Top.Mail.Ru
Виталий Егоров Почему у российской космонавтики неплохие...
22 ноября 2017 в 01:11

Виталий Егоров Почему у российской космонавтики неплохие перспективы

Несмотря на провал в сфере коммерческих пусков, говорить о закате российской космической отрасли нельзя

​В 2016 году Россия впервые за 13 лет уступила первенство по количеству ракетных запусков. В августе 2017 года «Роскосмос» оказался обойден всего одной американской компанией — SpaceX. И хотя в сентябре удалось вернуть преимущество, в зачете по странам лидерство утрачено. Такая ситуация у многих вызвала опасения за российскую космонавтику. Поэтому стоит разобраться в сегодняшнем значении «Роскосмоса» в освоении космоса.

Назначение запусков

Сокращение числа ракетных пусков имеет по большей части внешние причины, которые далеко не всегда говорят о проблемах «Роскосмоса». Кроме того, не стоит забывать, что ракета — это только «такси», на котором спутник или корабль добирается до рабочего места. Космическая деятельность начинается после отделения полезного груза от ракеты-носителя. Поэтому попытки оценить всю космонавтику только по количеству ракетных запусков приводят к однобоким результатам, не отражающим полную картину. Для более цельного восприятия требуется как минимум оценить назначение пусков.

Виталий Егоров   Почему у российской космонавтики неплохие перспективы

Российские ракетные запуски можно разделить по нескольким направлениям: военные, гражданского назначения (научные и прикладные), коммерческие, иностранные некоммерческие и по пилотируемой программе. Стоит подчеркнуть, что такой спектр назначений весь XXI век имеет лишь Россия. У Китая есть пилотируемые запуски, но из-за санкций практически нет иностранных коммерческих заказов. Когда у США летали пилотируемые шаттлы, тогда не было коммерческих запусков; когда начался выход на коммерческий рынок, прервалась пилотируемая программа.

Далеко не все запуски «Роскосмос» осуществляет для себя. По сути, NASA и ESA частично вывели в Россию на аутсорсинг запуск своих гражданских и научных космических аппаратов, а также поддержание государственной пилотируемой программы. Тут российское ракетостроение удачно вписалось в мировое распределение космического труда. Это позволяло поддерживать работоспособность российской отрасли в годы бюджетного безденежья. Заодно некоторые дивиденды получала российская наука. На условиях «совместная наука за запуск» с 2003 года на российских ракетах были запущены европейские межпланетные станции Mars Express, Venus Express, ExoMars TGO, астрофизическая обсерватория Integral. Ряд запусков ESA оплачивает на коммерческих основаниях: например, в этом году «Рокот» запустил с Плесецка европейский геофизический спутник Sentinel-5P.

Пилотируемая программа остается важнейшим направлением деятельности «Роскосмоса». Ее значение еще возросло в 2011 году, когда США закрыли программу Space Shuttle и утратили возможность доставки экипажей на Международную космическую станцию (МКС). С тех пор пилотируемое обеспечение станции поддерживается исключительно российскими кораблями «Союз», на которых летают российские космонавты, американские, европейские и японские астронавты. Грузовое снабжение осуществляется совместно: ранее летали европейские грузовые корабли ATV, сейчас в США частные компании создали по заказу NASA грузовики Dragon и Cygnus, продолжаются редкие рейсы японского корабля HTV. Но три-четыре грузовых российских «Прогрессов» продолжают ежегодно совершать полеты на МКС.

Ракетный демпинг

Ко второй половине 2000-х дешевые российские ракеты заняли до половины мирового космического рынка. Благодаря капитальным расходам, покрытым еще советским государством, и низкой оплате труда стоимость на мировом рынке «Протонов» и «Союзов», конверсионных «Днепров» и «Рокотов» была запредельно низкой в сравнении с конкурентами. Единственным конкурентом в низком ценовом сегменте была также частично российская ракета «Зенит», производимая на Украине. Но «благодаря» дешевым «Протонам» и низкому росту спроса на рынке коммерческих запусков обанкротился международный проект Sea Launch, запускавший «Зениты» с плавучего космодрома в Тихом океане. Оставался только Land Launch с Байконура, и эти пуски считались российскими. Конверсионный российско-украинский «Днепр», запускаемый по программе утилизации баллистических ракет, вообще не имел аналогов по стоимости. Несмотря на украинское участие, «Днепры» запускались из России и тоже засчитывались ей.

Утрата позиций

В последние годы рынок коммерческих запусков пережил серьезный передел. Россия утратила прежние позиции по ряду внутренних и внешних причин.

