ни с кем не воюю... Я просто живу...
    А то что я пишу - не значит, что об этом я кричу направо и налево... Я молчу... И стараюсь жить так, чтобы принести пользу своим примером, никого не ругая и не поучая...

  • 24 октября 2009 в 14:46 • #
    Надежда Кабанова

    Интересная информация, спасибо. Я слышала о новых стандартах и даже пытаюсь корректировать программы с учётом этого нового стандарта. Не всё там хорошо, есть надуманные, спорные моменты, трудно реализуемые на практике при современном положении дел в ВУЗах, например в родном СПбГУ. По поводу доступа студентов к интернет - даже студенты технических специальностей (которых я обучаю) не всегда имеют возможность доступа к хорошему интернету (я имею в виду качество связи). Повышение требований к преподавателям звучит как плевок в душу. Я - скорее исключение, т.к. и так участвую во всём на свете, просто потому, что хочу и это мне интересно. А вот публикации например требуют денежных вложений (зачастую), я уже не говорю о творческих проектах, отнимающих силы и время. И это при зарплате ниже, чем у уборщицы в "пятёрочке" . Старший преподаватель - чистыми - 8 тысяч рублей. Читайте, дорогие коллеги, и удивляйтесь.

  • 24 октября 2009 в 16:40 • #
    Любовь Цой

    Проблем в переходом на новый стандарт в образовании очень много. Как они будут решаться -не известно.

  • 25 октября 2009 в 10:04 • #
    Алексей Оглоблин

    Считаю, сейчас нужно, прежде всего, заниматься школой. Высшее, дополнительное, профессиональное, ССУЗы - выживут и перенастроятся как-нибудь сами худо-бедно. В школьном образовании более-менее дела идут адекватно только в Москве. В регионах всё очень плохо, особенно с учительскими зарплатами.

  • 25 октября 2009 в 10:17 • #
    Любовь Цой

    Школой надо заниматься обязательно.
    Но я в вузах преподаю, поэтому меня интересуют вузы.

  • 26 октября 2009 в 12:03 • #
    Нонна Коростелева

    Доброго времени суток, уважаемая Любовь Николаевна! Внимательно ознакомилась с тем, что предполагают новые стандарты высшего образования. "Категорически согласна" с компетентностным подходом. Только я бы предложила сделать наоборот - интерактивное обучение в бакалавриате - 40%, а в магистратуре - 20", там уже необходима, как мне кажется, более фундаментальная подготовка.
    Меня, как практика ( а уж потом преподавателя) смущает
    Вузам дается право составлять перечень обязательных и дополнительных дисциплин, исходя из своего понимания к требованиям специалистов, которых они готовят для рынка труда.
    - Преподавателям дается право самим формировать тематику дисциплин и включать те темы, которые они считают необходимыми для того, чтобы выпустить конкурентоспособного специалиста.
    - Студентам дается право формировать индивидуальный план обучения, исходя из его представлений о том, как он будет дальше использовать полученные знания в своей профессии.
    А где работодатели? Каким образом преподаватель узнает как "давать" к примеру, коммуникативную компетентность будущему экономисту авиационного предприятия, например.?И понадобится ли ему, будущему экономисту ОБЖ и деловой английский, если он будет работать, например, экономистом в подразделении спецавтотранспорта. (Пишу о том, что знаю досконально).
    Когда я стала преподавать, то с грустью подумала, если бы нас учили необходимым навыкам взаимодействия, то насколько бы эффективней была моя профессиональная деятельность.

  • 26 октября 2009 в 12:10 • #
    Любовь Цой

    Доброго времени суток, уважаемая Нонна.
    С работодателями должны устанавливать тесную связь сами вузы. Должна создаваться органищзационно-коммуникативная и информационная сеть, в которой работодатель может формулировать свои требования и компетентности к будущим специалистам, а вузы - учитывать требования рынка труда..

    Формирование навыков взаимодействия возможно только в игровых технологиях, которым преподавалей не учат. Вероятно современным преподавателям придется осваивать игровые технологии. Но вузы пока не в состоянии оплачивать игровые технологии обучения.

  • 26 октября 2009 в 12:49 • #
    Нонна Коростелева

    Спасибо за ответ, но на кого повесить ответственность за создании организационно - коммуникативной и информационной сети. И почему ВУЗЫ не в состоянии оплачивать - может пересмотреть политику ценообразования оплаты за обучение, в том числе и так называемого бесплатного? Государство же платит? Может быть больше студентов будут выбирать такие ВУЗы?

  • 26 октября 2009 в 12:52 • #
    Любовь Цой

    Нонна, уважаемая, я не чиновник в вузах, я креативный преподаватель Мой спецкурс востребован и я договариваюсь с деканами. Но они очень ограничнеы в средствах.
    Поэтому приходится продавать свои услуги коммерческим структурам, которые готовы платить за хороший спецкурс хорошие деньги.

  • 26 октября 2009 в 13:00 • #
    Нонна Коростелева

    Любовь Николаевна, спасибо, вот Вы и ответили мне на вопрос. Получается, если спецкурс востребован, его и можно и нужно продавать коммерческим структурам (или государственным) , которым это необходимо. А за образование - стыдно и обидно, студенты (или их родители)вкладывают средства - прежде всего - время, а потом эти знания невостребованы.

  • 26 октября 2009 в 13:09 • #
    Любовь Цой

    Хороших преподавателй из вузов переманивают рыночные структуры образования, и это есть естественный процесс конкуренции между вузами.


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008