Снижение качества производства «Протонов» повлекло ряд громких аварий в 2010-е, привело к многомесячным задержкам пусков и отзыву продукции для устранения брака. Как следствие — рост страховых ставок]] и утрата доверия коммерческих заказчиков. Усугубило ситуацию ухудшение отношений России и США. Санкционная война повысила риски запрета ввоза американской электроники, в том числе в составе готовых спутников, на территорию России. Подобные ограничения были во времена холодной войны и до сих пор распространяются на Китай. Россия пока не настолько разругалась с Америкой, но разговоры в 2014 году были, и разрядки с тех пор не наблюдается, поэтому у коммерческих заказчиков присутствуют обоснованные опасения, что запрет могут ввести в любой момент.

Обострение российско-украинских отношений поставило крест или как минимум привело к заморозке сотрудничества по «Зенитам» и «Днепрам», несмотря на их экономическую выгоду.

Внутренние проблемы «Роскосмоса» и политические разногласия между странами совпали с выходом на рынок молодой амбициозной американской компании SpaceX. Опираясь на господдержку и современные производственные технологии, грамотный маркетинг и позиционирование, SpaceX сумела невозможное — предложить ракету дешевле русской. Заказчики на мировом рынке тут же выстроились в очередь.

Отчасти «Роскосмос» сам виноват, что снижение интенсивности ракетных пусков тут же вызвало опасение за отрасль. Ранее при любом удобном случае чиновники подчеркивали: «Зато мы по ракетам впереди планеты всей». Теперь же не осталось даже этого козыря.

http://https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/3/61/755112817204613.png

Приоритеты

Между тем в задачах «Роскосмоса» на первом месте стоит обеспечение государственных интересов в космосе. Это прежде всего выполнение заказов Минобороны и запуски в интересах «народного хозяйства». Аппараты гражданского назначения — это спутники связи, дистанционного зондирования Земли, науки, навигации (формально ГЛОНАСС — это военные спутники, но по своему характеру и открытости данных всему миру они гражданские).

Военных спутников в 2010-х запускается меньше, чем в первой половине 2000-х. Это кажется нехорошим симптомом, но высокая интенсивность военных пусков была связана с коротким периодом активной работы космических аппаратов. Не секрет, что до недавнего времени Минобороны продолжало использовать спутники-шпионы, снимающие на фотопленку и вырабатывающие ее запасы за несколько недель. Но сейчас им на смену приходят более долгоживущие цифровые системы.

Освоение космоса ассоциируется прежде всего с пилотируемой космонавтикой и гражданскими спутниками прикладного назначения. Здесь дела стали идти лучше — результат возросшего бюджетного финансирования отрасли с середины 2000-х годов. Запускаются спутники как для Минкомсвязи, так и для внутреннего коммерческого заказчика «Газпром космические системы». В последнюю пятилетку пополняется группировка спутников дистанционного зондирования Земли сериями «Канопус», «Ресурс-П» и «Метеор-М», запустили два геостационарных метеоспутника серии «Электро-Л» (хотя один уже вышел из строя).

В 2000-е «Роскосмос» реализовывал амбициозную программу формирования группировки навигационных спутников ГЛОНАСС. Для штатного функционирования системы по всему земному шару требуется 26 спутников. С учетом запуска резервных и замены вышедших из строя ГЛОНАСС вносила существенный вклад в статистику пусков в прежнее десятилетие. Без нее показатели гражданских запусков выглядели бы еще скромнее. Сейчас систему требуется лишь иногда пополнять, что обеспечивается единичными стартами.

Проблемы

В целом обзор запусков по назначению показывает, что в последние годы Россия даже увеличивает свое присутствие в космосе, по крайней мере в гражданской части. Динамика военных пусков тоже не показывает серьезного снижения. Заметный провал мы видим только в коммерческой деятельности. Для продолжения конкурентной борьбы в «Роскосмосе» прорабатывают модернизацию прежде популярного «Протона» и создание новой ракеты «Союз-5». При участии частной компании «С 7 Космические транспортные системы» появляется возможность возрождения ракеты «Зенит» и проекта Sea Launch.

Конечно, мы оставили за рамками немало проблем: растущее число аварий российских ракет, редкие запуски научных аппаратов и практически полное отсутствие автоматических межпланетных станций. Длительность активного существования спутников и их прикладное применение в интересах государства, экономики и бизнеса тоже оставляет желать лучшего. И все же российская космонавтика сохраняет возможности освоения космоса широким спектром автоматических аппаратов и кораблей различного назначения, важно только реализовать их.

547
Комментарии (4)
  • 23 ноября 2017 в 23:57 • #
    Сергей Ратников

    К сказанному добавлю. Развитие космонавтики у нас идёт вяло, обновление новыми разработками космической техники плохо идёт. Развитие принципиально новой техники нет. НИР идёт только вокруг уже известного, а вокруг новинок науки нет, да и НИР в космических компаниях почти нет, так по мелочам. Будущее нашей космонавтики туманно, что бы было не туманно нужны новые направления, принципиально новые решения, нужны открытия, а их нет. Людей с новыми взглядами на разные аспекты развития космической техники, людей работающие в сфере прорывной техники и над устройствами на новых физических принципах к делу не привлекают, наоборот подальше задвигают. Ну и какое тут у нас будущее??? С таким раскладом дел. На повестку дня выдвигаются двигатели на новых физических принципах, а у на твёрдо держатся за реактивные двигатели, которые в недалёком будущем отойдут от активного использования. Когда это случится, наша космонавтика тихо загнётся.

  • 25 ноября 2017 в 09:33 • #
    Александр Гордич

    Ув. Сергей!Космонавтика, как и всё другое, существует не в вакууме, а в условиях нашей действительности.
    Сказанное автором "о космонавтике" не имеет к ней никакого отношения. Таблицы, описания, выводы - как с кальки неувядаемого Мельникова, за счёт тотального "одобрямса" шагнувшего из торговца запчастями в массовку (самое страшное, что он теперь имеет мнение о вещах, которые ему неведомы) "больших конференций" с участием в качестве сопредседателя, например, Чубайса.
    Небольшой экскурс: самое дорогое в пуске баллистической ракеты - стартовая позиция (которые в РФии беспощадно уничтожили, а америкосы - сохранили). Многоразовая инфраструктура космодрома, ЦУПов и т. д. всё-таки сложнее но соотношение в стоимости вывода - близко к МБР шахтного базирования.
    От 8К72 (из далёкого 1953 -го) и до последних Союзов - непрерывная эпоха РН с 4-мя компонентами: кислород, керосин, азот (именно наддув баков азотом обеспечивает пожаро- и взрывобезопасность), перекись водорода намного лучше, чем многоразовые труповозы США, выброшенные на свалку. Многоразовые РН Маска - беспилотное повторение фиаско Шаттлов.
    Как в РФ уживаются космические двигатели без отброса массы (подвиг Леонова и многих других)с комиссией по лженауке РАН, одному ???? известно.
    Резюме: необходимо сохранить старое (РН) на должном уровне, как как разработка новых РН при малом кол-ве запусков - экю убыточное занятие. Если искоренить импортные комплектующие из КА вместе м "международной кооперацией" в пилотируемой и непилотируемой космонавтике (санкции против РФ- наглядный пример самоограничения расхитителей - плачут, но уменьшают вывоз за рубеж в условиях невозможности существенного роста обезжиривания электората), то будет наблюдаться подъём науки и экономики или "как всегда".Именно двигатели (на мощные ЖРД америкосы в обозримом будущем не способны и энергетика) служат первоосновой космонавтики, как для вывода на орбиту, так и в дальнем космосе (особенно, если нужно возвращаться).
    Уже 30 лет наблюдаю махровый восход электриков в руководство двигательных НИИ МОМа (Коротеев из Центра Келдыша и далее до последнего министра Общего машиностроения). В конце СССР новоявленный директор-электрик требовал развивать лазерные двигатели с питанием от наземного лазера, к когда прочитал мою техсправку о требуемой точности стабилизации КА (на эту тему недавно вышла хорошая книга специалистов НПО "Астрофизика") и распространении луча в турбулентной атмосфере обиделся и пришлось уйти. В 2000 -х был нач. лаб.НИИ, где разрабатывались электроннодетонационные ЭРД (скользящий наносекундный разряд), но благоразумно ретировался в серийное производств и не жалею.
    P.S. Один в поле космонавтики не воин, да и два то же самое. Это к тому, что сайт развивает в основном всё новые направления словоблудия, а реальные вопросы большинству не ведомы, а те, кто знает - помалкивают (действующим участникам драмы - себе дороже, в ветераны на "профессионалах" не хотят бороться с ветряными мельницами, что указывает на их профессионализм).
    Массовка сюда не лезет, про неё вспоминается анекдот:- Какой у вас АйкЮ? - Двадцать сантиметров!

  • 25 ноября 2017 в 13:22 • #
    Александр Адрианов

    Полностью с Вами согласен, Александр. Космос хоть и далеко, но "опирается" на ту действительность, что на Земле, поэтому, оглянувшись вокруг легко понять, что возможно, а что нет! Так уж сложилось (хорошо, лишь отчасти...), что наш народ любит "Высоту" - это и Космос и Вера (по чешски звучит "Вира": помните строительную терминологию (Вира-Майна)). Правда упасть можно с такой высоты, особенно, если хитроумные еще и бьют по "глиняным ногам", и мы уже падали в прошлом. Должно быть прочным ОСНОВАНИЕ, ведь пустотелых силовых инструментов и конструкций не бывает!

  • 26 ноября 2017 в 23:01 • #
    Эдвид Линевич

    Надо осваивать материалы со спин ориентацией. Это даст невиданные технологии, в том числе освоение дальнего космоса за короткие сроки полетов.


Выберите из списка
2021
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008